Руководство ОАО “ГАЗ” считает бесперспективным программу производства нового семейства дизельного двигателя совместно и Заволжским моторным заводом, сообщил президент ОАО “ГАЗ” Николай Пугин. Вместо перспективных дизелей ЗМЗ ГАЗ решил использовать дизели Минского моторного завода и итальянские моторы Iveco. А вот об австрийских дизелях Steyr, на которые у ГАЗа есть лицензия, ничего не сообщается, а ведь именно на него еще совсем недавно делали ставку в Нижнем Новгороде.
Вообще о необходимости появления небольшого дизельного двигателя заговорили на ГАЗе довольно давно – сразу же после появления на рынке “Газели”, всем было понятно, что для этой модели явно не хватает дизеля (“Газель” работает на 92-м бензине). Поэтому в 1995 году Горьковский завод закупил лицензию на производство новейшего австрийского дизельного мотора фирмы Steyr (сейчас он называется “ГАЗ-560”).
Его основными особенностями является наличие вместо раздельных блока цилиндра и его головки цельного моноблока, который отлит как единое целое. Надо отметить, что завод довольно долго экспериментировал с различными дизелями. Как кандидатуры рассматривались моторы фирм Toyota (Япония), Iveco (Италия), Perkins (Англия), Andoria (Польша). Однако выбор пал на австрийский Steyr, так как этот мотор лучше всех подошел к автомобилю – не пришлось даже менять трансмиссию.
Пока на “ГАЗе” собирают дизели довольно малыми партиями, да и те идут в основном на экспорт, но скоро завод обещает наладить массовое производство моторов (до 200 тысяч в год) и устанавливать их не только на “Газели”, но и на обычные “Волги”. Кроме того, известно, что “ГАЗ” закупил лицензию не на один двигатель, а на целое семейство дизелей мощностью от 90 до 212 л.с.
По сравнению с классическим бензиновым 402-м двигателем дизель Steyr радует своей экономичностью. Например. Бензиновый мотор “кушает” в городе 18,9 литра на 100 км. пути (данные производителя), то австрийский двигатель требует 11,9 литра солярки.
Надо отметить, что с самого начала производства автомобилей марки “Газель” многие небольшие фирмы самостоятельно оснащали эти машины дизельными двигателями. Пожалуй, самой известной из них является компания “Техносервис” из Нижнего Новгорода, которая по заказу устанавливает французский турбодизель Peugeot-Citroen мощностью 102 л.с., 104-сильный мотор производства компании Iveco, атмосферный дизель Toyota (91 л.с.) и даже двигатель корейской компании Hyundai (80 л.с.). Кроме “Техносервиса” занимаются переделкой “Газелей” и московские фирмы “Структура” и “Грань”. Они устанавливают под капот “полуторки” дизельный двигатель Mercedes мощностью 79 л.с. Однако, по словам самих разработчиков, такие автомобили вряд ли подойдут для дальней дороги – максимальная скорость подобной “Газели” не превышает 80 км/час.
С августа 1999 года на Украине АО “КрымавтоГАЗ”, выпускающее автомобили семейства “Газель”, стало оснащать машины итальянским турбодизелем фирмы VM Motori мощностью 105 л.с., точно таким же дизелем оснащаются автомобили Jeep Grand Cherokee и Chrysler Voyager.
Технические характеристики двигателей (данные ОАО “ГАЗ”)
Модель двигателя | ГАЗ-560 (Steyr M14) | ЗМЗ-4026.10 |
Тип | Дизель с турбонаддувом | Бензиновый, карбюраторный |
Рабочий объем, куб/см | 2134 | 2445 |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Мощность, кВт/л.с./об/мин | 70/95/3800 | 74/100/4500 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 200/2300 | 182/2500 |
Средний расход топлива, л/100 км | 11,9 | 18,9 |
Максимальная скорость, км/час | 120 | 115 |