В тесте участвуют автомобили: Daewoo Nexia, Renault Symbol
Вряд ли покупатель ищет в ней выдающиеся внешние данные, престижный интерьер или неординарные ездовые качества. Все это появляется на совершенно ином ценовом уровне. А здесь, где основным конкурентом выступает отечественная техника, не балующая потребителя ни сервисом, ни комфортностью, хочется «всего лишь» чего-нибудь покачественнее да поделикатнее. И пусть друзья и знакомые пугают невыгодностью фирменного обслуживания, дороговизной ремонта, особенно кузовного, неприспособленностью нежных машин к климату и дорогам. Все же хочется человеку на некоторое время отрешиться от постоянных забот о своем железном друге.
Парочка «Дэу Нексия» и «Рено Клио Символ» подбиралась нами по подобным «идейным» соображениям. Более того, мы сознательно урезали бюджет, дабы приблизить стоимость машин к цене российской продукции. Оба автомобиля весьма энергично накручивают километры – одометры подбираются к отметке большого (20 000 км) ТО. Их водители уже почти отвыкли регулярно лазить под капоты, искать места внезапных тосольно-масляных утечек, обсуждать с коллегами секреты хитроумных неисправностей. Чтобы хоть как-то компенсировать зуд в руках, обзавелись всевозможной автокосметикой, дабы с ее помощью выражать заботу о своем железном друге.
Проявилась еще одна интересная особенность. Любой, самый незначительный сбой в стройной системе «водитель–автомобиль» сразу вызывает раздражение. Неважно, проколотое ли это колесо или заскрипевшая обивка двери – тут же появляется желание немедленно все это раскритиковать, а починив, забыть как дурной сон. Так, наиболее серьезная поломка на «Клио» – отказ реле поворотов – сразу вызвала чувство, если угодно, радостного негодования: началось! Однако, как выяснилось на станции техобслуживания, дефект характерен для всей партии машин, проданных вместе с нашей, так что сенсации не получилось: реле поменяли по гарантии, так сказать, в плановом порядке. Коллега, ездящий на «Нексии», пока жалуется лишь на чрезмерный масляный аппетит: та съедает около литра моторного масла за межсервисные 10 000 км. Криминала, в общем-то, нет, но – сами понимаете…
И все же кое к чему пришлось приспосабливаться, ибо наши подопечные во многом не идеальны. Так, на «Рено Клио» я долго не мог привыкнуть к низкому проему двери и неудобной посадке. Будто этот автомобиль сделали для длинноруких и коротконогих, а остальным оставили лишь компромиссные варианты. Даже сейчас, спустя несколько месяцев, когда я уже научился кланяться, залезая в машину, и «неправильно» сидеть за рулем, неудобства периодически вылезают. Например, небольшое путешествие по вологодским просторам показало, что неестественно изогнутая правая нога через 200–300 км пути устает настолько, что приходится останавливаться и давать ей отдых.
Еще в обкаточный период «Рено» огорошил и неожиданно высоким расходом топлива. Не в пример вазовской «одиннадцатой», в городской сутолоке потребляющей 8,2–8,5 л/100 км, «француз» оказался прожорливее на литр-полтора. Недоумение только усилилось, когда на трассе «Символ» легко уложился в 6,5–7 л/100 км. Пришлось обратиться к справочникам. Оказалось, производитель честно обещал очень схожие цифры, посему так и ездим – в городе «по 10», а вне его «по 6».
Надо заметить, что процесс езды на «Символе», в общем-то, необременителен. Комфортные подвески, гидроусилитель руля, тяговитый моторчик, хороший акустический комфорт делают этот автомобиль весьма удобным, особенно в городе. Здесь «Клио» как рыба в воде: чутко выполняет все команды водителя, не требуя частого переключения передач. Приспособиться нужно лишь к слишком «нервной» педали тормоза, требующей прямо-таки нежных прикосновений. Однако в скоростном потоке загородных трасс наша рыбка уже не столь идеальна. Подвески плохо справляются с пологими волнами на асфальте – кузов склонен к вертикальной раскачке, особенно загруженный. Гидроусилитель руля на высокой скорости оказывается недостаточно информативным, и автомобиль начинает «плавать» на дороге. Шумноват на высоких оборотах двигатель – сказывается «городской» набор передаточных чисел. В общем, за городом ездить можно, но пробеги на большие расстояния утомляют.
«Дэу Нексия», напротив, лучше приспособлена именно к дальним поездкам. Растянутый ряд передаточных чисел в коробке, более жесткие, не склонные раскачивать кузов подвески, иная посадка водителя и гораздо более стабильное поведение на высокой скорости позволяют, «не разгибаясь», просиживать за рулем гораздо больше времени. Здесь куда свободнее ногам, есть некоторый запас пространства по высоте и по бокам, что, в общем-то, предпочтительнее в дальних путешествиях, чем теснота городской малолитражки. Однако почтенный возраст модели чувствуется не только во внешности. Вяловатая педаль тормоза, неудобный привод сцепления, нечеткий механизм переключения передач, какой-то придушенный, словно выпрашивающий оборотов мотор… Даже сиденье водителя не только лишено намека на боковую поддержку, но просто хлипковато – дышит при каждой попытке усесться поудобнее.
По эксплуатационным расходам топлива «Нексия» близка к «Рено»: в городе кушает около 9 л/100 км. А вот на оперативных просторах ситуация меняется. Интересно, но в совместном почти двухтысячекилометровом пробеге оба автомобиля продемонстрировали завидную схожесть. Сколько бы мы ни обсуждали городскую сущность одного и трассовую другого, на каждой заправке в баки машин входило одинаковое количество бензина. Так же почти одинаково, невзирая на разницу в размерах и концепциях, и «Дэу Нексия», и «Рено Клио» без проблем выдержали и июльскую жару, и целый набор дорог: от хорошего асфальта до уложенного еще при царе Горохе булыжника и даже грейдера. Конечно, немного пропылились, понабили мошкары, но вернулись без потерь.
Наверное, у многих вновь возникает резонный вопрос: так в чем же оно – реальное преимущество недорогой иномарки? Ведь по большому счету ни тот, ни другой автомобиль не лишены недостатков. Более того, если сравнить их с той же «десяткой», особенно шестнадцатиклапанной, рискну предположить, что последняя окажется не только резвее и экономичнее, но и во многом удобнее.
Давайте, однако, отрешимся от парадных цифр в характеристиках и взглянем на отечественный автомобиль по-иному. Снаружи – щели и нестыковка деталей, в салоне унылые ткани и плохо подогнанный пластик. А ежели копнуть чуть глубже? С трудом работающая система вентиляции, где вечно заедающие заслонки мешают нормальной циркуляции воздуха, скрипящие и затирающие ветровое стекло «дворники», судорожно подергивающиеся на высокой скорости, страдающие хроническими вибрациями шины и колеса, живущие беспокойной жизнью стартеры, расширительные бачки… Этот список можно продолжать бесконечно. Согласитесь, все это требует сил, нервов, а главное – времени.
Иномарочная альтернатива пока позволяет существовать с минимумом физических и временных затрат. Посмотрим, насколько хватит этого ПОКА.