Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Интернет магазины: все проблемы решаемы

 

Интернет магазины: все проблемы решаемы

 

 

ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало" /

Е.К. ПЕТРОВА, консультант ЗАО «Консалтинговая группа «ЗЕРКАЛО»

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находятся два альтернативных законопроекта «Об электронной торговле». Каждый из этих документов призван определить порядок, в котором следует заключать договоры при продаже товаров через Интернет. Также депутаты намерены закрепить права лиц, которые покупают что-то, используя электронные сообщения, и установить требования к профессиональным участникам виртуальной коммерции.

В данном материале мы расскажем о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться Интернет-магазинам, приведем мнение бухгалтеров и посоветуем, как лучше организовать учет.

загрузка...

 

 

Расчеты за товары

Рассчитаться за покупки в виртуальном магазине можно наличными, электронными деньгами, с помощью пластиковой карты или наложенным платежом. Рассмотрим каждый из этих случаев.

Наличные

При расчетах наличными даже виртуальный магазин обязан применять кассовую технику. На этом настаивает пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Это означает, что курьер, доставляющий товар покупателю и принимающий наличные, должен выдать клиенту кассовый чек. Выходит, каждому курьеру следует иметь портативный кассовый аппарат. Но чаще ККТ находится в офисе Интернет-магазина. Именно там пробивают к ассовый чек, а потом передают его курьеру вместе с товаром.

Правда, формально это создает недостачу в кассе. Однако такая ситуация временна: к концу дня, когда курьеры привезли дневную выручку и сдали ее в бухгалтерию, сумма наличности и данные кассовых документов совпадают.

Комментирует НИКОЛЕНКО Татьяна, главный бухгалтер Аромат. ru

Конечно, в идеале, у каждого курьера должен быть свой портативный кассовый аппарат. Но на практике это невозможно. У нашего холдинга значительный объем продаж и большой штат курьеров – покупать ККТ каждому мы просто не в состоянии. Кроме того, когда заказов очень много, мы пользуемся услугами курьерских фирм, а они выполняют поручения разных юридических лиц. Поэтому мы отправляем товар с курьером, предварительно выбив чек. Действующему законодательству это не противоречит. Ведь расхождение между временем, указанном на пробитом кассовом чеке, и фактическим временем покупки вовсе не означает, что организация не применяет ККТ. На это указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 31 июля 2003 г. № 16.

Электронные деньги

В данном случае речь идет о расчетах с использованием одной из платежных систем – таких, как Webmoney Transfer , Яндекс.Деньги или E - Gold .

Когда покупатель оформит заказ, Интернет-магазин обращается к администратору с просьбой перечислить деньги из кошелька покупателя на счет виртуального продавца. Для магазина эта услуга платная. Вознаграждение за нее он отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включив в операционные расходы – так сказано в пункте 11 ПБУ 10/99. Это в бухгалтерском учете. Для целей налогообложения суммы, уплаченные электронной системе за услуги, относят к внереализационным расходам (подп. 15 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Пример

Интернет-магазин спортивных товаров зарегистрирован в электронной системе платежей. Покупатель – клиент той же системы – заказал туристскую одноместную палатку за 10 000 руб. (в том числе НДС – 1525,42 руб.). 10 июня 2005 года он положил эту сумму в свой электронный кошелек . В этот же день платежная система перечислила деньги на расчетный счет организации. За эту услугу была удержана комиссия – 1 процент от стоимости палатки. В учете магазина данная операция была отражена так:

ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем» КРЕДИТ 90 субсчет «Продажи»

– 10 000 руб. – продана одноместная палатка;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1525,42 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с агентством» – 100 руб. (10 000 руб. х 1%) – начислена комиссия администратору системы; ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с агентством»

9900 руб. (10 000 – 100) – поступили деньги от администратора системы за минусом комиссионного вознаграждения;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с агентством» КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с агентством»

10 000 руб. – погашена задолженность за купленную палатку.

Пластиковые карты

Покупатель сможет рассчитываться с помощью пластиковой карты, если виртуальный магазин зарегистрируется в специальной платежной системе (скажем, VISA , MASTER ) и заключит с банком договор на Интернет-эквайринг.

Причем подключение к системе электронных платежей – платное. Если Интернет-магазин применяет метод начисления, то в бухгалтерском учете эту сумму нужно показать как расходы будущих периодов и равномерно списывать на общехозяйственные затраты в течение всего срока действия договора. Так же следует поступать и в налоговом учете. Ведь расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в том периоде, к которому они относятся (ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Если же бухгалтер Интернет-магазина рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, то затраты на подключение к системе электронных платежей нужно списать, как только будут перечислены деньги.

В соответствии с договором Интернет-эквайринга деньги с пластиковой карты покупателя банк кладет на специальный счет. И только потом за вознаграждение перечисляет продавцу. Так как на все это уходит несколько дней, стоимость товара в учете магазина попадает на счет 57 «Переводы в пути». Эти деньги отражают там на основании отчета банка о проведении авторизации.

Особенности расчетов по почте

Есть два варианта. Первый: сначала покупатель перечисляет виртуальному продавцу деньги через банк или почтовым переводом, и только потом товар отправляется по назначению. Второй: покупатель рассчитывается в тот момент, когда товар ему уже доставлен, то есть наложенным платежом.

Право собственности, согласно статье 223 Гражданского кодекса РФ, переходит от поставщика к покупателю в момент передачи товара – конечно, если в договоре не прописано иное. В свою очередь статья 224 Гражданского кодекса РФ передачей товара называет вручение вещи покупателю или организации связи.

То есть в бухучете реализацию нужно отразить в тот день, когда Интернет-магазин передаст товар службе доставки (в том числе почте).

А в налоговом учете все еще зависит от принятого метода учета доходов и расходов. Если фирма, занимающаяся торговлей через Интернет, рассчитывает налог на прибыль методом начисления, то отразить доход нужно также как в бухучете – в передачи товара на почту. Тот, кто использует кассовый метод, должен показать доход в том периоде, когда получит от покупателей деньги.

Доставка товара через посредника

Многие Интернет-магазины пользуются услугами курьерских фирм, заключая договор транспортной экспедиции или же агентский договор.

Согласно договору транспортной экспедиции виртуальный продавец берет на себя обязательство за счет покупателя организовать доставку товара. В этом случае чек на стоимость товара ККТ также предварительно выбивает продавец. А курьеры специализированной компании получают его на руки вместе с товаром.

Поступившее от покупателя в ознаграждение за экспедиционные услуги в выручку магазина не включается. Поскольку впоследствии он перечислит эти деньги курьерской фирме. Ведь здесь действуют нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, позволяющие не включать в доход деньги, поступившие посреднику, но принадлежащие агенту. И хотя про договор транспортной экспедиции там не говорится, Интернет-магазины, прибегающие к услугам курьерских фирм, могут этим порядком воспользоваться.

При продаже товаров в рамках агентских договоров выбивать чеки ККТ должен тот участник, от имени которого ведется торговля. Такой же точки зрения придерживаются и налоговики в письме ФНС России от 20 июня 2005 г. № 23-3-11/1115. Значит, Интернет-магазин может вообще не обзаводиться кассовым аппаратом, если по агентскому договору продажа товаров ведется от имени курьерской фирмы. Ведь в такой ситуации выбивать чеки должен агент – фирма, которая доставляет товар заказчику. Кроме того, через свой кассовый аппарат он должен провести и вознаграждение, полученное от Интернет-магазина.

Комментирует бухгалтер ГАШЕЕВА Наталья Анатольевна, главный бухгалтер ООО «Интернет Решения» ( Интернет-магазин «ОЗОН»)

При большом количестве заказов, как, например, в нашем магазине, чеки выбиваются накануне. Тогда уже с утра заказы с чеками можно выдать курьеру для доставки. А проведенные через ККТ суммы могут рассматриваться как предоплата за заказы. Вот только необходимо помнить о лимите кассы. Его легко превысить, поскольку курьеры отчитаются реальными деньгами позже. Поэтому надо постараться установить в обслуживающем банке возможно больший размер лимита. Но есть и другой способ. В настоящее время мы стараемся работать с курьерскими службами по агентским договорам, предусматривающим как доставку заказа, так и прием денег в случае наличной оплаты. В этой ситуации обязанность выдать клиенту документ, подтверждающий оплату заказа, возложена на агента – ведь он действует от своего имени. Деньги, собранные с покупателей, агент переводит нам на расчетный счет за минусом своего вознаграждения.

Возврат товаров

Покупатель может в любой момент отменить свой заказ. Кроме того, он вправе вернуть товар в течение недели с момента получения. Об этом сказано в пункте 4 статьи 26.1 «Дистанционный способ доставки товара» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» .

Впрочем, покупатель ограничен семью днями, только если продавец в момент доставки письменно проинформировал его о товаре: правилах эффективного и безопасного использования, сроке службы, порядке возврата и т. п. Если поставщик проигнорирует это правило, то срок для отказа от товара увеличивается до трех месяцев.

Деньги, уплаченные за товар, магазин должен вернуть не позднее, чем через десять дней со дня предъявления соответствующего требования. Зато издержки по доставке несет покупатель. Кстати, не любой товар можно возвращать. Исчерпывающий перечень таких предметов приведен в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Скажем, нельзя обменивать купленные книги.

Теперь расскажем о том, как оформить возврат. Тут важно, как клиент расплачивался и где он находится – в одном ли городе с виртуальным магазином.

Начнем с наличной оплаты. Самая распространенная ситуация: заказчик отказался от покупки в тот момент, когда курьер привез товар, но чек на товар уже выбит. Информацию об этом нужно занести в Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам ( форма КМ-3 ) . В конце дня в Акте записывают номера таких чеков и указанные в них суммы. Акт визируют кассир-операционист, старший кассир и руководитель организации.

Чеки на товары, от которых отказались покупатели, погашают специальным штампом или просто надрывают. Потом клеят на лист и вместе с Актом отдают в бухгалтерию. Итоговую сумму формы № 3 отражают в графе 15 Журнала кассира-операциониста (форма № КМ-4) и графе 8 Справки-отчета кассира-операциониста (форма № КМ-6).

Комментирует НИКОЛЕНКО Татьяна, главный бухгалтер Аромат.ru

Если клиент по какой-либо причине отказывается от покупки, то неиспользованный кассовый чек возвращается в бухгалтерию. Там в конце дня оформляется Акт по форме № КМ-3, к которому прилагаются все неиспользованные чеки со штампом «Погашено». А сумма дневной выручки по Z -отчету соответственно уменьшается на сумму, указанную в Акте.

Комментирует бухгалтер ГАШЕЕВА Наталья Анатольевна, главный бухгалтер ООО «Интернет Решения» ( Интернет-магазин «ОЗОН»)

Когда покупатель отказывается от заказа до его получения или в присутствии курьера, чеки могут быть аннулированы как пробитые по ошибке, если такие ситуации нечасты, либо оформляется возврат денежных средств клиенту. Вернуть же товар после получения в течение семи дней при соблюдении правил продажи продавцом и сохранении потребительского вида товара покупателю теперь позволяют поправки в Закон «О защите прав потребителей». Они предусматривают возможность возврата заказа без объяснения причины.

Если товар возвращен в день покупки, то никаких сторнировочных записей делать не нужно. Ведь изначально в учете не отражается факт реализации возвращенного товара.

Другое дело, когда товар прибывает в Интернет-магазин спустя какое-то время. В этом случае без корректировки не обойтись. Поступать нужно так. Покупатель пишет заявление, и прикладывает к нему кассовый или товарный чек. Продавец же выписывает накладную на возвращаемый товар в двух экземплярах. Один из которых прилагается к товарному отчету, а второй вручается покупателю и служит основанием для получения денег за возвращенный товар. По чеку покупателю возвращаются деньги. Необходимо будет внести исправления и в бухгалтерский учет. Кроме того, возможно, что бухгалтер уже успел отразить реализацию и в декларации по НДС. В этом случае налог с возращенного товара можно принять к вычету в том периоде, когда покупатель принес непонравившийся ему товар

Теперь допустим, что клиент расплачивался за товар с помощью пластиковой карты или электронными деньгами. Тогда перечисленная сумма списывается с расчетного счета Интернет-магазина и переводится на счет бывшего заказчика или в его электронный кошелек.

Источник материала: журнал «ГЛАВБУХ» № 14, 2005
Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Интернет магазины: все проблемы решаемы":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Будущее Интернет-магазинов – средства от собак?

К вопросу об использовании кредиток – так и непонятным осталось, по какой причине они не популярны в магазинах Рунета. То ли от серости и непродвинутости покупателей, то ли по причине завышенных банковских комиссий. Представителям банков, в частности Альфа-Банку, с которым в свое время сотрудничали Colibri.ru по приему платежей через карты досталось от последних не по-детски.

» Продвижение и оптимизация - 3017 - читать


Интернет-магазин с человеческим лицом

Многим SEO-специалистам не понять, почему клиенты так нервничают, когда их сайт пропадает с вожделенных позиций. Ощутить себя на месте клиента не так уж и сложно – достаточно связаться с продвижением интернет-магазина. Термин «интернет-магазин» в Рунете имеет несколько трактовок: под ним понимают как онлайн представительства оффлайн магазина, так и сайты занимающиеся онлайн- продажами.

» Продвижение и оптимизация - 3960 - читать


Кибермаркетинг: практический опыт продвижения интернет-магазина

В настоящее время всё больше компаний, осуществляющих коммерческую деятельность в Интернете, склоняются к тому, что интернет-представительство компании можно рассматривать в качестве филиала в новом перспективном регионе. Что из этого следует? Из этого следует то, что хорошее товарное предложение является необходимым, но не достаточным для конечного успеха условием.

» Продвижение и оптимизация - 1802 - читать


Продвижение интернет-магазина в Гродно и области

Ну вот, настало время, когда я могу приступить непосредственно к вещанию практических аспектов продвижения в регионах Беларуси. Все основано на собственном опыте, поэтому не судите строго, главное, что это все работает. На первый раз проанализирую ситуацию у себя под носом, в Гродно (запад Беларуси) .

» Продвижение и оптимизация - 5199 - читать


Юзабилити интернет-магазинов

От редакции: мы начинаем публикацию серии материалов, посвященных юзабилити. Автор статей - опытный юзабилист, руководитель питерской студии Usabilist.ru Леонид Румянцев. Читайте его советы и рекомендации по четвергам на Seonews.ru Интернет-магазин – самый простой и очевидный способ заработка денег в интернете: достаточно просто «выложить» товар в сети, использовав вместо прилавков веб-страницы.

» Продвижение и оптимизация - 3733 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Интернет магазины: все проблемы решаемы

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru