В тесте участвуют автомобили: Land Rover Range Rover
Иметь комфортабельный "вездеход" - мечта многих россиян: хорошими дорогами мы не избалованы. А цена новенького "Рейндж-Ровера" с V-образной четырехлитровой "восьмеркой" аж 80 (!) тысяч долларов. Бензиновый двигатель в 4,6 л и богатый набор дополнительного оборудования поднимут планку до 120 тысяч. Очень дороги (и в ремонте тоже) и не совсем новые, но относительно "свежие" экземпляры модели выпуска после 1994 года, а вот старые "рейнджи", особенно появившиеся до 1992 года, встречаются по вполне разумной цене.
Рамная конструкция, алюминиевые наружные панели кузова, довольно надежные агрегаты, мощный, но умеренно форсированный двигатель вполне позволяют считать "Рейндж-Ровер" "вечным" автомобилем.
Коррозия ему не страшна, а при грамотном и своевременном уходе двигатель и трансмиссия прослужат десятилетия. Об одной из таких машин и пойдет речь.
Попавший к нам экземпляр был в том "переходном" возрасте, когда автомобиль еще не признан раритетом, но уже стал больше, чем просто старой машиной. Одним словом, год выпуска - 1979-й. Некоторые косвенные признаки (потертость сидений, накладок на педалях сцепления и тормоза, общая "палитра" мелких неисправностей) позволили с долей оптимизма предположить, что пробег его - около 80 тысяч километров. Безвременно скончавшийся одометр застыл на 53-й тысяче (впрочем, его пять цифр не исключают и иных значений). Перечень неисправностей, помимо спидометра, включал в себя: неработающие систему подогрева воздуха перед карбюраторами и датчик давления масла, трещину на ветровом стекле. Добавим к этому почти утратившие способность к демпфированию задние амортизаторы, приказавший долго жить уплотнитель задней двери, полумертвый ручник и еще кое-какие мелочи. Между тем пуск мотора холодным осенним утром оказался на удивление легким.
В общем, цена 8000 долларов "как есть" или 8500 с заменой амортизаторов и "мелочевки", конечно, показалась высокой для машины столь почтенного возраста. Но все же "Рейндж-Ровер"! Да еще со всеми родными агрегатами - экспонат будущей коллекции.
Интересно, каков "старичок" на ходу? С целью проверить это мы предприняли 300-километровый марш, включивший 80 км городских магистралей, 190 - шоссе и примерно 30 - тяжелых дорог и бездорожья.
В городе у этого автомобиля только одно преимущество - великолепная обзорность. Высокая посадка, огромная площадь остекления и хорошо видимые габариты провоцируют на такие маневры, которые не по силам неточному рулевому управлению и слабым тормозам. Несмотря на 3,5-литровый восьмицилиндровый мотор, динамикой наш "Рейндж-Ровер" не отличается. Не в последнюю очередь в этом виновата архаичная четырехступенчатая коробка передач. Зато двигатель легко позволяет трогаться с места на II и даже на III передаче. Хороший момент на самых "низах" не возбраняет двигаться в пробках с черепашьей скоростью, не придерживая педаль сцепления и почти избегая переключения передач.
На шоссе "Рейндж" оказался не менее сонным. Хотя "старичок" в состоянии развить 160 км/ч, езда на большой скорости требует напряжения и постоянного подруливания на неровностях. Проходить повороты следует еще осторожнее: с очень мягкой зависимой подвеской всех колес и неисправными амортизаторами автомобиль вытанцовывает что-то похожее сразу и на польку, и на краковяк, и даже ламбаду. Конечно, говорить об управляемости неисправной машины некорректно, но даже с новыми амортизаторами "Рейндж-Ровер" едва ли превратится в "Лотос-Севен".
Зато грунтовые дороги, независимо от состояния, его подлинная стихия. Просто включай вторую передачу и дай двигателю работать на холостых оборотах - "Рейндж-Ровер" вывезет, если только не сядет "на брюхо". Бугры, ямы, раскисшие колеи, лужи и грязь по ступицы - все это преодолевается без малейшего напряжения. Благодаря мягкой подвеске с огромными ходами машина буквально плывет по пересеченной местности - все четыре колеса плотно и постоянно прижаты к грунту, а плавная характеристика двигателя позволяет ювелирно точно дозировать крутящий момент, не допуская пробуксовки. Во всех этих пониженных передачах и блокировках "Рейндж-Ровер" вроде и не нуждается. Хотя если беспристрастно, имеющаяся блокировка межосевого дифференциала все же не помешает, да и пониженная передача с числом 3,32 в раздаточной коробке пригодится для преодоления особенно крутых подъемов.
Основной недостаток "Рейндж-Ровера" - невероятная прожорливость. Двадцать литров на "сотню" - скорее норма, чем неожиданность. Теоретически при очень спокойном движении за городом можно добиться расхода менее 15 л/100 км, но это требует железных нервов и "ювелирной" правой ноги. В городском же цикле и 25 л/100 км не предел, так что 82-литрового бензобака хватит в среднем не больше чем на 400 км.
Ну, а что же в итоге? Если выбирать автомобиль не сердцем, а умом, покупка "Рейндж-Ровера" - дело почти гиблое. Хотя автомобиль действительно сможет ездить долго, интенсивная его эксплуатация обойдется очень дорого, если идти официальным путем. Рядовое ТО на фирменной станции раз в 10 тыс. км - примерно $300, ТО-2 (раз в 20 тыс. км) - около 500, большое ТО (раз в 40 или 80 тыс. км) - все 700 без учета стоимости запчастей. Двигатель "Ровера" допускает два капитальных ремонта, все агрегаты трансмиссии просты и ремонтопригодны. Средний ресурс мотора до ремонта - 200 тыс. км. Однако эксплуатация автомобиля столь почтенного возраста не обещает быть беспроблемной - от постоянных мелких неисправностей "Рейндж-Ровер" не застрахован. Тормозные механизмы, амортизаторы, втулки и опоры подвески, крестовины карданов требуют неослабного внимания.
Одна из самых серьезных проблем - карбюраторы. Из-за сложности устройства самостоятельный ремонт их практически невозможен. Новые же стоят намного дороже, чем комплектная система впрыска. И все же при малоинтенсивной эксплуатации содержать "Рейндж-Ровер" реально. Владельцу пожилой машины вряд ли стоит ориентироваться на дорогой фирменный сервис и запчасти - комплектующие к старым "рейндж-роверам" по сносной цене поставляет множество мелких фирм, и "рукастый" хозяин многое сделает сам. А его владельца будет согревать мысль, что он ездит на "Роллс-Ройсе" среди вседорожников.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля "РЕЙНДЖ-РОВЕР" (1979 год)
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1900 кг; полная масса - 2505 кг; максимальная скорость - 155 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 16,6 с; расход топлива при 90/120/ГЦ - 12,1/15,9/24,2 л/100 км; запас топлива - 82 л; топливо - бензин АИ-92, можно этилиров. Размеры, мм: длина - 4475; ширина - 1800; высота - 1780; база - 2540; колея спереди/сзади - 1490/1495; дорожный просвет - 190; объем багажника - 1020-2000 л; радиус поворота - 5,6 м. Двигатель: восьмицилиндровый V-образный с двумя карбюраторами, одним нижним распределительным валом, расположен спереди продольно; рабочий объем - 3532 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 88,9х71,1 мм; степень сжатия - 8,1; мощность - 98 кВт/132 л.с. при 5000 об/мин; максимальный крутящий момент - 251 Н.м при 2500 об/мин. Трансмиссия: постоянный привод на все колеса через межосевой блокируемый дифференциал; коробка передач - четырехступенчатая, полностью синхронизированная; передаточные числа: I - 4,07; II - 2,45; III - 1,5; IV - 1; з.х. - 3,66; главная передача - 3,54. Раздаточная коробка - 0,996; понижающая - 3,32. Подвеска: спереди и сзади - зависимая пружинная на продольных рычагах; спереди - тяга Панара, сзади - центральный треугольный рычаг. Тормоза: дисковые с усилителем спереди и сзади. Рулевое управление: винт - шариковая гайка с усилителем. Размер шин: 205/80 R16.