Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » О разъяснениях налогового законодательства

 

О разъяснениях налогового законодательства

 

 

Источник: Издательский дом Налоговый Вестник /

Ю.М. Лермонтов, советник налоговой службы II ранга


В ответе Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 на один из запросов налогоплательщиков рассмотрен весьма важный вопрос: чьи разъяснения освобождают налогоплательщиков от ответственности при возникновении конфликтных ситуаций с налоговыми органами.



Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить. Если это требование не выполняется, то все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика [п. 7 ст.

загрузка...

 

 

3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].



Кроме того, НК РФ установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислять и уплачивать налоги и сборы (за исключением ряда закрепленных в законодательстве случаев). Для разрешения сомнений в применении норм налогового законодательства предусмотрено право налогоплательщиков получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов.



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МНС России преобразовано в ФНС России. ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками МНС России.



В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон N 58-ФЗ) право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ за Минфином России закреплены полномочия по изданию приказов об утверждении различных форм отчетности и инструкций по их заполнению.



С вступлением в силу Закона N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):



- о действующих налогах и сборах;



- о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;



- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;



- о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;



- о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.



Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.



Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России и финансовых органов. Причем Минфин России предоставляет разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, финансовые органы субъектов Российской Федерации отвечают на вопросы, связанные с применением регионального налогового законодательства.



Разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов носят для налогоплательщиков рекомендательный характер, однако при этом на основании ст. 111 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности за совершение налогового правонарушения в случае выполнения им письменных разъяснений финансовых органов.



Налогоплательщик может не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию в суде. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за невыполнение норм подобного разъяснения, так как оно не относится к законодательству о налогах и сборах. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 316-О разъяснено, что налогоплательщик не может привлекаться к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном нормативном акте.



Если же налогоплательщик выполняет письменное разъяснение по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данное уполномоченным органом, то согласно подпункту 3 п. 1 ст. 111 НК РФ это признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. При отсутствии вины в совершении налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности. В таком случае налоговый орган выносит решение об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.



При этом не имеет значения, кому адресовано разъяснение: конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц.



Письмом от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 Минфин России определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются:



- министр финансов Российской Федерации;



- заместители министра финансов Российской Федерации;



- директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики;



- заместители директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.



Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам вышеуказанных должностных лиц являются официальной позицией Минфина России.



Хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что статьи, комментарии, опубликованные в средствах массовой информации, не представляют собой официальные разъяснения, а являются личным мнением того или иного государственного служащего соответствующего органа. Согласно Федеральному закону от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий вправе заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.



Освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплачивать суммы налога и пеней, возникших вследствие правонарушения.



В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание читателей журнала на рекомендательный характер разъяснений Минфина России, то есть на то, что они не принуждают к совершению каких-либо действий.



Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "О разъяснениях налогового законодательства":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Правоприменительная практика искажает смысл и цель налогового законодательства

[ сноска 1 ] Камеральные налоговые проверки в значении, придаваемом нормам статей 31 и 88 НК РФ правоприменительной практикой, превращаются в инструмент подавления самостоятельности и инициативы налогоплательщиков, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит Конституции РФ. Р. И.

» Юриспруденция и Право - 2325 - читать


Применение налогового законодательства по аналогии

Алексей Алексеевич МАСЛОВ, налоговый юрист (г. Москва) «НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ: теория и практика» В ситуации, когда и налогоплательщики с налоговыми органами, и арбитражные суды, пытаясь разобраться в хитросплетениях налогового законодательства, зачастую оказываются в тупике, вопрос о способах преодоления пробелов становится особенно актуальным. Закрепленная в п.

» Юриспруденция и Право - 3870 - читать


Рекомендации Управления МНС России по Санкт-Петербургу по применению налогового законодательства и, особенно полезные,по УСН

юрист Лусников /redir.php?url=www.lusnikov.com%2F%3C%2Fa%3E / Нижеприведенные рекомендации состоят из двух разделов и упрощенной системе налогообложения посвящен второй раздел, вопросы и ответы в котором нумеруются самостоятельно. Вот некоторые наиболее полезные рекомендации: При применении упрощенной системы налогообложения не торопитесь пользоваться договором простого товарищества, поскольку организация, уполномоченная по ведению общих дел товарищества в части доли реализ ...

» Юриспруденция и Право - 3079 - читать


Соотношение актов налогового законодательства и иных законов, которые устанавливают налоговые льготы

Ф. В. Загиров, З.

» Юриспруденция и Право - 2588 - читать


Старые подходы к новым нормам налогового законодательства

Журнал " В курсе дела" / Аборин Дмитрий Евгеньевич, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ С вступлением в силу с 1 января 2006 года изменений в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ многие ее нормы зазвучали по-новому. При этом некоторые из них, ранее не предусмотренные Кодексом, но, по мнению инспекторов, проистекавшие из его содержания, применяются ими к правоотношениям предыдущих лет (например, требование о восс ...

» Юриспруденция и Право - 2042 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » О разъяснениях налогового законодательства

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru