Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Интернет » Юзабилити » Русский интернет: конец иллюзий?

 

Русский интернет: конец иллюзий?

 

 

К итогам Пятого Российского Интернет-форума.

Статья написана Алексеем Чадаевым, участником 5-го Российского интернет-форума, руководителем проекта RDWeb

На прошлой неделе (в марте 2001) состоялся пятый Российский Интернет-Форум – ежегодное мероприятие, являющееся в значительной степени знаковым для Рунета – т.е. условного “русского” сегмента сети. Традиционно РИФ – это некое событие, куда сто известных в сети людей приезжают потусоваться, а ещё пятьсот – посмотреть на то, как оные известные люди это делают. Однако весь следующий год отечественная интернет-индустрия во всём её многообразии движется в том фарватере, который задаётся на такой вот свойской тусовке.

загрузка...

 

 

В прошлом, 2000 году этот фарватер определял общий оптимизм, если не сказать ажиотаж по поводу новых решений, долженствующих вот-вот изменить сеть и весь мир вместе с ней. Тогда, на миллениумном четвёртом Рифе тон задавали порталы, венчурные интернет-компании, е-магазины и агентства интернет-рекламы. Тогда казалось, что впервые за несколько лет в Рунет пришли серьёзные деньги, появились по-настоящему эффективные решения для бизнеса и что наконец-то в сети выросла своя индустрия, свой значительный рынок; что не пройдёт буквально нескольких лет, как пульс деловой активности переместится в сеть, а обороты интернет-компаний сравняются с оборотами сырьевых холдингов.

В нынешнем году участников на РИФе было впервые в его истории меньше, нежели в предыдущем. Ненамного – от силы на сто человек; однако сам по себе этот факт представляется крайне важным, если опять-таки не сказать знаковым. Да и состав засвеченных брендов также оказался несколько поуже прошлогоднего.

Дело тут вовсе не в физическом количестве толпы народа – сие цифирь поверхностная. Гораздо масштабнее оказалась общая коррекция этого самого фарватера. От ажиотажа не осталось и следа, как и от разученных и навязших в зубах за прошлый год мулек типа “B2B” и “e-commerce”. Падение NASDAQ и фактическое прекращение потока забугорных инвестиций в российскую контент-индустрию и екоммерц, сопровождаемое оптимистичным тостом “за е-бизнес”, закрытие интернет-проектов и слияния компаний, массовые увольнения (порт.ру, лист.ру...), общее падение CTR на большинстве сетевых рекламных площадок, сокращения бюджетов и сворачивание перспективных направлений развития... И при этом - констатация убыточности 99% российских интернет-проектов, низкие темпы количественного и качественного роста аудитории даже в пределах МКАД, не говоря уж об остальной географии, остающаяся смехотворной пропускная способность каналов на всех “милях” – от “первой” до “последней”, низкие темпы обновления парка компьютерной техники (более двух третей используемых сегодня в России компьютеров можно считать сильно устаревшими...)

В общем, погуляли – похмелились. Те несколько сот миллионов инвестиций, которых зашвырнуло в прошлом году в российский интернет превратностями американской биржевой ситуации, достались преимущественно порталам – Рамблер, Яндекс, Апорт, Лист, Порт и другие. Это дало им повод весь прошлый год прозагибать пальцы – кто сколько потратил на всякие разные “проёкты” – один другого круче и “интерактивнее”. Сейчас же пальцы использовать приходится совсем для другого – ими пересчитывают те крохи, которые удаётся зарабатывать рекламой, платной подпиской, прямыми продажами, и сопоставлять с издержками, то есть, попросту говоря, сводить баланс, как это делает весь нормальный бизнес. Казалось бы, нет ничего более естественного – однако ведь уже сама по себе эта процедура оказалась болезненной для модных и венчурных интернет-компаний, а результаты её и вовсе вогнали в тоску. “Вдруг” выяснилось, что в российском интернете почти никто не вышел даже на уровень рентабельности, не говоря уже о том, чтобы окупить вложения.

Мы в России попали в вилку: с одной стороны, на Западе интернет уже перестаёт быть новомодным феноменом, постоянно находящимся на слуху, и становится вписанным в повседневность, привычным, как домашние тапочки. Стало быть, и инвесторы вкладывают деньги в интернет не потому, что прутся от его новизны и феноменальных возможностей, а потому, что рассчитывают заработать денег. В России же ничего ещё толком не начиналось – аудитория интернета составляет полтора процента населения, причём весьма сомнительно, что у этих полутора процентов поголовно сверхвысокие доходы. Авантюризма для того, чтобы пытаться зарабатывать реальные деньги на этой аудитории, хватает, мягко говоря, далеко не у всех.

