Меняя «вмененку» на другой режим налогообложения, фирма должна определить остаточную стоимость основных средств. Как это сделать, Налоговый кодекс не поясняет. Зато свои рекомендации предложили Минфин и ФНС. Как обычно, мнения ведомств не совпадают.
Если фирма покидает «вмененку», на «новом» режиме она должна будет принять на учет «старые» основные средства.
Вот только для этого необходимо знать их остаточную стоимость. Во время применения ЕНВД компания налоговый учет не ведет. Амортизация начисляется только в бухгалтерском. Возникает вопрос: можно ли воспользоваться данными бухучета или нужно пересчитывать остаточную стоимость по правилам главы 25 Налогового кодекса? На этот вопрос ответили Минфин и ФНС.
Палка о двух концах
Как известно, остаточная стоимость основного средства определяется исходя из его первоначальной стоимости и суммы амортизации, начисленной за время пребывания фирмы на спецрежиме. Только как рассчитать «вмененную» амортизацию – непонятно. Каждое ведомство для этого предложило свой способ.
Так, налоговые работники отметили, что Налоговый кодекс не предлагает специального способа расчета остаточной стоимости имущества в отношении компаний, которые платили ЕНВД. И коль уж они не освобождаются от обязанности ведения бухучета, то инспекторы предлагают рассчитать остаточную стоимость на основе бухгалтерских данных (письмо МНС России от 27 сентября 2004 г. № 22-1-14/1558(a)).
Мнение же специалистов финансового ведомства отличается от точки зрения их коллег из ФНС. Они утверждают, что фирма должна «начислить амортизацию за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход... в порядке, установленном главой 25 “Налог на прибыль” Налогового кодекса» (письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. № 03-03-02-04/1/15).
Отметим, что разъяснения налоговиков касались перехода с «вмененки» на УСН. Финансисты же рассмотрели ситуацию, когда компания собирается работать на общем режиме. Но в данном случае подход должен быть единым. Поскольку, какой режим компания выберет в дальнейшем, роли не играет.
Потерянная амортизация
Итак, ведомства высказали противоположные позиции. Но категорично заявлять, чье мнение «выигрышнее», не стоит. Например, если в бухучете компания использует метод начисления амортизации, который предлагает глава 25, то остаточная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете различаться не будет. А значит, и вопроса, какую сумму амортизации взять для расчета, не возникнет.
На практике же бухгалтерская и налоговая стоимость основных средств зачастую различна. В этом случае фирме выгоднее, чтобы сумма «вмененной» амортизации была бы минимальной. Ведь в дальнейшем ее нельзя будет учесть в расходах на УСН или при расчете налога на прибыль. Иными словами, она «пропадет». На это указывает и Минфин в вышеназванном письме: «Суммы начисленной амортизации за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход... при исчислении налоговой базы... после возврата на общий режим налогообложения не учитываются».
Поэтому рассчитайте амортизацию по правилам налога на прибыль. И, если она окажется меньше, чем по данным «вмененного» учета, при определении остаточной стоимости основных средств используйте именно ее. В этом случае и при уходе с ЕНВД вы «потеряете» наименьшую сумму амортизации.
М. Гриня, эксперт ПБ
Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия», №12 2004 г.
Статья получена: Клерк.Ру