Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Договор о совместном использовании активов: вопросы налогообложения

 

Договор о совместном использовании активов: вопросы налогообложения

 

 

ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало" /

И.В. Перелетова, генеральный директор ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»

Согласно пп. 2 и 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны также могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

загрузка...

 

 

К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре. Таким образом, предполагая совместное использование активов, организация вправе заключить договор именно о совместном использовании активов. Условия же этого договора должны быть определены исходя из требований действующего законодательства.

Юридическое содержание любого факта хозяйственной деятельности определяется его трактовкой в тех отраслях законодательства, в область регулирования которых входят формируемые им отношения. С точки зрения гражданского законодательства отношения по совместному использованию активов вполне укладываются в рамки предусмотренного ст. 247 ГК РФ договора о порядке владения и пользования общим имуществом.

В настоящее время налоговое законодательство регулирует особенности налогообложения совместной деятельности только в форме простого товарищества. В частности, в ст. 278 и 377 НК РФ описываются особенности определения участником, ведущим общие дела, налоговой базы при распределении доходов, расходов и убытков, указывается на их обособленный учет (на отдельном балансе), говорится о налогообложении общего имущества товарищей и т.п. Таким образом, нормы НК РФ, относящиеся к простому товариществу, не рассчитаны на широкое понимание совместной деятельности.

В ПБУ 20/03 впервые нормативно реализован принцип преобладания экономического содержания над правовой формой. Экономическое понятие совместной деятельности значительно шире «жесткой» правовой конструкции простого товарищества. В связи с этим следует обратить внимание на то, что при осуществлении совместной деятельности в других формах каждый участник является самостоятельным налогоплательщиком и при возникновении объекта налогообложения уплачивает налоги в общеустановленном порядке без каких-либо особенностей.

Разработанные Минфином России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.98 г. № 382-р положения по бухгалтерскому учету являются одной из составляющих законодательства о бухгалтерском учете. В отношении применения предписаний этого законодательства важно определить, являются ли предписания нормативных актов по бухгалтерскому учету обязательными для организаций в ходе хозяйственной деятельности.

Обязательность ведения юридическими лицами бухгалтерского учета устанавливается ст. 48 ГК РФ, согласно которой юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1).

Статья 23 НК РФ аналогично ст. 48 ГК РФ определяет ведение бухгалтерского учета как одну из основных обязанностей организации-налогоплательщика. Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». При этом в п.п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета.

Согласно ст. 120 НК РФ отсутствие регистров бухгалтерского учета, несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций классифицируются как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Таким образом, в соответствии со ст. 23 и 120 НК РФ, во-первых, данные бухгалтерского учета являются основой для исчисления налогооблагаемых баз и, во-вторых, правильность ведения бухгалтерского учета становится предметом налоговых проверок. Таким образом, одновариантные предписания нормативных актов определяют единственно возможный порядок бухгалтерского учета соответствующих фактов. В этом случае у бухгалтера нет выбора - он должен действовать в строгом соответствии с единственным устанавливаемым нормативными документами вариантом.

По нашему мнению, передача обязанности по ведению учета доходов и расходов по договору о совместном использовании активов одному из участников не согласуется с действующим сегодня бухгалтерским законодательством, в частности с ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 24.11.03 г. № 105н. Отсюда и возникновение споров о порядке налогообложения такой хозяйственной операции.

Согласно п. 9 ПБУ 20/03 активы считаются совместно используемыми в случае, когда имущество находится в общей собственности участников договора с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) и собственники заключают договор с целью совместного использования такого имущества для получения экономических выгод или дохода. При этом каждый из участников договора отражает в бухгалтерском учете долю расходов и обязательств, а также причитающуюся ему долю доходов от совместного использования активов согласно условиям договора.

Таким образом, разделом III «Совместно используемые активы» ПБУ 20/03 не предусматривается выделение на отдельный баланс активов, используемых для извлечения дохода. Соответственно не предусматривается и ведение одним из товарищей общего учета доходов и расходов по совместному использованию активов. Пример, приведенный в разделе III ПБУ 20/03 о сдаче в аренду здания, находящегося в общей долевой собственности, является типичным примером области применения такого рода договоров. В этом случае сами товарищи никакой деятельности, направленной на извлечение дохода, не ведут. Деятельность в арендованном помещении ведут арендаторы. Если объединяются активы, используемые самими товарищами для ведения ими какой-то деятельности, то применяются типовые договоры о совместной деятельности с обособлением имущества на отдельном балансе и ведением учета доходов и расходов одним из участников. Налогообложение операций по таким договорам не вызывает сомнений.

Согласно п. 10 ПБУ 20/03 доходы, расходы, обязательства, полученные в результате совместного использования активов, каждым участником договора учитываются обособленно в аналитическом учете каждого участника по соответствующим синтетическим счетам учета доходов, расходов, обязательств. Передача же обязанности по ведению учета доходов и расходов по договору о совместном использовании активов предполагает составление отдельного баланса, учет активов участников в составе финансовых вложений, распределение не доходов и расходов, а прибыли, что противоречит положениям раздела III ПБУ 20/03. Соответственно указание такой обязанности в договоре, предусматривающем совместное использование активов, может быть признано необоснованным.

Единственная обязанность, которая может быть делегирована одному из участников всеми остальными, предусмотрена п. 10 ПБУ 20/03. В этом пункте указано, что, если согласно договору одним из участников осуществляются общие расчеты с покупателями (заказчиками), доходы, подлежащие получению другими участниками договора, отражаются в бухгалтерском учете этого участника в качестве обязательства перед другими участниками. Обратим внимание, что речь идет только о доходах, расходы по содержанию актива каждый участник отражает самостоятельно.

Поскольку п. 10 ПБУ 20/03 допускается договорное условие о передаче прав одному из товарищей на осуществление расчетов с покупателями (заказчиками), то, на наш взгляд, в этой части договор о совместном использовании активов содержит элемент посреднического договора. Отношения сторон по посредническим договорам регулируются главами 49 «Поручение», 51 «Комиссия» и 52 «Агентирование» ГК РФ. И хотя по своей сути выставление счетов покупателям находится ближе всего к договорам поручения, нам представляется оптимальным в данном случае применение положений договора агентирования. Дело в том, что использование элементов договора поручения вызовет сложности в выставлении счетов, так как счета могут выставляться поверенным только от имени доверителей, а в этом случае теряется смысл передачи обязанности выставления счетов покупателям одному из участников. Ведь такая передача, как правило, предполагает выставление счетов от имени кого-то одного с последующим распределением дохода между всеми участниками.

Согласно ст. 1008 ГК РФ агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Соответственно, если договором о совместном использовании активов одному из участников вменена обязанность осуществления расчетов с покупателями, в договоре кроме прочих условий обязательно должны быть оговорены:

  • размер вознаграждения за оказываемую услугу;
  • периодичность отчетности;
  • сроки перечисления полученных от покупателей (заказчиков) доходов.

НК РФ не содержит специальных положений о порядке уплаты НДС при ведении совместной деятельности. Согласно письмам МНС России от 18.08.04 г. № 03-1-08/1815/45@ и от 7.08.01 г. № 10-3-13/3159-4698, а также Управления МНС России по г. Москве от 26.03.03 г. № 24-11/16211 обязанность уплаты НДС возлагается на того из участников, который уполномочен договором вести учет доходов и расходов по совместной деятельности. Но во всех этих письмах речь идет именно о совместной деятельности в форме договора простого товарищества с учетом результатов совместной деятельности на отдельном балансе, а не о совместном использовании активов, не предполагающем такого учета.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Главой 21 НК РФ иной порядок не предусмотрен, поэтому налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате НДС. В связи с этим, по нашему мнению, в случае передачи обязанности расчетов с покупателями одному из участников при договоре о совместном использовании активов НДС уплачивается каждым участником самостоятельно аналогично порядку уплаты НДС при посреднических договорах. Такой же порядок, как нам представляется, должен применяться и по налогу на прибыль.


Настоящая энциклопедия для бухгалтера!
Система «ПОМОЩНИК БУХГАЛТЕРА» включает нормативно-правовые документы, комментарии, консультации, справочные и другие материалы, необходимые в работе.

Обращайтесь по тел.(812) 740-78-96, portal@kodeks.ru


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Договор о совместном использовании активов: вопросы налогообложения":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Некоторые вопросы налогообложения кредитных организаций

Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» Е. В. Коротких ЗАО «BKR-Интерком-Аудит», руководитель Департамента банковского аудита При подготовке и реализации учетной политики для целей налогообложения на 2006 год в части операций с недвижимостью кредитной организации необходимо учесть некоторые наиболее часто задаваемые аудиторам вопросы.

» Банки и кредиты - 2764 - читать


Договор простого товарищества: cовместное использование активов

Международный еженедельник " Финансовая газета" / Е. Горина, старший аудитор-консультант ЗАО «ААФ «Аудитинформ» Правовые основы Договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) применим для предпринимательских и иных гражданско-правовых отношений.

» Юриспруденция и Право - 3196 - читать


Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Журнал Налоговый учет для бухгалтера / И. М. Титова, руководитель отдела внутреннего аудита группы компаний «БЭСТ.

» Бухгалтерия и аудит - 4057 - читать


О некоторых вопросах налогообложения налогом на прибыль организаций

"Нормативные акты для бухгалтера" / Письмо Министерства финансов РФ от 08. 06. 2005 № 03-03-01-04/1/313 [О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ] Аудитор К.

» Бухгалтерия и аудит - 2418 - читать


Спецодежда. Вопросы налогообложения

Материал предоставлен компанией "Аудит МСК" / Расходы организации по обеспечению работников спецодеждой относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету " Расходы организации"

» Бухгалтерия и аудит - 2873 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Договор о совместном использовании активов: вопросы налогообложения

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru