По следам сдачи баланса идут основные проблемы бухгалтеров
Конец апреля – начало мая – самый трудный период для бухгалтеров. Сдача годового баланса, плавно переходящая в сдачу баланса за I квартал, – процесс столь же бурный и необратимый, как таяние снегов. Не всегда он проходит гладко...
«Московский бухгалтер» обратился к главбухам нескольких московских предприятий с тремя вопросами: какова была самая серьезная проблема весны 2004 года, как они смогли ее решить и какая новость показалась им наиболее значимой? Ответы наших читателей выявили самые досадные помехи при сдаче баланса.
Большинство назвало главной проблемой соблюдение требований положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02).
ГЛАВНАЯ БЕДА
«ПБУ 18/02 – это проблема не только месяца, но и всего квартала. Сначала был только один вид учета – бухгалтерский. И декларации по налогу на прибыль были небольшими. Затем ввели в действие главу 25 Налогового кодекса, и нам пришлось вести два учета: налоговый и бухгалтерский, а различаются они сильно. И декларация по налогу на прибыль выросла до 30 листов. А потом нас “порадовали” ПБУ 18/02. Теперь ведем целых три учета: бухгалтерский, налоговый и учет различий между ними», – рассказала Екатерина Большакова, главный бухгалтер киноконцерна «Мосфильм».
Марина Подчаева, главный бухгалтер комбината «Айс-Фили», подтверждает:
«Наибольшая проблема – отразить в бухгалтерском учете налог на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02. Думаю, что не у нас одних эта проблема. Чтобы ее решить, самостоятельно разбираемся в законодательстве, когда необходимо, консультируемся у аудиторов».
Марина Колесникова, главный бухгалтер Академии менеджмента и рынка обозначила еще одну сложность: «Проблема месяца – смена форм деклараций, в первую очередь – по налогу на прибыль, которую я сдаю раз в квартал. Изменилась также форма декларации по налогу на имущество. Однако новую форму я не могу найти нигде, даже на сайте www.nalog.ru. Даже не знаю, что хуже: то, что в формах отчетности так стремительно происходят изменения, или то, что информационные источники отстают от них.
Еще проблема: программа “1С” тоже не успевает отслеживать все изменения форм отчетности. Порой я уже сдаю декларации, заполнив их от руки, и только к концу месяца получаю новые бланки. Решать проблему пытаюсь с помощью информационных систем “КонсультантПлюс” и “Гарант”. И все-таки хотелось бы большей мобильности и удобства в получении необходимой информации».
Лариса Сорокина, главный бухгалтер ООО «Рефест», считает так же: «Проблема месяца – смена форм налоговой и бухгалтерской отчетности. Доставило головную боль и то, что поменялись формы по АЗВК, по взносам в Пенсионный фонд. Фирма “1С” не успевает давать новые формы вовремя – получаем их “сырыми”. Много времени уходит на заполнение новых форм, потому что частично приходится это делать вручную. К сожалению, другого решения у этой проблемы пока нет».
Надеяться бухгалтер может только на себя. Вроде бы уже давно существует множество усовершенствований, облегчающих ведение бухучета, однако они могут давать сбои.
Татьяна Родионова, главный бухгалтер ЗАО «Дом Видео», рассказала: «Основная бухгалтерская проблема этого месяца – постоянные недоработки в системе электронной сдачи отчетности. Некоторые отчеты и процедуры их обработки не были готовы к началу периода сдачи документов и отлаживались “с колес”. Справиться с этим нам помогли постоянные консультации у сотрудников фирмы “Такском” – практически каждый день созванивались с ними».
ПРОБЛЕМЫ БЕЗ КОНЦА
Звучали и другие ответы. Например, Александра Стеркина, главный бухгалтер и исполнительный директор арт-студии «Фокус», заявила: «Проблема всего I квартала – учет НДС в связи с изменением налоговой ставки. Проблема с “хвостами”, оставшимися с прошлого года. Способ ее решения – постоянный “созвон” с контрагентами».
Марина Тарусова, главный бухгалтер сети магазинов «Л’Этуаль», весьма эмоционально поделилась с журналом своей нестандартной бедой: «Мы с успехом сдали годовой баланс. Однако чувство досады за наше законодательство, появившееся во время исчисления налога на прибыль, осталось.
Основная наша проблема заключается в ремонте (неотделимые и отделимые улучшения и просто текущий ремонт) арендованного имущества с согласия арендодателя, но за наш счет: включается ли в затраты на время пользования арендованной площади амортизация этих улучшений, можно ли принять НДС к вычету и т. д. Экономическая обоснованность есть, но потом, после расторжения договора аренды, эти улучшения перейдут арендодателю... Получается безвозмездная передача имущества, и начинает работать пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса. Что МНС считает капитальным ремонтом помещения, а что текущим? Позиция Минфина была изложена в письме департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности от 14 января 2004 г. № 16-00-14/10, где разъясняется, что основанием для определения видов ремонта – капитального, текущего или среднего – являются документы, разработанные техническими службами организаций. То есть каждая организация будет самостоятельно оценивать, какой вид ремонта она производит. А какими нормативными документами руководствоваться при квалификации вида ремонта – неизвестно. Способ решения данной проблемы предложить на сегодня не могу. Пока арбитражная практика по этим вопросам не сформирована, будем ждать и судиться».
Можем только пожелать Марине Федоровне наиболее бескровного выхода из неразберихи с ремонтом. Впрочем, решения проблем с минимальными усилиями «Московский бухгалтер» желает всем участникам опроса.
ВЕСЕННИЕ НАДЕЖДЫ
Бухгалтеры частенько признавались: за годовым балансом не видят не то что новостей, но и смены погоды. И все же мимо некоторых событий невозможно пройти. Екатерина Большакова и Марина Тарусова считают главным новшеством консолидацию усилий Минфина и Минэкономразвития. Нововведения на высшем уровне вселяют надежду на лучшее. Вдруг что-то из этого выйдет, надеются бухгалтеры.
Марину Колесникову более всего порадовало то, что не сбылась предыдущая сенсационная новость о приостановке введения НДС-счетов. Лариса Сорокина назвала новостью месяца освещение подробностей налоговой реформы, ожидаемой в 2005 году: «По крайней мере, в общих чертах стало ясно, какие грядут перемены». Александра Стеркина считает: «Главная новость – изменение расчета налоговой базы по налогу на имущество, а также рассмотрение вопроса о снижении ЕСН».
На первом месте в рейтинге проблем сегодня по праву находится ведение тройного учета – бухгалтерского, налогового и учета различий между ними, согласно требованиям ПБУ 18/02. Практически не отстает частая смена форм отчетности, которую не успевают вовремя отслеживать электронные системы сдачи отчетов. Оформление для налоговой текущего ремонта и пересчет НДС после изменения налоговой ставки тоже не единичные трудности.
Интересно, почему всевозможные усовершенствования в оформлении документов влекут за собой увеличение объема работы бухгалтера? Может быть, свершится чудо, и консолидация министерств поможет выработать более простые формы ведения бухучета?..
Елена САФРОНОВА
Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №05 2004 г.
Статья получена: Клерк.Ру