Оттого и пессимизм в фарватере. Собственно, это не пессимизм даже, а именно похмелье со всеми его характеристическими чертами: появление прагматичного, ещё не трезвого, но уже трезвеющего взгляда на мир, тоска по упущенным возможностям, желание опохмелиться любой ценой...

Итак, дано:

1.Почти все рекламные площадки в Рунете убыточны. Средства, затрачиваемые на раскрутку самой площадки до необходимого уровня, при нынешней дороговизне и технической сложности сетевой рекламы себя не окупают. Баннерная реклама вообще показала свою тотальную неэффективность: до тех пор, пока сами по себе баннеры были чем-то новым для аудитории, на них ещё нажимали, а сегодня на тысячу показов приходится два-четыре клика. Делать красивые презентационные сайты, как выяснилось, тоже невыгодно – в изготовлении они дороги, а охват аудитории мизерный. Единственным более-менее “свежим” для сети и потому ещё сколько-нибудь рентабельным способом рекламы является всякого рода “джинса”, т.е. косвенная реклама, пиар и брендинг в различных интернет-медиа; поскольку народ наш любит читать всякие “ленты.ру” и “газеты.ру”, джинсу он пока что хавает.

2.Все е-магазины в Рунете убыточны. По тем же причинам: раскрутка площадки имеющимися на сегодня средствами – дело дорогое и непростое, платёжные средства неразвиты, и из ста посетителей е-магазина реальные покупки совершает один-два. После покупки же надо ещё ответить на звонок менеджера, подтверждающий заказ, и два-три часа ждать, пока привезут товар, ибо склад у е-магазина один на весь город.

3.Все интернет-СМИ убыточны. Главред “газеты.ру” Бородулин года полтора назад говорил, что “газета” окупится к концу 2001 года; сегодня он говорит, что не раньше 2004-го. Содержание редакций, собственных корсетей, профессиональная обработка контента в реалтайме, служба технической поддержки и т.д. – всё это пока дело очень и очень затратное, и одна реклама, без платной подписки, окупить этих затрат не может. Вводить же платную подписку на свой контент медиа не могут, ибо моментально потеряют свою и без того немногочисленную аудиторию, так как конкуренция за неё в сети уже сегодня весьма жёсткая. Да и вообще единственная сфера, в которой реально продаваема сегодня платная подписка на контент – это порнография.

Отсюда вывод: “мы – голодные, мы – нищие”. И не только мы: на РИФе выступал некий Кай Болек, представляющий европейский офис известного портала Lycos. Он долго и красочно на ломаном английском рассказывал, как можно зарабатывать деньги с помощью порталов, после чего его спросили: “Является ли Lycos прибыльным?” Ответ был: “Нет, пока не является, но мы знаем, как сделать его прибыльным”. Блажен, кто верует.

Конечно, на самом деле не всё так плохо. Просто Рунету была жизненно необходима “прививка от глупости и жадности”, по выражению А.Шкреда. Из имеющейся ситуации необходимо делать правильные выводы, только и всего. Некоторые из этих выводов уже были сделаны на РИФе.

Вывод первый и наиболее, на мой взгляд, важный сформулировал Илья Пономарёв (сейчас – Arrava, а до этого – “Тройка-диалог”): никакого интернет-бизнеса нет, а есть бизнес в интернете. Это означает, что из “нуля“ реального бинеса возникнуть не может нигде, в том числе и в сети. Только в том случае, если уже есть в природе готовая “офлайновая“ инфраструктура бизнеса, есть шанс, что широкое применение IT и, в частности, экспансия в сеть даст этому бизнесу реальное снижение издержек и увеличение доходов. И поэтому говорить надо сегодня не о том, как сделать какой-нибудь бизнес в сети, а о том, как вытащить в сеть действующий бизнес из офлайна.

Вывод второй: интернет в Москве и интернет в России – это две большие разницы. А.Волож (“Яндекс”) сформулировал даже такой подход: Москву надо рассматривать с точки зрения бизнеса не как столицу России, а как отдельное небольшое государство Восточной Европы (вроде Польши или Эстонии) – по численности и покупательной способности населения, территории, развитости инфраструктуры и т.д. Поэтому если федерального бизнеса в Рунете пока что не построишь, то московский в “Монете” – очень даже можно, только маленький, компактный, рассчитанный на небольшие прибыли и медленный набор оборотов, ограниченную ёмкость рынка и сверхжёсткую конкуренцию во всех нишах.

Вывод третий: интернет-индустрии необходимы нормальные research-структуры. IT – это одна из немногих индустрий, которая вовсе не имеет в России никакой научной составляющей – даже прикладной, не говоря уже о фундаментальной. IT-индустрия в целом в России живёт фактически одним днём, а собственно исследованиями, прогнозами, анализом тенденций занимаются разве что некоторые “теоретизирующие практики” (выражение Д.Иванова из russ.ru) в свободное от основных занятий время. Да, конечно, есть РосНИИРОС, РОЦИТ, структуры типа “интернет-академий”, службы вроде monitoring.ru и т.п., однако ни одна из них не занимается стратегическими исследованиями в области контент-индустрии, екоммерца, корпоративных решений и т.д. Необходима наука, выделенная из бизнеса, однако вместе с тем не оторванная от его насущных потребностей и могущая обеспечивать сетевой бизнес грамотной, внятной аналитикой, способной избавить его от блужданий в полутьме и экспериментов наощупь. Кстати, самые слабые, если не сказать откровенно идиотские доклады на РИФе был у Т.Ершовой из некоего Российского Института Информационного Общества и у М.Бунчука, представлявшего научно-образовательный проект Мирового Банка.

Вывод четвёртый: по-прежнему актуальными для развития отрасли остаются вопросы политики. Постоянные попытки установки различных форм “госконтроля“ над интернетом, усугубляемые фатальным невежеством российских чиновников и политиков в предметной области (чего стоит хотя бы недавний проект закона “об Интерсети”, появившийся в одном из думских комитетов), устаревшие технологические стандарты для лицензирования и сертификации оборудования и технологий, да и сами эти процедуры - святая троица из лицензирования, регистрации и сертификации – всё это превращает рутину отношений IT-бизнеса с властью в перманентный идиотизм. Все дискуссии о роли государства в развитии интернета почему-то всегда сводились к госконтролю и “упорядочиванию”, а не к защите и мотивации. Ясно, к примеру, что пока кабельная инфраструктура в стране находится под контролем “неестественных монополий”, инвестиций в её развитие нет и не будет, а значит, о быстрых цифровых сетях можно только мечтать. Руководители же партии и правительства вместо того, чтобы решать эти проблемы, сегодня всерьёз занимаются вопросом, как бы “упорядочить” ещё и контент-индустрию, доменные зоны и т.д.

Вывод пятый: нужно распахивать мозги. Кто бы что ни говорил о том, что проблема “цифрового неравенства” является надуманной и “пиаровской”, эти тезисы разлетаются в пух и прах при столкновении с реальной жизнью, когда людей с хорошими дипломами, опытом и знаниями не берут на работу только из-за того, что они не “на ты” с компьютером. Минимальная грамотность в области IT – это сегодня действительно жизненно необходимо каждому; тем тяжелее людям старших поколений, которым учиться сложнее.

Вполне очевидно, что в данном случае интересы государства и IT-бизнеса полностью совпадают: и те, и другие заинтересованы в скорейшем приобщении людей к информационным технологиям. На самом деле это значит, что бизнес должен принимать самое живое участие в построении нормального IT-образования, встраивании этого образования в махину российской образовательной системы – это вполне соответствует его стратегическим интересам.

Лишь бы только ещё научиться осмысливать и реализовывать свои стратегические интересы.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Русский интернет: конец иллюзий?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chevrolet Viva: Немецкие корни русской астры

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Viva Покупка Chevrolet Viva не потребует коррекции менталитета За что любят вазовскую «десятку»? За незатейливость.

» Американскии автомобили - 3313 - читать


Mitsubishi Pajero Sport: Джип для «среднего» русского

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Pajero Sport Выбор автомобиля - тема актуальная для каждого, кто намерен его купить. По мере роста материальных возможностей наших граждан выбор "авто для себя" заметно расширяется в сторону более дорогих моделей.

» Японские автомобили - 4992 - читать


Инвестиции в русский Интернет

Сегодня все чаще приходится слышать о втором «буме» инвестирования в Рунет. При этом, что следует считать первым – не совсем понятно. История инвестиций идет параллельно истории самого Рунета, и делить на периоды эту сферу довольно затруднительно.

» Продвижение и оптимизация - 1560 - читать


Юбилей русского Интернета

Самым значительным событием Рунета прошлой недели, все всякого сомнения, является десятилетие домена . RU. Торжества прошли в виде торжественного заседания в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной.

» Интересное в сети - 1761 - читать


CashFlow по-русски. Редактор «Цифрового фото» о победе Интернета над печатными изданиями о фотографии

Меньше года назад издательский дом « Фотомедиа» закрыл сразу два ведущих фотожурнала России — « Фотомагазин» и «

» Управление и менеджмент - 2513 - читать



Статья на тему Интернет » Юзабилити » Русский интернет: конец иллюзий?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru