Наступает горячая пора подготовки годовой бухгалтерской отчетности. Не секрет, что перед этим бухгалтеру фирмы нужно проверить правильность остатков на счетах бухучета, а также провести реформацию баланса. Как правильно это сделать по итогам 2006 года, подскажет наша статья.
Проверяем остатки
Начинать проверку остатков по счетам нужно с инвентаризации имущества компании и ее обязательств. Напомним, что фирмы обязаны проводить такую ревизию перед формированием годовой бухгалтерской отчетности.
По сути, инвентаризация – это сверка данных фактического состояния имущества (обязательств) с бухгалтерскими записями. В результате такого сравнения зачастую возникают расхождения, которые могут быть связаны:
– с выявлением излишков и недостач имущества;
– с счетными ошибками.
В первом случае расхождения корректируют так:
– излишки оприходуют. Для этого делают запись по дебету счетов учета материальных ценностей (01 “Основные средства”, 04 “Нематериальные активы”, 10 “Материалы”, 41 “Товары” и др.) и кредиту счета 91-1 “Прочие доходы”;
– недостачи в пределах норм естественной убыли списывают на расходы, сверх норм – предъявляют к возмещению материально-ответственному лицу. Если виновник не обнаружен, убыток списывают на финансовые результаты.
Обратите внимание: входной НДС по недостающим ценностям, ранее принятый к вычету, восстанавливать к уплате в бюджет не нужно. Так решил Высший Арбитражный Суд. Решение суда от 23.10.2006 № 10652/06 опубликовано на стр. 53.
Если расхождение произошло из-за ошибки в учете, то в бухгалтерские регистры нужно внести корректирующие записи. При этом недочеты текущего года исправляют в том месяце, когда их обнаружили. Если ошибки отчетного года выявлены после его завершения, но до сдачи отчетности, исправления датируют 31 декабря 2006 года. Если в текущем году выявлены прошлогодние недочеты, а баланс уже сдан в инспекцию, исправления делают в текущем году.
Исправляют ошибки двумя способами:
– сторнируют все неправильные проводки и записывают верные (при журнально-ордерной форме учета запись “сторно” вносят красной ручкой, при автоматизированной – в программу вносят цифры со знаком “минус”);
– добавляют недостающую запись на сумму, отраженную в учете неверно.
Если в текущем году до сдачи бухотчетности бухгалтер обнаружит ошибки прошлых лет, то:
– заниженную сумму дохода (расхода) учитывают как прибыль (убыток) прошлых лет;
– завышенную сумму дохода (расхода) отражают как убыток (прибыль) прошлых лет.
В налоговом учете такие доходы или расходы относят к внереализационным.
Рассмотрим, как исправлять такие ошибки, на примере.
Пример 1
В ходе проверки бухгалтер ООО “Старт-К” в декабре 2006 года обнаружил, что фирмой ошибочно были включены в налоговую себестоимость затраты на личные телефонные переговоры сотрудников в сумме 1500 руб. Кроме того, была выявлена недостача от порчи материалов в пределах норм естественной убыли на сумму 2100 руб.
Для того чтобы исправить ошибки, бухгалтер компании сделал записи:
Дебет 26 Кредит 60
– 1500 руб. – сторнированы расходы на оплату личных переговоров;
Дебет 91-2 Кредит 60
– 1500 руб. – затраты на оплату переговоров списаны за счет средств фирмы;
Дебет 94 Кредит 10
– 2100 руб. – списаны недостающие материалы;
Дебет 91-2 Кредит 10
– 2100 руб. – отражен убыток от недостач.
Проводим реформацию
Реформация баланса – это списание прибыли или убытка, полученного фирмой за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозоперация.
Реформация состоит из двух этапов:
– закрывают счета, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности компании: 90 “Продажи”, 91 “Прочие доходы и расходы”;
– включают финансовый результат, полученный за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Финансовый результат по обычным видам деятельности определяют на счете 90. К нему открывают субсчета: 90-1 “Выручка”; 90-2 “Себестоимость продаж”; 90-3 “Налог на добавленную стоимость”; 90-4 “Акцизы”; 90-9 “Прибыль (убыток) от продаж”.
31 декабря субсчета, открытые к счету 90 “Продажи”, закрывают внутренними записями на субсчет 90-9. Для этого делают записи:
Дебет 90-1 Кредит 90-9
– по окончании года закрыт субсчет 90-1;
Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4...)
– по окончании года закрыт субсчет 90-2 (90-3, 90-4...).
В результате сделанных записей дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 сравняются. Поэтому по состоянию на 1 января 2007 года счет 90 в целом и все открытые к нему субсчета сальдо иметь не будут. Далее в аналогичном порядке закрываем счет 91. То есть сальдо по субсчетам счета 91 списывают в дебет или кредит счета 91-9 “Сальдо прочих доходов и расходов”.
Каждый месяц сопоставлением оборотов по счетам 90 и 91 определялся финансовый результат от основной и прочей деятельности. Затем он списывался на счет 99 “Прибыли и убытки”.
Проводки были такие:
Дебет 90-9 (91-9) Кредит 99
– отражена прибыль от обычных (прочих) видов деятельности;
Дебет 99 Кредит 90-9 (91-9)
– отражен убыток от обычных (прочих) видов деятельности.
По итогам года на счете 99 образуется кредитовое (прибыль) или дебетовое (убыток) сальдо. Его списывают последней записью отчетного года так:
Дебет 99 Кредит 84
– списана чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года;
Дебет 84 Кредит 99
– отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.
На этом реформация баланса завершена. Несколько слов о последних нововведениях. А именно об учете чрезвычайных доходов и расходов в составе прочих. Напомним, что ранее такие доходы (расходы) отражали на счете 99 “Прибыли и убытки”. Теперь их учитывают на счете 91 “Прочие доходы и расходы”. Нужно ли переносить чрезвычайные доходы (расходы), учтенные на счете 99 в этом году, на счет 91? На наш взгляд так делать необязательно. Ведь в любом случае при закрытии счета 91 эти доходы (расходы) в конце года попадут на счет 99. Но, если вы желаете выполнить все требования бухгалтерского законодательства, то такой перенос можно и провести. Для этого достаточно сделать проводку:
Дебет 99 (91-2) Кредит 91-1 (99)
– чрезвычайные доходы (расходы) отражены в составе прочих.
А теперь покажем, как проводят реформацию баланса, на условном примере.
Пример 2
ООО “Старт-К” занимается оптовой торговлей. В 2006 году компания получила выручку от продажи товаров в сумме 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 360 000 руб.). Себестоимость проданных товаров – 1 300 000 руб. Расходы на продажу товаров – 250 000 руб. Кроме того, фирма реализовала основное средство на сумму 165 200 руб. (в т. ч. НДС – 25 200 руб.), остаточная стоимость которого – 100 000 руб.
Бухгалтер ООО “Старт-К” сделал записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 2 360 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 1 300 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 44
– 250 000 руб. – списаны расходы на продажу;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС”
– 360 000 руб. – начислен НДС со стоимости проданных товаров;
Дебет 90-9 Кредит 99
– 450 000 руб. (2 360 000 – 1 300 000 – 250 000 – – 360 000) – отражена прибыль от реализации;
Дебет 62 Кредит 91-1
– 165 200 руб. – учтен доход от продажи основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС”
– 25 200 руб. – начислен НДС;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет “Выбытие основных средств”
– 100 000 руб. – списана остаточная стоимость основного средства;
Дебет 91-9 Кредит 99
– 40 000 руб. (165 200 – 25 200 – 100 000) – отражена прибыль.
31 декабря 2006 года бухгалтер ООО “Старт-К” должен закрыть все субсчета к счету 90. Для этого он сделает записи:
Дебет 90-1 Кредит 90-9
– 2 360 000 руб. – по окончании года закрыт субсчет 90-1;
Дебет 90-9 Кредит 90-2
– 1 550 000 руб. (1 300 000 + 250 000) – списано сальдо субсчета 90-2 на конец года;
Дебет 90-9 Кредит 90-3
– 360 000 руб. – по окончании года закрыт субсчет 90-3;
Дебет 91-1 Кредит 91-9
– 165 200 руб. – списано сальдо субсчета 91-1;
Дебет 91-9 Кредит 91-2
– 125 200 руб. (25 200 + 100 000) – по окончании года закрыт субсчет 91-2.
В результате этих записей счета 90 и 91 не имеют остатков. Затем бухгалтер должен списать со счета 99 полученный финансовый результат. Для этого нужно сделать проводку:
Дебет 99 Кредит 84
– 490 000 руб. (450 000 + 40 000) – списана чистая прибыль 2006 года.
На этом реформация баланса завершена.
Эксперт "НА" Е.Н. Тарасова
Настоящая энциклопедия для бухгалтера!
Система «ПОМОЩНИК БУХГАЛТЕРА» включает нормативно-правовые документы, комментарии, консультации, справочные и другие материалы, необходимые в работе.
Обращайтесь по тел.(812) 740-78-96, portal@kodeks.ru
Статья получена: Клерк.Ру