Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Строительство и ремонт » Технологии ремонта » Что нужно знать реставратору паркета

 

Что нужно знать реставратору паркета

 

 

Старые деревянные напольные покрытия, особенно если они в первозданном виде сохранились до наших дней, являются подлинными документами строительного мастерства. Они несут в себе эстетические представления, отражают художественное восприятие мира и технические возможности времени своего создания. Наряду с удовольствием, которое мы получаем от созерцания прекрасного пола, мы как бы бросаем взгляд в прошлое и даем этому прошлому собственную интерпретацию. Только тогда, когда каждое новое поколение получит возможность по-своему осмыслить прошлое, это прошлое станет их собственным.

Основой ухода за паркетом, которому уже более 200 лет, является как можно меньшее вмешательство в его конструкцию и технологию его укладки.

загрузка...

 

 

Неквалифицированное вмешательство может в такой степени исказить историческое содержание старинного паркетного покрытия, что его можно считать потерянным для будущего.

Реставрация для паркетчика начинается с документального описания обнаруженного состояния конструкции старинного деревянного пола. Межэтажные деревянные балочные конструкции в старинных домах требуют вентилируемой, паропроницаемой системы перекрытия, вписанной в строительно-физическую концепцию сооружения. При восстановлении подстилающих конструкций полов действует основное правило: либо производится ремонт существующего основания пола, либо, если такой ремонт невозможен, устраивается новое основание под паркет из цельной доски. Ни в коем случае нельзя для этого применять заменители дерева, например, фанеру или древесностружечные плиты, т. к. они имеют ограниченные сроки годности. Серьезные отклонения от изначальной технологии создания подстилающих конструкций старых полов могут разрушить историческую основу памятника.

Испокон веков русские строители использовали конструкцию под названием «мост»: доски укладывались прямо на землю. Это и были первые полы. Затем доски стали укладываться и на улицах. Такая конструкция получила название «мостовая». Учитывая, что на первых этажах «мост» в избе накапливал влагу с земли, доски стали укладывать на балки, или как их тогда называли «клади», а позже — лаги. Чтобы «клади» не гнили при соприкосновении с землей, под них ставили подставки из камня, кирпича, спустя некоторое время лаги начали укладывать на металлические балки. Такая укладка обрезной доски называлась «мостить по кладям», а конструкция в целом получила название «подмостки». Если «клади» устанавливали не на землю, а воздвигались на «подмостки», то такая конструкция называлась «помостом». Обе эти конструкции стали разновидностью «черного» пола.

Лаги простирались от стены до стены. Своими торцевыми частями они не должны были касаться капитальных стен, что позволяло избежать поражения древесным грибком, и устанавливались, главным образом, параллельно друг другу. При этом обращалось внимание на то, чтобы подпольное пространство правильно вентилировалось и не было слишком влажным. В межбалочные промежутки часто засыпался строительный мусор или хорошо высушенный песок. Уровень засыпки чаще всего не доходил до верхней кромки балок, что обеспечивало хорошую вентиляцию подпольной конструкции. Уже в старину вентиляция использовалась для предотвращения развития плесени.

На «клади» (балки, лаги) укладывался настил из досок («мост»), причем таким образом, чтобы доски опирались на две или три балки сразу. При короблении досок такое покрытие всегда получало надежную опору в нескольких точках. При помощи деревянных дюбелей или кованных металлических скоб обрезные доски крепились непосредственно к балкам. Обрезные доски часто укладывались с зазором друг к другу, величина которого составляла около 20 мм.

Как только началось изготовление щитовых паркетов и паркетных полов, в технике интарсии встала проблема устройства подстилающих конструкций, способных служить долгое время. Самой надежной была признана конструкция «черного» пола. Однако перед мастерами встала проблема кривизны основания — «моста», решить которую пытались разными способами. Халтурный способ укладки заключался в выравнивании щитов паркета по нескольким точкам в местах их сочленения друг с другом, например в местах пересечения стыков. Выравнивание по высоте достигалось за счет подкладок из дранки. Остальная часть щита опиралась на слой из опилок и стружки. Модификацией такого способа явилось использование клиньев для выравнивания положения щитов по высоте. Однако при ходьбе такая конструкция быстро расшатывалась, и между щитами появлялись большие зазоры. Те мастера, которые стали укладывать паркет сразу на шлифованные и максимально сплоченные доски, добились успеха.

После начального периода, когда поверхность дощатых «черных» полов оставлялась практически необработанной, постепенно, с течением времени, произошел переход к ручной обработке поверхности полов при помощи цикли. Эта работа требовала от паркетчика многих умений, поскольку приходилось не просто снимать выступы в отдельных стыках, а выравнивать всю поверхность пола вручную.

За поверхностью простых дощатых полов и паркета в прежние времена ухода почти не было. Время от времени их поверхность лишь проскабливалась, т. е. натиралась грубой щеткой с применением раствора щелочи и песка. Старым приемом обработки поверхности была ее пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами. Позднее перешли к втиранию в поверхность пола расплавленного пчелиного воска. Но первой настоящей защитой пола от воздействия воды и грязи стала пропитка поверхности льняной олифой. После пропитки древесина как бы «оживала», становилась более темной и стойкой. Если паркету нужно было придать блеск, то его покрывали сверхвысокоизносостойким глянцевым лаком на кислотной основе.

Там, где выразительных средств интарсии не хватало, использовался цветной паркет. Уже в XVII в. было известно, что под воздействием различных реактивов древесина может окрашиваться во многие цвета, которые в природе отсутствовали. Планка пропитывалась на всю толщину. «Протравы» состояли из органических компонентов. Так, древесину клена окрашивали в зеленый цвет смесью железного и медного купоросов. Светлые породы древесины приобретали коричневые оттенки после того, как их вымачивали в воде, в которой до трех лет пролежала кожура зеленых грецких орехов. Мастера научились окрашивать паркет патинирующими составами под мрамор, имитировать природные оттенки, добиваться эффекта мореного дерева.

Если было необходимо покрасить пол, то в красители добавляли воск, которым натиралась поверхность. Кроме того, можно было использовать наносимые на древесину окрашенные грунты, получаемые с использованием клеев на протеиновой и казеиновой основе.

Уход за деревянными полами в прежние времена был, по меньшей мере, столь же трудоемок, как и их изготовление. Об этом свидетельствует отрывок из руководства по уходу за деревянными полами 1875 г.:«Для очистки вощенного пола до восстановления естественного цвета древесины рекомендуется: раствором желчи полить старый вощенный слой, присыпать песком и тереть. Затем все смыть чистой водой. После этого проскрести поверхность со слабым раствором серной кислоты и еще раз промыть пол чистой водой. После полного высыхания можно приступать к новому грунтованию поверхности». Когда изучили очищающее действие скипидара, загрязнения стали удаляться легче.

Шлифование машиной и лакировка современными лаками старых полов полностью уничтожает следы прежней обработки и окончательно разрушает этим саму основу восприятия прежних способов обработки поверхности древесины и ее отделки. Паркетные шлифовальные машины нельзя применять для обработки поверхности старых полов, представляющих большую художественную ценность. В случае применения последних тепло, которое выделяется при машинном шлифовании, может разрушить клеевое соединение и тем самым нанести покрытию непоправимый ущерб.

Перестройка и распад СССР способствовали тому, что люди, уставшие от типовых обезличенных проектов интерьеров в жилых и общественных зданиях захотели улучшить и украсить свои помещения. Наши современники, любящие покой, тепло и уют, не пожелали мириться с грязным, холодным и малоэстетичным напольным покрытием у себя дома и в офисе. Чтобы удовлетворить запросы, любые фантазии заказчиков, дизайнеры вместе с производителями паркета обратились к наследию прошлого. Мозаики сложной конфигурации, бордюры, изысканные розетки под любой стиль интерьера стали изготавливаться по мотивам исторических памятников XVIII — XIX вв. Советские мастера-краснодеревщики, которые участвовали в реставрации паркетов Кремля, Останкино, Эрмитажа, Петергофа, и сегодня успешно справляются с работами любой категории сложности, так как их лидерство в производстве высокохудожественных паркетов зиждется на глубоких традициях русского зодчества.

С. Г. Милюков

Источник: "СтройПРОФИль" 8 (46)
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Что нужно знать реставратору паркета":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Что нужно знать о йоге?

Вопреки расхожему мнению, йогой могут заниматься далеко не все – дело не в особенностях характера и не в физической конституции человека, а в незыблемом соблюдении правил, без которых полноценные занятия йогой не имеют смысла. Правила эти просты в исполнении, но требуют дисциплинированности от начинающего йога: Во-первых, все асаны должны исполняться на голодный желудок, если это невозможно по каким-либо причинам, перед занятиями можно выпить лишь чашку чая, кофе, какао, мол ...

» Секреты своего тела - 3848 - читать


Что нужно знать о выездной налоговой проверке...

Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Поэтому первое, что Вам должны предъявить сотрудники налоговых органов ...

» Юриспруденция и Право - 3328 - читать


Что нужно знать об аресте имущества

ToT / Что нужно знать об аресте имущества Алексей РАТНИКОВ Юрисконсульт Международного консультативно-правового центра по налогообложению Журнал Практический Бухгалтерский Учет N 4 2002 год Исполнение налогового обязательства может быть обеспечено путем наложения ареста на имущество организации (ст. 77 НК РФ). Арест представляет собой действие налогового органа с санкции прокурора, направленное на ограничение права собственности налогоплательщика в отношении принадлежащего ...

» Юриспруденция и Право - 3424 - читать


Что нужно знать при подаче искового заявления

А. С. Кенжиханов, специалист отдела обобщения судебно-арбитражной практики Арбитражного суда Хабаровского края (из журнала «Арбитражная налоговая практика» ) Исковые материалы в арбитражный суд часто вынуждены готовить лица, не обладающие обширными знаниями в юриспруденции.

» Юриспруденция и Право - 2621 - читать


Что нужно знать при подаче искового заявления в Арбитражный Суд

А. С. Кенжиханов, специалист отдела обобщения судебно-арбитражной практики Исковые материалы в арбитражный суд часто вынуждены готовить лица, не обладающие обширными знаниями в юриспруденции.

» Юриспруденция и Право - 5008 - читать



Статья на тему Строительство и ремонт » Технологии ремонта » Что нужно знать реставратору паркета

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru