Моющие присадки к топливу придумали полвека назад. Но споры об их пользе-вреде продолжаются и сегодня. Концерн DaimlerChrysler, например, категорически запрещает лить в бензобаки автомобилей марки Mercedes что-либо, кроме топлива.
Во Всероссийском НИИ по переработке нефти, напротив, считают, что при добавлении качественной присадки «эффективная мощность двигателя возрастает на 10–15 процентов, расход топлива уменьшается на 2–10, понижаются вибрации и шумность работы двигателя на 3–5 децибел, повышается стабильность работы двигателя на холостом ходу, устраняется коксование игл форсунок, предотвращаются задиры и снижается износ прецизионных элементов плунжерных пар топливных насосов, износ деталей двигателя уменьшается на 10–15 процентов…»
Во времена, когда наша наука называлась «советской», а все мы были одинаково бедны, подобным научным выкладкам верилось безоговорочно. Сегодня, когда копеечный по сути дела пузырек может навредить вовсе не копеечной в ремонте машине, люди больше полагаются не на теорию, а на опыт соседей-естествоиспытателей.
Проведя нехитрый опрос, мы пришли к такому выводу: чем новее у вас машина, тем меньше риск того, что о добавленной в топливо присадке вы будете горько сожалеть. Недаром фирмы-производители рекомендуют пользоваться присадками регулярно — некоторые даже советуют лить их после каждых трех тысяч километров пробега. С одной стороны, это, разумеется, маркетинговый ход, с другой — в топливной системе не успевает скопиться всякая дрянь.
Характерный пример. Один наш коллега постоянно опрокидывает в бензобак своего двухлетнего Land Cruiser 100 пузырьки со всевозможными чистящими присадками. И ничего, говорит даже, что машина после них тянет лучше. Другой воспользовался присадкой в первый и, вероятно, в последний раз. Вместо того чтобы потратить $100 на замену форсунок в двигателе Mercedes 230E 1987 года издания, он истратил $3 на чистящую присадку. Последняя честно отделила от стен бензобака наросшие там за тринадцать лет германо-российской эксплуатации сталактиты и устремила все это добро в сторону бензонасоса, которому моментально «настал кердык». Новый бензонасос обошелся с установкой как раз в те $100, которые можно было бы потратить на новые форсунки. И хорошо, что это случилось в Москве, а не у тещи в Кологриве.
Отсюда мораль: если машина старая, а вы предпочитаете терапию хирургическому вмешательству, то производить очистку топливной системы лучше всего в местах, не слишком отдаленных от магазина запчастей и автосервиса. Либо начать процедуры с применения присадок с меньшей концентрацией моющих веществ — для чего особое внимание следует уделить изучению инструкций к препаратам, ведь выбираем мы не автошампунь, который по аптечной терминологии можно снабдить ярлыком «для наружного применения», а лекарство для приема внутрь.
Американская фирма STP предлагает на рынок сразу три средства, задача которых очистить топливную систему. Однако применять их все же стоит по отдельности. Water Remover вытесняет воду, борется с наслоениями на внутренних поверхностях трубопроводов, бензобака, а также непосредственно в цилиндрах. Годится и для карбюраторных, и для инжекторных двигателей, способен бороться с конденсатом независимо от сезона, иными словами, использовать очиститель можно как зимой, так и летом. Однако при этом следует внимательно соблюдать дозировку, не заливать средство в полупустой бензобак — один флакон должен смешаться с 52 литрами бензина. Gas Treatment очищает топливную систему и, как уверяет производитель, способен существенно снизить расход бензина. Состав третьего препарата от STP — Fuel Injector Cleaner — разработан специально для борьбы с нагаром на инжекторах. Как и прочие средства фирмы, для пущего эффекта его следует применять каждые четыре тысячи километров.
Gas Jet Clean от американской фирмы Hi-Gear тоже адресован инжектору вашего автомобиля. Список его достоинств едва умещается на банке. Это и увеличение динамики автомобиля, и уменьшение расхода топлива… Мы же отметим, что этот препарат, помимо прочего, безопасен для каталитических конверторов и турбонагнетателей. Octane Boost & Fuel Treatment от той же фирмы — антидетонационная присадка-очиститель топливной системы для карбюраторных и инжекторных двигателей, что актуально для российских условий эксплуатации. Присадка устраняет детонацию двигателя при использовании низкооктановых или некачественных сортов бензина: на флаконе так и оттиснуто «+5 октановых единиц», так что недолго и улететь. Кроме того, присадка повышает теплотворную способность топлива, эффективную мощность и приемистость двигателя, очищает карбюраторы, инжекторы и клапаны от смолисто-лаковых отложений и нагара, абсорбирует влагу, предотвращает коррозию и токсичность выхлопа, снижает расход бензина, а также устраняет калильное зажигание.
Fuel Injection Cleaner от фирмы Energy Releaser обладает теми же замечательными свойствами, что и вышеописанные препараты. Он «гарантированно очищает инжекторы и топливную систему от нерастворимых в бензине отложений и нагара, восстанавливает равномерность работы двигателя на холостом ходу и исходную динамику автомобиля…» Отличает его цена — она в три-четыре раза выше. Впрочем, для многих это решающий фактор в выборе чистящей присадки для топливной системы.
Источник - журнал «АВТОПИЛОТ». Индекс издания - 73109.