Американцы обладают некоторыми особенностями мышления, которые отличают их как от европейцев, так и от жителей других стран. Именно в этом смысле можно говорить об их национальной исключительности. Однако то же самое можно сказать и о представителях любой другой нации. Специфические черты американцев в наши дни приобретают особое значение для всего мира, поскольку США являются единственной сверхдержавой.
Процесс глобализации настолько расширил американское присутствие на всех континентах, что американские действия, ценности и убеждения стали, как никогда раньше, высвечиваться ярким прожектором мирового общественного мнения.
Как следствие, они стали объектом всемирной критики, подчас очень жесткой.
Авторы выделяют три группы причин, мешающих восстановлению доверия к Соединенным Штатам. Все эти причины в конечном счете связаны с восприятием американской исключительности в самих Соединенных Штатах и за их пределами. К первой группе относятся вполне стабильные особенности американского образа жизни и национального менталитета, которые за рубежом постоянно замечают, но неверно или не вполне верно интерпретируют. Ко второй группе Кохут и Стокс причисляют временные факторы, обусловленные конкретной политической обстановкой в США; такие факторы в определенные моменты могут вызывать особо сильные негативные эмоции за рубежом, но в принципе они поддаются нейтрализации. Третья группа - это самые глубинные черты массовой психологии, от которых американцы не откажутся ни в какой обозримой перспективе. Эти черты кристаллизовались настолько давно, что за границей их понимают вполне адекватно, а потому если и критикуют, то со знанием дела. Однако эта критика на практике не способствует улучшению взаимопонимания, поскольку американцы не могут не считать ее неправомерной и даже попросту несправедливой.
Примером критики, основанной на непонимании, могут служить обвинения американцев в оголтелом национализме и даже великодержавном шовинизме. Авторы подчеркивают, что такие инвективы просто не подкрепляются фактами. Жители США и в самом деле проявляют большую степень национализма, нежели европейцы, но уступают в этом отношении жителям многих неевропейских стран. Однако куда важнее то обстоятельство, что американцы отнюдь не стремятся экспортировать свои ценности и государственные устои, несмотря на призывы к обратному, раздающиеся из уст их нынешних лидеров.
То же самое можно сказать и о пресловутой американской религиозности, которая весьма сильна, но в сравнении с другими странами отнюдь не уникальна. Скорее уж можно приписать исключительность некоторым странам Западной и Северной Европы с их далеко зашедшей секуляризацией. К тому же вряд ли можно сомневаться в том, что большинство американцев не страдает религиозной нетерпимостью, хотя она и присуща наиболее агрессивным фундаменталистам, прежде всего, евангелического толка.
Хороший пример факторов временного порядка - отношение американцев к угрозе терроризма и их общая озабоченность проблемами безопасности. Апелляции к этой угрозе и к необходимости найти новые способы защиты страны от зарубежных агрессоров любого уровня позволили Джорджу Бушу и другим представителям его администрации в последние годы увеличить притягательность идеологии "ястребов" для десятков миллионов американцев. В этом в принципе нет ничего нового, нечто подобное в критических обстоятельствах удавалось и другим хозяевам Белого Дома. В результате центр американского общественного мнения в вопросах международной политики сильно сместился в сторону акцента на жесткие односторонние действия, что не могло не вызвать негативной реакции в Европе, да и в других странах. Однако этот сдвиг вызван спецификой современной ситуации и вряд ли окажется долговременным.
Но самая серьезная помеха улучшению отношения к Соединенным Штатам кроется в глубинных, сущностных чертах американского менталитета. Национальный характер американцев черпает силу в индивидуализме, неисчерпаемом оптимизме и опоре только на собственные силы. Эти черты позволяют американцам выживать и процветать у себя дома, но в то же время порождают чувство превосходства и агрессивное высокомерие. Они препятствуют возникновению массового интереса к другим странам и культурам и чувства коллективной ответственности за дела человечества. Иначе говоря, эти качества помогают людям быть хорошими американцами (в традиционном смысле этого слова), но не гражданами планеты. Американцы не хотят править миром, но и не слишком желают о нем заботиться.
Таким образом, американская исключительность и современный антиамериканизм неразрывно связаны друг с другом. И если американцы хотят обрести более прочные позиции в современном мире, они должны к нему приспособиться. Но и миру следует попытаться лучше понять Америку и ее граждан - обе стороны от этого только выиграют.