Из бронетехники, прочно ассоциирующейся с Победой, все первые строчки занимают, конечно, танки. Быстрые, бронированные, с мощным вооружением, они стали настоящим символом Отечественной войны. Однако без автомобилей танки не смогли бы проявить себя: кто-то же должен подвозить боеприпасы, еду, топливо, запчасти, развозить бойцов и письменные приказы, перевозить орудия и госпиталя. По тогдашним нормам, на один танк должно было приходиться более тридцати грузовых транспортных средств.
Но временами и автомобилям удавалось блеснуть на линии огня: разведка, поддержка пехоты, связь и диверсионные рейды – все это осуществлялось бронемашинами.
И иногда броневики выходили победителями из схваток с танками, и кольцо блокады вокруг Ленинграда прорывали тоже они.
Вначале, в 1910-1920 годах, производство бронеавтомобилей было делом вынужденным: несовершенные танки тех времен не могли разогнаться выше 20 км/ч, несли пулеметное вооружение, а их гусеницы после 200-300 км приходилось менять. Кроме того, слабая еще промышленность Советского Союза не могла выпускать танки в больших количествах, а переделать грузовик в бронеавтомобиль мог любой крупный завод. Первоначально в броню одевали легкие автомобили, но на них нельзя было установить сколько-нибудь толстую броню и мощное вооружение.
Поэтому с начала 30-х годов в СССР начались разработки средних и тяжелых бронеавтомобилей. Первенцы были созданы на шасси американского «Форд-Тимкен», затем последовали отечественные разработки. В 1932 г. инженер П.Н.Сячентов построил плавающий бронеавтомобиль-дрезину БАД-2. Прорыв был осуществлен, когда на Ижевском заводе построили передовую по тем временам машину БАИ, оснащенную 20-миллиметровой пушкой – против нее не могла устоять броня ни одного из существовавших тогда танков, многие из которых вообще были вооружены пулеметами. Конструкция была признана удачной и пошла в серию. Затем была проведена модернизация, и на вооружение встал БА-3.
В 1935 г. на базе трехосного грузовика ГАЗ-ААА был построен бронеавтомобиль БА-6, которому суждено было принять участие и в войне в Испании, и в Китае, и на Халкин-голе и, наконец, в Великой Отечественной войне.
БА-6 имел важное нововведение - покрышки из губчатой резины ГК: их не надо было накачивать, и прострелов они тоже не боялись. Кроме того, была попытка внедрить «железнодорожные» бронеавтомобили: во второй половине 30-х годов была изготовлена партия БА-6жд, которые могли катиться по рельсам на небольших временных колесах! 40-сильный четырехцилиндровый двигатель от грузовика ГАЗ-АА разгонял 5,9-тонную махину до 63 км/ч, но только на твердом грунте. На вязких и сыпучих грунтах броневик с колесной формулой 6*4 терял все свои преимущества. Были попытки даже ставить гусеницы на задние мосты, но не самая удачная конструкция не позволила повсеместно внедрить такую практику.
Зато вооружение у БА-6 было очень внушительным: 45-миллиметровая пушка от танка Т-26 и два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ. В то же время самый массовый гитлеровский танк, PzKpfw I, имел только два пулемета.
Броневики послужили во многих горячих точках: в Испании они боролись с немецкими танками PzKpfw I (по отечественной классификации – T-I), а в степях Монголии создавали большие проблемы японским войскам, не имевшим тяжелого вооружения. Однако с началом Отечественной войны БА-6 и ее более тяжелые собратья понесли тяжелые потери: противопульная броня уже не была к тому временем надежной защитой, а плохая проходимость привела к высоким небоевым потерям.
Тем не менее БА-6, пользуясь превосходством в скорости, проводили рейды по слабоукрепленным тылам противника и осуществляли поддержку пехоты. А утром 18 января 19 тяжелых полугусеничных броневиков БА-10 осуществили успешную атаку на Шлиссельбург, занимавший ключевое место в немецком кольце блокады вокруг Ленинграда. За несколько часов огнем броневиков были уничтожены свыше 120 гитлеровцев и противотанковая батарея, а город освобожден пехотинцами.
А летом 1944 г. одиночный броневик старшего сержанта А.И.Нечаева ворвался в город Немиров с тыла и стал расстреливать находящихся в городе немцев. Результатом стало уничтожение двух противотанковых пушек врага, трех грузовиков с солдатами и полная дезорганизация обороны: через несколько часов головной отряд Красной армии занял город.
Броневики послужили и после разгрома Германии. После начала наступления против японцев в Манчжурии советские броневики занимались проведением глубоких рейдов в тылу врага. В один из дней, проведя допрос пленных, старшина М.Петрица, командовавший взводом бронеавтомобилей БА-64, узнал о располагавшемся недалеко штабе японцев. Бронеавтомобили выскочили на взлетную полосу, когда транспортные самолеты уже выруливали на взлет. Огнем пулеметов транспортники были повреждены, а штаб в полном составе – взят в плен.
После войны, однако, карьера бронеавтомобилей подошла к концу – слишком зависимые от твердого грунта бронемашины на базе грузовиков были заменены специально спроектированными БТР и другой колесной техникой.