Авансы были, но их не было
Ситуация с транспортным налогом в этом году получилась следующая. Поправки, внесенные в Налоговый кодекс*, установили отчетные периоды по налогу. Ими признаются первый, второй и третий кварталы (ст. 360 НК РФ). Это правило действует только с 1 января 2006 года.
До этой же даты у субъектов Федерации в принципе не было права вводить отчетные периоды по транспортному налогу (письмо Минфина России от 13.05.05 № 03-06-04-04/23).
Но, несмотря на это, в большинстве регионов авансовые платежи были введены**. Причем зачастую эти незаконные отчетные периоды не соответствовали тем, которые установил Налоговый кодекс. Равно как не соответствовали и сроки уплаты налога и сдачи расчета по авансовым платежам. Например, в Законе Московской области от 16.11.02 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» были установлены авансы по транспортному налогу по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев календарного года (п. 1 ст. 2 закона). При этом заплатить налог областной закон требует до 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налоговый же кодекс в этом вопросе более лоялен и допускает перечисление налога вплоть до последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 363 и 363.1 НК РФ). Как быть в такой ситуации? В рамках каких отчетных периодов (федеральных или региональных) надо отчитываться в подобной ситуации?
Право или обязанность
Транспортный налог относится к региональным (п. 3 ст. 14 НК РФ). Это означает, что платеж обязателен только на территории того субъекта РФ, где он введен законом этого субъекта (п. 3 ст. 12 НК РФ). При этом субъекты Федерации вправе сами определять некоторые элементы налогообложения. В частности, по транспортному налогу статья 365 НК РФ разрешает субъектам определить ставку, порядок и сроки уплаты. Обратите внимание, что этот перечень закрытый. Никакие другие элементы налога органы власти субъектов РФ устанавливать не могут.
Определение же отчетных периодов и введение авансовых платежей относится к порядку исчисления налога (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5, письмо Минфина России от 13.05.05 № 03-06-04-04/23). Таким образом, у законодательных органов субъектов Федерации нет права вводить отчетные периоды по налогу. Эти периоды установлены непосредственно в НК РФ - в статье 360. И единственное вмешательство в данном случае, которое допускает НК РФ, - это возможность субъектов отказаться от установления авансовых платежей.
Из всего вышесказанного следует вывод: если в региональном законе введены отчетные периоды, но они не совпадают с теми, которые указаны в НК РФ, то организации нужно ориентироваться на кодекс.
Можно не платить
Несколько иная ситуация со сроками уплаты авансовых платежей. Здесь Налоговый кодекс предоставил регионам право самостоятельно установить, когда организации должны будут пополнить бюджет авансовыми платежами (ст. 363 НК РФ). Но при этом законодатели на местах не вправе установить более ранние сроки, чем прописано в НК РФ. Об этом говорится в той же статье 363 НК РФ. А по кодексу авансовые платежи нельзя требовать с организаций раньше последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом.
Выходит, что регионы, установившие иные сроки, нарушили НК РФ. То есть сроки, прописанные в таких законах, считаются незаконными и не применяются. Но и в самом кодексе срок уплаты не установлен. Следовательно, у организаций, работающих в таких регионах, есть право просто не платить авансовые платежи. Ведь срок их перечисления не установлен.
Официальная позиция:
Вадим Николаевич Сучков, заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Минфина России:
- Если до начала 2006 года уплата авансов по транспортному налогу не была установлена законодательством субъекта РФ, то действует норма пункта 2 статьи 360 кодекса. Это значит, что для налогоплательщиков-организаций в таких субъектах отчетными периодами будут первый, второй и третий кварталы.
Дело в том, что законодательные органы субъекта РФ принимают акты о налогах в пределах своей компетенции. При установлении транспортного налога субъект может определить налоговую ставку, льготы и порядок уплаты. Если какой-либо из этих элементов не определен, то действуют нормы кодекса. Значит, пункт 2 статьи 360 Налогового кодекса подлежит обязательному применению. Из этого правила существует одно исключение. Если в законе субъекта прямо прописано, что отчетные периоды для транспортного налога не установлены (п. 3 ст. 360 НК РФ). Поэтому если до 2006 года законом субъекта были установлены отчетные периоды, отличные от тех, которые названы в пункте 2 статьи 360 кодекса, то налогоплательщик должен отчитаться по итогам первого, второго и третьего кварталов.
Прошлый год по прошлым правилам
Еще одна проблема, связанная с поправками, внесенными в главу 28 «Транспортный налог» НК РФ, такова. Новая редакция статьи 363 кодекса установила, что налог по итогам года надо заплатить в срок, прописанный в региональном законе, но не ранее 1 февраля. Точно так же, до 1 февраля, НК РФ теперь требует подать в инспекцию годовую декларацию по транспортному налогу.
Но в прошлом году региональные власти были вольны в установлении срока уплаты «годового налога», а также сроков отчетности по итогам налогового периода. В результате во многих законах субъектов РФ установлены сроки сдачи деклараций и перечисления налога, не совпадающие с теми, что указаны в НК РФ. Возникает вопрос: по каким правилам надо отчитываться за 2005 год - по старым или новым?
На наш взгляд, в данном случае будут действовать старые правила. Дело в том, что поправки в 28-ю главу НК РФ вступили в силу с 1 января 2006 года и распространяются только на отношения, возникшие после этой даты. Соответственно по этим правилам надо будет заплатить налог по итогам 2006 года. И по итогам этого же налогового периода подать декларацию.
Заплатить же налог и отчитаться за 2005 год можно по правилам, действовавшим в прошлом году. Ведь налоговая база в таком случае формировалась еще в 2005 году. А значит, новые правила на нее не распространяются. Аналогичная ситуация и с отчетностью: в ней отражаются суммы налога за 2005 год. Следовательно, на нее должны распространяться правила, действовавшие в 2005 году. Исключение из этого правила может быть только в одном случае: если региональные власти внесли поправки в закон субъекта РФ и изменили сроки уплаты налога и сдачи отчетности. И при этом прямо указали, что новые правила распространяются на налог и отчетность за прошлые периоды, перечисляемый (сдаваемую) в 2006 году.
Ирина Якимович, эксперт «УНП»
- * Поправки внесены Федеральным законом от 20.10.05 № 131-ФЗ.
- ** Подробнее об этом читайте в «УНП» № 40, 2005, стр. 6-7 «Транспортный налог: неясности устранены».
Статья получена: Клерк.Ру