Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Правовое регулирование договора франчайзинга

 

Правовое регулирование договора франчайзинга

 

 

Журнал "В курсе дела" /

Панфилова Вита Викторовна,
ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В экономически развитых странах уже давно широкое распространение получила организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга. Чаще всего такие договоры заключаются в сфере сбыта товаров и оказания услуг (особенно услуг быстрого питания). В последнее время франчайзинг стал развиваться и в нашей стране. В рамках данной статьи вы ознакомитесь с механизмом расчетов по договору франчайзинга, порядком его регистрации, с правами и обязанностями сторон.

В российском законодательстве термин «франчайзинг» отсутствует.

загрузка...

 

 

По своему содержанию он соответствует понятиям «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии», определенным гл. 54 ГК РФ. Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Правообладатель (франчайзер) – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Пользователь (франчайзи) – это лицо, получающее возможность использовать исключительные права. И правообладатель, и пользователь в момент заключения договора коммерческой концессии должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей1.

Права и обязанности сторон договора франчайзинга

По договору коммерческой концессии правообладатель обязан:

  • передать пользователю техническую и коммерческую документацию, проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав, предоставленных по договору коммерческой концессии, а также сообщить всю необходимую информацию;
  • выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, в установленном порядке обеспечив их оформление.

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель должен:

  • обеспечить регистрацию договора;
  • оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, в том числе в обучении и повышении квалификации работников;
  • контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии2.

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователю необходимо:

  • использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
  • обеспечивать соответствие качества производимых на основе договора товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
  • соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем;
  • оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать при приобретении (заказе) товара (работы, услуги) непосредственно у правообладателя;
  • не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
  • предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
  • информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации) используется в силу договора коммерческой концессии3.

При этом «правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем»4.

Механизм расчетов по договору франчайзинга

Изначально франчайзи делает первый взнос – разовый (паушальный) платеж, представляющий собой зафиксированную в договоре сумму, которую можно выплатить и в рассрочку. Данным видом платежа оплачиваются технологии, ноу-хау, иная коммерческая информация, а также обучение работников фирмы-пользователя. Работая под торговой маркой франчайзера, франчайзи выплачивает ему вознаграждение (роялти), которое определяется различными способами: фиксированной суммой, процентом от прибыли, выручки и т. п. Как правило, роялти выплачивается периодически. Один из способов установления роялти – в виде наценки на оптовую цену товаров. То есть франчайзер будет реализовывать товары по ценам, превышающим цену закупки у поставщиков, а сумма превышения и составит вознаграждение франчайзера5.

Регистрация договора франчайзинга

Договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации6. 1. Договор регистрируется в налоговой инспекции, в которой фирма-правообладатель стоит на учете, а если правообладатель – иностранное лицо, то по месту регистрации пользователя. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии утвержден Приказом Минфина РФ от 12.08.2005 N 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)». Госпошлина за регистрацию договора в налоговом органе составляет 1000, за регистрацию изменений договора – 200 руб.7. 2. Если используется объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством (товарный знак, патент на изобретение), то договор регистрируется в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент). Правила регистрации изложены в Приказе Роспатента от 29.04.2003 N 64 «О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания…». Размеры пошлин за регистрацию договора коммерческой концессии в Роспатенте установлены Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.1993 N 793.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Правовое регулирование договора франчайзинга":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Проблемы и перспективы правового регулирования интернет-бизнеса

Ощущался большой контраст между радужным и позитивным открытием конференции и секцией, на которой обсуждались текущие проблемы и перспективы законодательного обеспечения бизнеса, основанного на применении интернет-технологий. Законодательства об Интернет нет. Это факт.

» Продвижение и оптимизация - 3911 - читать


Правовое регулирование расчетов по аккредитивам в Российской Федерации

А. В. ДАВЫДОВА Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института, зав. кафедрой теории и истории государства и права Методический журнал «Юридическая работа в кредитной организации» №5(9)/2006 Осуществление безналичных расчетов является одним из основных направлений работы коммерческих банков с клиентами.

» Банки и кредиты - 6481 - читать


Договор франчайзинга. Шпаргалка для тех, кто столкнулся впервые

Материал предоставлен журналом " Юрист Компании" / Франчайзинг – популярная, но очень сложная сделка, так как затрагивает основы бизнеса обеих сторон. Соответственно, у этого договора очень много правовых тонкостей.

» Юриспруденция и Право - 2460 - читать


Гражданско-правовая сторона договора подряда

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 / Договор подряда существует как самостоятельный договор гражданского законодательства. Его отличительным признаком, который позволяет отличить договор подряда от договора найма или договора оказания услуг, является достижение экономического результата путем затрат труда со стороны подрядчика. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию друго ...

» Юриспруденция и Право - 3482 - читать


Правовое регулирование договора аутсорсинга

Журнал " Кадровый менеджмент" / Наталья Петрыкина Аутсорсинг – относительно новая услуга на российском рынке, возможности и правовые последствия которой еще плохо изучены как самими компаниями, так и государственными органами, и в частности, налоговой инспекцией. Мы приводим общие рекомендации, следуя которым можно минимизировать возможные риски и получить максимальную выгоду от использования аутсорсинга.

» Юриспруденция и Право - 8854 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Правовое регулирование договора франчайзинга

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru