Бланки строгой отчетности
Владимир МАЛЫШКО
Эксперт "ПБУ"
Опубликовано Журнал ПБУ N6/2002г.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин. В этот Перечень включены организации, предприятия, учреждения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, оказывающие услуги населению. При этом все они должны выдавать физическим лицам документы строгой отчетности (приравниваемые к чекам) по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам.
Формы бланков
В настоящее время письмами и приказами Минфина России утверждено более двухсот форм бланков строгой отчетности.
Наиболее часто встречающиеся формы для различных видов деятельности приведены в таблице.
Бланки строгой отчетности |
Виды деятельности |
Утверждающий документ Минфина России |
Наряд - заказы, квитанции |
Услуги в части бытового обслуживания |
Письма от 20.04.95 N 16-00-30-33, от 11.04.97 N 16-00-27-15 |
Документы |
Услуги гостиничного хозяйства |
Приказ от 13.12.93 N 121 |
Квитанции |
Услуги общественного питания |
Письмо от 20.12.93 N 16-31 |
Услуги связи |
Приказ от 29.12.00 N 124н, письма от 29.11.93 N 16-16-84, от 22.02.94 N 16-36 |
|
Услуги Сбербанка России |
Приказ от 28.06.00 N 59н |
|
Услуги по различным видам деятельности |
Письмо от 20.04.95 N 16-00-30-35 |
|
Услуги в части ветеринарной деятельности |
26.05.95 N 16-00-30-46 |
|
Квитанция за парковку автомобиля |
Услуги автостоянки |
Письмо от 24.02.94 N 16-38 |
Квитанции, билеты для проезда |
Услуги МПС |
Письмо от 12.03.99 N 16-00-24-33 |
Услуги воздушного транспорта |
Письмо от 29.05.98 N 16-00-27-23 |
|
Услуги автотранспорта |
Письма от 16.06.94 N 16-30-64, от 23.12.96 N 16-00-30-58, от 11.04.97 N 16-00-27-15 |
|
Экскурсионная путевка, абонемент, билет |
Услуги в части экскурсионной, театрально - концертной деятельности |
Приказ от 25.02.2000 N 20н |
Туристические путевки |
Туристические услуги |
Письмо от 16.06.98 N 16-30-65 |
Санаторно-курортная путевка, курсовка |
Услуги санаторно‑курорные и оздоровительные |
Приказ от 10.12.99 N 90н |
Форма чека при отключении электроэнергии |
Для всех видов деятельности при использовании ККМ |
Письмо от 12.03.99 N 16-00-24-32 |
Утвержденные Минфином России бланки строгой отчетности для различных видов деятельности являются официальными государственными документами и распространяются на все организации, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающихся подобными видами деятельности на территории РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять изготовление бланков строгой отчетности по установленным образцам в любой типографии. Данный вид деятельности в лицензировании не нуждается (в части полиграфии лицензированию подлежит только деятельность по изготовлению защищенных от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг - пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Организации и сами могут изготавливать их, так как документов, ограничивающих такие производство, не существует. Однако Минфин России настоятельно рекомендует все же обращаться в полиграфические организации (письмо Минфина России от 05.07.01 N 16-00-24/56).
В случае необходимости, в утвержденные формы бланков организации и индивидуальные предприниматели могут вносить реквизиты, необходимые для учета предоставляемых услуг. Удаление же отдельных реквизитов, предусмотренных в утвержденных формах документов строгой отчетности, не допускается. Вопросы художественного оформления, характера и содержания дополнительной информации на билетах, талонах, квитанциях и других бланках, а также их технического редактирования, решаются ими самостоятельно.
Бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы нумератором или типографским способом (п. 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Минфином СССР от 29.07.83 N 105). Минфин России в разЪяснительных письмах все же настаивает на проставление серии и нумерации на бланках типографским способом.
Порядок хранения бланков строгой отчетности изложен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете (оно продолжает действовать в настоящее время в части не противоречащей принятым нормативно правовым актам). Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.
Если же в части каких-либо видов деятельности нет утвержденных форм документов строгой отчетности, то организация вправе выйти с предложением об их утверждении. Для этого предлагаемую форму представляют через курирующее данный вид деятельности ведомство или напрямую в Минфин России. Министерство после рассмотрения и согласования с Государственной комиссией по контрольно - кассовым машинам ее утверждает.
