Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Концепция введения НДС-счетов неконституционна

 

Концепция введения НДС-счетов неконституционна

 

 

Идея введения НДС-счетов не может быть поддержана. Цели, формы реализации и последствия введения НДС-счетов нарушают конституционные основы налогообложения.

М.В. Андреева,
юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Изложенные в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предложения по введению НДС-счетов нацелены на устранение злоупотреблений, связанных с уклонением от уплаты в бюджет НДС, полученного от покупателя, или возмещением НДС, не поступавшего в бюджет. Таким образом, единственная цель, которая преследуется при введении НДС-счетов, - борьба с недобросовестными налогоплательщиками, с уголовно наказуемым налоговым мошенничеством.

загрузка...

 

 

Введение НДС-счетов предполагает создание таких ограничительных условий, которые не позволят нарушать законодательство об НДС. Это означает регулирование налоговых отношений исходя из презумпции недобросовестности налогоплательщика.

Такое регулирование противоречит выводам КС РФ, сделанным в Постановлении от 12.10.98 № 24-П, в Постановлении от 28.10.99 № 14-П, в Определении от 25.06.2001 № 138-О: в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. В Особом мнении к Постановлению КС РФ от 04.04.96 № 9-П судья КC РФ М.В. Баглай указал, что при выборе формы налогообложения законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости, закрепленных во введении к Конституции РФ. Это предполагает учет законодателем презумпции добросовестности налогоплательщика при регулировании налоговых отношений.

В Определении от 14.05.2002 № 108-О КС РФ разъяснил, что налоговые органы обязаны доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном НК РФ.

Концепция введения НДС-счетов, которая исходит из предположения, что все налогоплательщики - потенциальные нарушители законодательства, не может быть одобрена как нарушающая конституционные основы налогообложения.

Концепция введения НДС-счетов нарушает конституционный принцип свободы экономической деятельности

Этот принцип выражается в том, что каждый имеет право на использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8; п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

При реализации продавцом товаров (работ, услуг) часть денежных средств поступает на НДС-счет продавца. Эти денежные средства принадлежат на праве собственности продавцу товаров (работ, услуг), а не государству, поскольку до определения размера платежа, причитающегося к уплате по окончании налогового (отчетного) периода, налоговая обязанность отсутствует, и никакая часть имущества плательщика не может рассматриваться в качестве налога. Однако в результате введения НДС-счетов значительная часть имущества, принадлежащая продавцу товаров (работ, услуг) на праве собственности, не может использоваться им для предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку суммы излишне уплаченного или незаконно взысканного НДС будут возвращаться только на НДС-счета, возможна такая ситуация, что сумма денежных средств на НДС-счетах индивидуального предпринимателя или организации будет многократно превышать суммы подлежащего уплате налога. Ограничение права на использование этих денежных средств может помешать налогоплательщику, имеющему значительные денежные средства на НДС-счетах, выполнять обязательства перед кредиторами.

Конституционная обязанность платить налоги (ст. 57 Конституции РФ) и конституционное право каждого на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ) не должны противопоставляться (Определение КС РФ от 05.07.2002 № 203-О). В Постановлении от 23.12.97 № 21-П КС РФ указал, что подобное противопоставление создает невозможность реализации, а следовательно, умаляет равно защищаемые права и законные интересы граждан.

В Постановлении от 15.07.99 № 11-П КС РФ признал недопустимым установление таких правил налогообложения, которые могут привести к лишению предпринимателей не только дохода (прибыли), но и другого имущества, ставя под угрозу их дальнейшую деятельность вплоть до ее прекращения.

Введение НДС-счетов означает установление таких правил налогообложения, которые приведут к лишению налогоплательщиков (равно как и неплательщиков НДС) права на использование своего имущества в предпринимательской деятельности, а значит, и дохода (прибыли) от его использования [ сноска 1 ] .

Введение НДС-счетов также ограничит право физических и юридических лиц проводить взаимные расчеты денежными средствами, находящимися на НДС-счетах.

В Определении от 13.04.2000 КС РФ указал, что введение определенных правил наличных расчетов не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку «не лишает юридические лица возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом».

Введение НДС-счетов создает препятствия для свободного перемещения финансовых средств, поскольку лишает физические и юридические лица возможности проводить взаимные расчеты с использованием сумм, находящихся на НДС-счетах.

В Постановлении КС РФ от 30.07.2001 № 13-П указано, что свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ограничение свободы экономической деятельности в целях упрощения контроля государства за порядком исчисления и уплаты НДС не может считаться конституционно обоснованным. Концепция введения НДС-счетов неизбежно влечет ограничение прав и свобод граждан и организаций, наложение на них дополнительных обязанностей и ответственности.

Введение НДС-счетов предполагает ограничение прав и свобод, так как ограничивает права на распоряжение частью имущества, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Введение НДС-счетов приводит к возложению на граждан и организации дополнительных обязанностей (открытие, ведение, закрытие НДС-счета, предоставление информации в налоговый орган об открытии и закрытии НДС-счета и т. д.) и к дополнительным административным затратам. Для кредитных организаций введение НДС-счетов создает дополнительные обязанности по представлению в налоговые органы информации о движении денежных средств по НДС-счетам, информации об открытии и закрытии НДС-счетов.

В Постановлении от 18.02.2000, в Определении от 06.06.2002 № 133-О КС РФ указал, что «определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод».

Государство может использовать различные способы и средства, направленные на борьбу со злоупотреблениями в порядке исчисления и уплаты НДС. Введение НДС-счетов - это использование государством наиболее удобного, рационального и наименее затратного для него и органов власти способа борьбы со злоупотреблениями. Однако этот способ приводит к излишнему и немотивированному обременению, не соответствующему требованиям соразмерности и конституционно значимым целям допустимых ограничений прав и свобод.

Фактически введение НДС-счетов будет означать ограничение государством способов ведения хозяйственной деятельности, обусловленное только одной причиной - нежеланием или неспособностью государства задействовать другие возможные способы и средства защиты государственных интересов, не устанавливающие ограничений прав и свобод граждан.

Так, в Определении от 14.05.2002 № 108-О КС РФ указал, что «в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это, в частности, предусмотрено статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации». В рассматриваемом случае могут быть использованы такие способы контроля за исчислением и уплатой НДС, как ведение налогоплательщиками и представление в налоговые органы реестров выставленных и полученных счетов-фактур в электронном виде.

Введение НДС-счетов устанавливает ограничения на операции и формы расчетов, принятые в гражданском обороте

Предложенная концепция предполагает, что НДС может быть уплачен только денежными средствами, в том числе при совершении товарообменных операций и взаимозачетов и при других неденежных формах расчета (мена, отступные). Устанавливается прямой запрет на вычет сумм налога, уплаченных поставщикам при неденежных формах расчета.

В Постановлении от 20.02.2001 № 3-П КС РФ уже давал оценку такому ограничению, предполагающему уплату сумм налога только денежными средствами. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что подобное ограничение привело бы к «неправомерному перенесению публично-правового метода регулирования, применяемого в налоговых отношениях, основанных на властном подчинении одной стороны другой, на гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве участников, поскольку указанное положение относится не к суммам, уплачиваемым в бюджет, а к суммам, уплачиваемым поставщикам, т. е. непосредственно связано со способами (формами) расчетов между сторонами в договоре».

Кроме того, концепция введения НДС-счетов предполагает внесение изменений в гражданское законодательство, что также приводит к регулированию гражданско-правовых отношений не свойственным им публично-правовым методом.

Концепция НДС-счетов препятствует ведению предпринимательской деятельности

Ограничение неденежных операций и форм расчета, предусмотренное концепцией введения НДС-счетов, означает необоснованное ограничение государством добросовестной конкуренции и препятствие к ведению предпринимательской деятельности (статьи 8 и 34 Конституции РФ).

В условиях отсутствия достаточных денежных средств для некоторых участников гражданского оборота только неденежные операции (товарообменные, проведение взаимозачетов и др.) - единственно возможный способ экономической деятельности. Для того чтобы получить вычет НДС при приобретении этими участниками товаров (работ, услуг), им необходимо будет изыскивать денежные средства, перечислять их на свой НДС-счет, а затем на НДС-счет поставщика. Это приведет к необоснованному ограничению добросовестной конкуренции и предпринимательской деятельности участников, которые не смогут вычесть НДС или будут вынуждены нести дополнительные затраты на заем денежных средств для расчетов по НДС.

В Постановлении от 19.06.2003 № 11-П КС РФ указал, что правила налогообложения, «приводящие к дисбалансу в обязанностях и правах» участников гражданского оборота, «противоречат конституционному принципу добросовестной конкуренции и препятствуют свободной реализации конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности, использование своих способностей и имущества».

Концепция введения НДС-счетов относит задолженность по налогу и пени к внеочередным требованиям кредиторов

Денежные средства, находящиеся на НДС-счетах, направляются на уплату задолженности налогоплательщика по НДС и пени. Только оставшиеся после уплаты налога и пени денежные средства включаются в конкурсную массу имущества должника. Это означает, что предложенная концепция введения НДС-счетов изменяет установленную гражданским законодательством очередность погашения требований кредиторов и относит задолженность по налогу и пени к внеочередным требованиям.

Очередность кредиторов имеет целью создать преимущества по возмещению вреда жизни или здоровью и выплате заработной платы, что означает дополнительные гарантии социальной защиты определенных групп граждан. Отнесение задолженности по уплате налога на добавленную стоимость и пени к внеочередным требованиям противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с которой ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, направлены на предотвращение банкротства и восстановление платежеспособности должника, а также на создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты (Определение КС РФ от 03.10.2002 № 231-О).

В проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что «НДС-счет открывается организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса; осуществляющими операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); не являющимися налогоплательщиками налога (за исключением физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей)» (ст. 169.1).



[ сноска 1 ]

Проектом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что «НДС-счет открывается организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса; осуществляющими операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); не являющимися налогоплательщиками налога (за исключением физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей)» (ст. 169.1).


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Концепция введения НДС-счетов неконституционна":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Подписана концепция развития автопрома!

Премьер-министр России Михаил Касьянов подписал концепцию развития отечественной автомобильной промышленности на ближайшие 7 лет. Согласно ей пошлины на иномарки повышаться не будут, но зато предполагается повысить размеры страховых взносов на все автомобили, в том числе и российские, возрастом более 7 лет. Напомним, что концепция развития автомобильной промышленности вносилась на рассмотрение уже три раза, и это не считая предложений о повышении пошлин на иномарки, которые ...

» Разное - 2680 - читать


Правительство разрабатывает концепцию правого руля

После заявления министра Минпромнауки Ильи Клебанова о том, что в правительстве на рассмотрении находится законопроект о запрете использования автомобилей с правым рулем, со всех сторон посыпались возмущенные протесты. Особенно заволновались жители Приморья, где подавляющее большинство автомобилей пригнаны из соседней «праворульной» Японии. Депутаты краевой Думы Приморья даже направили Владимиру Путину письмо, в котором выражали протест. «Временный запрет на вождение машин ...

» Разное - 2280 - читать


С 2003 года будет введен новый налог на все автомобили

Правительство России предложило Государственной Думе ввести с 1 января 2003 года новую главу в Налоговый кодекс, которая получит название «Транспортный налог». Налогом предполагается обложить всех владельцев транспортных средств, а зависеть он будет от мощности двигателя. По предварительным расчетам ставка нового налога для двигателя мощностью до 100 л.с. составит 10 рублей за 1 л.с. (то есть за «Жигули» придется платить 500-1000 рублей), а затем налог будет возрастать проп ...

» Разное - 2815 - читать


Технология поисковой оптимизации: введение

Поисковая оптимизация - это технология продвижения информационных ресурсов. На оценку поисковой системы влияют десятки различных факторов, начиная с имени домена и заканчивая качеством каналов связи. В статье перечисляются факторы, поддающиеся оценке и управлению, которые влияют на релевантность HTML-документов.

» Продвижение и оптимизация - 7410 - читать


Европа требует скорейшего введения IPv6

Европейская комиссия выступила с призывом к главам правительств более интенсивно поддерживать переход с современной версии IP-протокола IPv4 на IPv6. Причина спешки — вероятность того, что адреса закончатся до того, как будет введен IPv6. В качестве основного мотива перехода члены ЕК называют резко возросшее количество беспроводных устройств с доступом в Интернет, каждое из которых должно иметь свой IP-адрес.

» Интересное в сети - 2431 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Концепция введения НДС-счетов неконституционна

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru