«Подарок» Минфина — обновленные с 1 января 2006 года КБК — внимательно изучают пока лишь разработчики программ для бюджетных учреждений. Казначеи местного и регионального уровня заняты проблемами перехода под крыло федералов. Плоды неразберихи, как всегда, собирают бухгалтеры.
В поисках правильных реквизитов
События последних лет породили новое бухгалтерское правило: не откладывать на январь налоговые платежи и любые другие мероприятия, в которых замешаны госструктуры. Исключение — всевозможные декларации.
Их лучше сдавать загодя, пока не успели сменить форму. Видимо, учитывая этот факт, многие отделения фондов социального страхования начинают принимать годовую отчетность с 28 декабря.
С каждым годом печальное правило подтверждается. Судите сами. В 2004 году из-за того, что кому-то захотелось прорубить «одно окно», в некоторых районах Подмосковья новые фирмы регистрировали как придется. Причем весь квартал. Бухгалтер получал от учредителей отнюдь не полный комплект документов по фирме. Ему приходилось самостоятельно (во многих подмосковных городах нет юридических фирм, специализирующихся на регистрации) обегать все фонды. Налоговые инспекции тоже не могли воплотить в жизнь светлые идеи «одного окна» — не позволяло программное обеспечение.
В 2005 году возникла другая глобальная проблема. Сравнительная таблица кодов бюджетной классификации (КБК) образца 2004 и 2005 годов стала доступна широкой публике необычайно рано — в сентябре 2004 года. Казалось бы, живи и радуйся, времени для изучения предостаточно. Однако 10 декабря Минфин выпустил новый приказ с новыми Указаниями о применении бюджетной классификации. Запомните его номер — 114н. В итоге 80 процентов налоговых платежей долгое время висели в невыясненных.
2006 год начался с того, что казначеи обнаружили проколы в программном обеспечении. Прибавьте к этому новые КБК, ОКАТО и единый казначейский счет — получится отличная основа для неразберихи, масштабы которой могут оставить далеко позади 2005 год и его 80 процентов. Фактически это означает возврат в 90-е прошлого века, когда зачастую сами налоговые не могли ответить на простой вопрос: «Куда платить налоги?»
Для жителей Москвы в метро весь декабрь крутили агитку: не стоит, мол, откладывать уплату налогов на 2006 год, лучше все погасить в 2005-м. Правильные фразы не могли замаскировать очевидную истину: в новом году начнется такой бедлам, что потом трудно будет выяснить, куда ушли деньги. А вот козла отпущения определят просто: кто отправлял, тот и виновен.
Пожалуй, самой откровенной из всех чиновников оказалась глава Федерального казначейства Татьяна Нестеренко. Она выступила на одном из совещаний в конце года (материалы выложены для общего доступа на www.roskazna.ru — официальном сайте Федерального казначейства). Было сказано, что бюджетная реформа особенно тяжела для
Москвы и Санкт-Петербурга. По словам Татьяны Геннадьевны, проблема не только в несовершенстве программного обеспечения, но и в том, что на эти два субъекта Федерации приходится... половина бюджетных доходов страны.
Главбухам столицы, видимо, остается только одно — помочь казначеям, попридержав уплату налогов. Глядишь, Москва и достигнет уровня обычных российских регионов. Жаль только, что за этот благотворительный акт фирма должна будет заплатить пени.
Замороженная «горячая линия»
Приказ № 152н от 21 декабря 2005 г., утверждающий новые Указания о применении бюджетной классификации, появился на сайтах Минфина и Федерального казначейства за несколько дней до нового года. На согласование в Минюст, по словам чиновников, его отправили 27 декабря.
В справочно-информационных базах сей объемный документ появится не скоро: Мин- юсту необходим месяц, чтобы выдать заключение о том, что приказ не нуждается в государственной регистрации. Вероятно, такое заключение можно было получить быстрее, все-таки новые КБК действуют с начала года, но...
— Вы же понимаете, что текст, который мы отдаем в Минюст на согласование, существенно отличается от того, по которому в конечном итоге работают бухгалтеры, — откровенничал один из создателей новых указаний в коридорах Минфина перед самым Новым годом. — О том, что нужен новый приказ, нашему отделу сообщили чуть ли не в середине декабря! А мы ведь еще и над законом о бюджете работали. Вы думаете, за такое короткое время можно сделать что-нибудь качественное, особенно силами трех человек? О помощи юрфирм остается только мечтать, министерству их услуги не по карману. Будем теперь весь январь самостоятельно правками заниматься.
Эта тирада была предназначена представителю одной из фирм, разрабатывающих программное обеспечение для бюджетников. Я же стал невольным свидетелем разговора: зашел в Минфин, чтобы поздравить чиновников с праздником.
Представитель осознавал, что новая классификация будет действовать не с февраля или марта, а с начала года, и продолжал клянчить разъяснения:
— Хоть по налогам КБК не изменятся? Народу до 15 января ЕСН платить, до 20-го — НДС.
— По этим не изменятся, — последовал твердый ответ. — Насколько я помню, глобальные изменения внесены только по акцизам, ну, и по всяким местным и региональным платежам: у них сменились администраторы платежей. Госпошлину за регистрацию фирм и внесение изменений в уставы теперь администрирует Центробанк. Ну и вопросики у вас! Чтобы на них ответить, нужно проделать аналитическую работу по изменениям. Может, мы и займемся анализом, но не раньше конца февраля. А пока работайте сами.
Я решил проверить, можно ли не «работать самим», а получить достоверную информацию в рядовой московской инспекции. Зашел в 19-ю Восточного округа. Информационные стенды ничего нового не сообщали. Зато на стеклянной перегородке с надписью: «Горячая линия» — висел листочек с реквизитами единого казначейского счета. Внизу стояла приписка примерно такого содержания:
«С 1 января 2006 года реквизиты могут поменяться. Будьте внимательны!»
Естественно, я тут же задал вопрос дежурной «горячей линии» об изменениях в реквизитах налоговых платежей. Недовольно взглянув на меня, женщина пробурчала: «Я-то откуда знаю? Вам что, 15 рублей жалко? У нас в фойе мужчина правильные реквизиты продает».
В фойе продавец желтеньких книжечек с описанием правил оформления налоговых платежек и другой бухгалтерской литературы робко заметил: «Я этими брошюрками с ноября торгую, может, что изменилось уже».
«Система ниппель» в действии
Те фирмы, чьи налоги год назад попали в «невыясненные платежи», уже знают, каких трудов стоит добиться перезачета. Налоговики требовали уплатить деньги правильно, а потом, мол, казначеи вернут вам ваши невыясненные платежи. Одним словом, либо плати в двойном размере, либо «все в суд».
В этом году снова проблемы. Ведь через Федеральное казначейство идут теперь практически все деньги бюджетов бюджетной системы (эта тавтология — замена привычного выражения «уровни бюджетной системы»).
Собственно говоря, движение упомянутых средств пока весьма проблематично. Вот что поясняет Александр — заместитель руководителя департамента финансов одного из городов Подмосковья: «Прохождение пла-тежей сильно затруднено из-за нестыковки нашей программы и программы отделения Федерального казначейства. Понимаете, по желанию местных депутатов мы сильно детализировали бюджетную классификацию. Естественно, у федералов такой детализации нет, и система постоянно выдает сбои».
Правительство предвидело такую ситуацию и загодя подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Федеральный закон “Об исполнительном производстве”». Сейчас это уже закон, пронумерованный как 197-ФЗ. Президент России Владимир Путин успел подписать его в последние дни уходящего 2005 года — 28 декабря.
Широкая общественность узнала об этом факте, естественно, в середине января 2006 года. Для повышения иммунитета казны в статью 239 введен новый подпункт 2. Он предусматривает невозможность обращения взыскания на казенные деньги службой судебных приставов. Заодно удалены статьи 286 и 287 Бюджетного кодекса, предусматривающие списание бюджетных средств без ведома казначеев.
Законопослушные сотрудники казначейств (а их не мало, если судить по форуму на официальном сайте этой структуры) в вопросе об исполнении судебных решений ссылаются на новый раздел IV Бюджетного кодекса. В нем расписан пошаговый порядок исполнения судебных решений. Например, долги должны быть погашены в трехмесячный срок. Также в обновленном Бюджетном кодексе сказано, что нарушение порядка исполнения судебных решений равнозначно нарушению бюджетного законодательства.
Итак, остается один путь в борьбе за налоги, которые «ушли» не туда. Пишите жалобы, указав на нарушение сроков исполнения судебного решения о возврате налогов и соответственно бюджетного законодательства. Начинать нужно с руководства казначейства, которое непосредственно задерживает ваши деньги. Если на жалобе, а лучше — жалобах (в том числе и в вышестоящее казначейство) будут стоять входящие номера — будьте уверены: деньги хотя и со скрипом, но вам вернут.
На всякий случай сообщаем адрес Федерального казначейства Минфина: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.
А также адрес Управления Федерального казначейства по г. Москве:109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 11, стр. 1.
мнение
Указания Минфина о применении КБК на 2006 год датированы 21 декабря прошлого года, а письмо ФНС на эту же тему — 16 декабря. Можно только удивляться уверенности налоговиков в неизменности документа, еще не согласованного с Минюстом. Еще более удивительна форма, в которой разместили сведения по новым КБК администраторы сайта www.mosnalog.ru. Это отнюдь не удобная табличка, как в письме налогового ведомства, а сплошной текст, фиксирующий изменения.
мнение
Многие юристы считают, что новый закон № 197-ФЗ создает все условия для того, чтобы казначеи несвоевременно исполняли судебные решения, а то и вовсе оставляли их неисполненными.
мнение
Казначеи, еще не забывшие вал невыясненных налоговых платежей прошлого года, советуют: «Не уверен в реквизитах — не перечисляй!» Бюджет работает как «система ниппель»: теоретически назад свои деньги получить можно, но очень трудно.
мнение
— Первое, что я сделала в этом году, — говорит начальник отдела налогообложения одной из подмосковных фирм Наталья Владимирова, — отправила запрос в родную инспекцию с просьбой разъяснить, какие налоги должна платить наша фирма и по каким реквизитам их перечислять. Правда, мои бывшие коллеги (в прошлом году я была заместителем начальника инспекции) встретили меня с возмущением. Мол, знаешь ведь, что спрашиваешь невозможное. Однако ответить они мне обязаны, и ответственность за неправильные реквизиты будет лежать на них.
Геннадий Бурыхин
Статья получена: Клерк.Ру