При камеральной проверке декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года налоговики установили, что организация недоплатила налог за этот период, а также не исчислила авансовые платежи за 4-й квартал. Как выяснилось, налоговая база была уменьшена на сумму расходов, на оплату услуг по изучению коньюктуры рынка и сбору информации, связанной с коммерческой деятельностью. Налоговики расценили эти расходы как экономически необоснованные и неоправданные. Чтобы отменить решение инспекторов о доначислении налога и пени, налогоплательщик обратился в суд.
Аргументы налоговой инспекции
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п.
1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, направленные на получение дохода. В данном случае налогоплательщик не представил доказательств того, что оказанные услуги положительно повлияли на экономические результаты его деятельности. Следовательно, эти расходы не являются экономически оправданными.
Аргументы налогоплательщика
Чтобы изучить рынок своей деятельности и разработать тактику поведения, организация заключила договор с фирмой, занимающейся проведением маркетинговых исследований. Оказанные услуги были необходимы ей для осуществления стабильной хозяйственной деятельности, в дальнейшем направленной на увеличение прибыли. Значит, эти расходы экономически обоснованы.
Решение суда
Суд полностью поддержал позицию организации. Он установил, что документальное подтверждение спорных расходов не вызывает сомнения. Доводы же налоговиков, по мнению арбитров, свелись к оценке экономической эффективности понесенных налогоплательщиком расходов. Как известно, налогообложение строится только на количественных показателях, отраженных в бухгалтерском и налоговом учетах. А экономическая эффективность отражает, насколько умело руководство предприятия ведет хозяйственную деятельность. Другими словами, отмеченный налоговиками показатель является качественным и никак не может повлиять на формирование налоговой базы по налогу на прибыль.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 июля 2005 г. № А28-3008/2005-76/15).
Комментарий редакции
Для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения (п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ). Поэтому к договорам на оказание услуг налоговики, как правило, проявляют повышенный интерес. В частности, это относится и к маркетинговым услугам. Особенно если исследования не дали ожидаемого результата или, что еще хуже, результат оказался отрицательным. Но и в этом случае с налоговиками нужно спорить. Допустим, по результатам маркетингового исследования выяснилось, что на завоевание своей «рыночной ниши» организации потребуется гораздо больше средств, чем она рассчитывала. Это сможет уберечь организацию от убытков, то есть данные затраты для нее экономически оправданы.
Подготовила Наталия Коровина , аудитор ООО КЦ «БизнесКонсалт-НН»
Журнал "Спутник главбуха" (Нижний Новгород и Нижегородская область) № 10, 2005
Статья получена: Клерк.Ру