В тесте участвуют автомобили: BMW X5
Выпускается с 1999 года.
Обновленные автомобили 2004 модельного года предлагаются с двумя бензиновыми двигателями 3,0 л, 170 кВт/231 л. с.; 4,4 л, 235 кВт/ 320 л. с. и трехлитровым дизелем мощностью 160 кВт/218 л.
с.
Особенности: новая система передачи крутящего момента на ведущие колеса xDrive, шестиступенчатая автоматическая коробка передач.
Цена – от 69 900 до 93 400 евро в зависимости от двигателя и комплектации.
Представлять БМВ-Х5 особой нужды нет: водителей, управляющих этими болидами, давно прозвали парашютистами – так часто грабители выбрасывают их из машин на светофорах... Тем не менее веский повод для встречи со старой знакомой все же нашелся: «транспортер парашютистов» модернизировали.
Предугадать направление усилий инженеров нетрудно – «икс пятая» изначально была «заточена» под езду в свое удовольствие. В активе были и «драйверская» подвеска, и отменная динамика, и узнаваемый облик... В обновленном виде фамильные черты стали еще четче, к тому же БМВ получила самый современный мотор с системой Valvetronic (без дроссельной заслонки), а также значительно улучшила и без того уверенное поведение в сложных ситуациях. Последнему навыку способствует система xDrive, умеющая быстро и точно распределять крутящий момент по трансмиссии в зависимости от дорожных условий. Пожалуй, именно эти расширенные возможности для энергичного водителя интересны больше всего.
Не исправлять, а предотвращать
Как работает система xDrive, мы уже рассказывали, представляя БМВ-Х3. Однако вспомнить кое-что из пройденного будет нелишне.
Предыдущие версии Х5 оснащались постоянным полным приводом в сочетании со свободным несимметричным межосевым дифференциалом. Теперь же появилась центрально расположенная многодисковая муфта сухого трения с электронным управлением – она-то и добавила «икс пятой» таланты, недоступные ранее. Шутка ли – гибко управлять крутящим моментом, оперативно (практически молниеносно!) меняя его соотношение на передних и задних колесах. Конечно, муфта работает совместно с традиционной системой стабилизации DSC, но последняя теперь вступает в действие крайне редко. Иными словами, если раньше колеса доводились до пробуксовки или скольжения и лишь потом выборочно притормаживались, то теперь система «играет на опережение». Заблаговременно перераспределяя крутящий момент, она старается вообще не доводить дело до опасных пируэтов.
А как насчет управляемости? Она также улучшена, поскольку жесткий принцип «заточки» машины заменен гибким. Если раньше конструкторы могли задать характер поведения автомобиля в поворотах путем настроек подвески, подбора развесовки по осям и коэффициента блокировки межосевого дифференциала, то теперь к этому добавлена способность машины самостоятельно подбирать степень блокировки, анализируя совершаемый маневр. В результате из лексикона «парашютистов» исчезают привычные термины «избыточная» или «недостаточная» поворачиваемость, а из ощущений уходят глубокие сносы передней оси или заносы задней. Вместо этого появился думающий автомобиль, который все меняет сам сообразно обстоятельствам.
При мелких провокациях со стороны водителя БМВ-Х5 аккуратно, но настойчиво старается сохранить нужный курс, зато ее ответом на грубую ошибку или умышленный ввод в управляемый занос станет прямо-таки бесцеремонный возврат на исходную траекторию с ощутимой потерей скорости. Обидно? Ничего, переживете – по-настоящему обидно оказаться в кювете, переоценив свои возможности… Впрочем, это про другой автомобиль.
Да, но как же насчет водительских амбиций – все-таки БМВ! Нашлось место и для них – машина оставляет человеку за рулем возможность «творчества» в начальной стадии опасного маневра, лишь слегка уменьшая снос, вызванный перебором скорости. Но если намек не понят, не обессудьте – вас подправят… Кроме нелегкой работы по «надзору» и коррекции действий водителя, электронные системы призваны контролировать устойчивость движения с прицепом. На скоростях свыше 65 км/ч они способны ощутить его виляние и самостоятельно принять необходимые меры – притормозить, снизить мощность двигателя и вдобавок зажечь стоп-сигналы.
Пару слов о внешнем облике обновленной Х5. Немного раздулись и приобрели матовый (под титан) оттенок «ноздри» радиатора, а их перегородки слегка изменили форму. Вторят им отверстия воздухопритока перед ветровым стеклом. Новую форму приобрел также спойлер с утопленными в него противотуманками. Головные биксеноновые фары стали более утонченными, а поворотники переместились к дверям. Дизайнерские изыски довершают измененные задние фонари. В салоне все осталось по-прежнему, если не считать нового руля, обитого кожей.
Три имеем, четвертый в уме
Автомобили 2004 модельного года пока оснащаются тремя двигателями: двумя бензиновыми – 3,0 и 4,4 литра и 3-литровым дизелем. Мощность двух последних повышена на 34 л. с. На дизеле – кстати, впервые поставляемом в Россию, – это достигнуто благодаря системе впрыска «коммон рейл» второго поколения с более высоким давлением в форсунках 1600 бар (против 1350 у прошлой модели). Что касается большего бензинового мотора, то это модернизированный двигатель БМВ-745i SE. Оснащенный системами VALVETRONIC, DOUBLE VANOS и регулируемой длиной впускного тракта, он способен разогнать БМВ-Х5 до сотни за 7 секунд. В конце года ожидается появление 400-сильного мотора объемом 4,8 литра.
Пять уже модно
Установив на вседорожник шестиступенчатую коробку передач, баварцы убили минимум двух зайцев. Во-первых, применив первую передачу 4,17 вместо 3,57, повысили разгонную динамику. Во-вторых, имея не одну, а две повышающие передачи (V – 0,87 и VI – 0,69), удалось снизить расход топлива и уменьшить уровень шума. На автомобили с мотором 4,4 л устанавливают только «автоматы». В спортивном режиме коробка становится пятиступенчатой и передачи переключаются на более высоких оборотах, а при ручном – как обычно, перещелкиваются селектором.
Передние сиденья в комплектации Business насчитывают восемь электрорегулировок с памятью – учитывается даже положение руля и зеркал. Пневмоподвеска, установленная на тестовом автомобиле сзади, позволяет поддерживать дорожный просвет неизменным вне зависимости от нагрузки. Передняя – пружинная, однако в комплектации Dynamic тоже может дополняться пневматикой. Отметим, что подвески работают неплохо, а при клиренсе 205 мм БМВ-Х5 не пасует, например, перед снежными брустверами.
Пообщавшись с новой «икс пятой» пару дней, начинаешь понимать, почему некоторых водителей из нее «десантируют». Для многих этот автомобиль – как красная мулета для быка. Хорошо, что двери запираются сразу после начала движения, но лучше бы они блокировались, едва только вы сели за руль…