Как сказано выше, использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности при расчетах с населением при оказании определенных видов услуг позволяет им обходиться без применения контрольно - кассовых машин. Но для оформления услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств использование формы БО-14 "Наряд заказ", "Копия - наряд - заказа", "Квитанция", "Копия квитанции" не достаточно. Наряду с этой формой Минфин России требует применения контрольно - кассовой машины (письмо от 11. 04.97 N 16-00-27-15).
Нормативных актов, регламентирующих порядок обращения с бланками строгой отчетности, распространяющихся на все организации и индивидуальных предпринимателей, в настоящее время нет. Хотя Минфин России неоднократно сообщал в своих письмах, что такая работа ведется. В результате нее должны появиться унифицированные указания, регламентирующие изготовление, учет, регистрацию, хранение, применение и уничтожение бланков строгой отчетности. Но для отдельных видов деятельности существуют такие документы. Так разработаны Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями бытового обслуживания населения и их подразделениями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по бытовому обслуживанию населения. Они утверждены приказом АО "Росбытсоюз" от 15.08.97 N 15.
Бухгалтерский учет
Учет бланков строгой отчетности осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.00 N 94н.
Приобретенные организацией бланки строгой отчетности отражаются как материальные ценности на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости с соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.01 N 44н. Для оприходования используется унифицированная форма "Приходный ордер" (форма М-4), утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
К каждой партии бланков должна прилагаться накладная или другая сопроводительная документация с указанием наименования бланков, их серии, номеров и стоимости приобретения.
Одновременно бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Забалансовый счет 006 предназначен для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности. На счете 006 бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке. При этом должен вестись аналитический учет по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.
В учете оприходование бланков строгой отчетности сопровождается записями:
Дебет 10 Кредит 60- оприходованы бланки строгой отчетности;
Дебет 19 Кредит 60- выделен НДС по бланкам строгой отчетности;
Дебет 006- учтены на забалансовом счете по условной стоимости приобретенные бланки строгой отчетности.љ
При использовании документов строгой отчетности в процессе производства по мере их расходования производится списание стоимости бланков с кредита счета 10 в дебет счетов учета издержек производства и обращения. Документальным основанием для списания может служить "Требование - накладная" (форма М-11) или "Лимитно - заборная карта" (форма М-8). В это же время их стоимость списывается с кредита забалансового счета 006:
Дебет 20, 44 Кредит 10- списана стоимость использованных бланков строгой отчетности;
Кредит 006- списана условная стоимость использованных бланков строгой отчетности.љ
По итогам месяца на основании "Требований - накладных" ("Лимитно - заборных карт") составляются оборотные ведомостей по видам бланков и местам их хранения. Полученные данные оборотных ведомостей должны ежемесячно сверяться с записями по книге учета бланков строгой отчетности.
Остающиеся в организации экземпляры бланков строгой отчетности учитываются с документами "Кассы" и соответствующими документами в бухгалтерии. У индивидуальных предпринимателей они учитываются с документами, подтверждающими доходы и расходы. Хранятся данные экземпляры в течение пяти лет.
Документы (журналы, книги) учета бланков строгой отчетности согласно Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного 06.10.00 Федеральной архивной службой России, должны храниться три года (подп. "в" п. 75 Перечня).
В случае если бланк строгой отчетности испорчен, то он изымается и уничтожается. При этом составляется комиссией акт на списание, который подлежит утверждению руководителем организации.
Для инвентаризации бланков строгой отчетности используется унифицированная форма ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности". Она утверждена постановлением Госкомстата России от18.08.98 N 18 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Расходы, связанные с приобретением бланков строгой отчетности, учитываются при налогообложении прибыли как другие расходы, связанные с производством и реализацией (п. 47 ст. 264 НК РФ).
Выдавая физическому лицу при оказании услуг за наличный расчет экземпляр бланка строгой отчетности, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками по НДС, выполняют обязанность, установленную НК РФ, по выставлению счетов - фактур (п. 7 ст. 168 НК РФ). При этом бланк строгой отчетности должен быть зарегистрирован в Книге продаж, в которой отражаются операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость, а также освобожденные от налогообложения (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.00 N 914).
В некоторых субЪектах РФ работники налогового ведомства требуют осуществления регистрации бланков строгой отчетности в инспекциях. Федеральным законодательством это не установлено. Не предЪявляет таких требований и Минфин России.
Статья получена: Клерк.Ру