Большинство крупных организаций давно ведут два бухгалтерских учета – по российским стандартам и по МСФО. И вот Минфин России подготовил проект закона, предусматривающий переход России на национальные стандарты. Журнал «Консультант» решил побеседовать об особенностях нового законопроекта с Любовью Колесенковой, продолжительное время работавшей в Департаменте методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ.
— Любовь Михайловна, какие основные изменения предполагает проект закона «Об официальном бухгалтерском учете»?
— Действительно, новый законопроект называется несколько амбициозно – «Об официальном бухгалтерском учете».
(Данный документ заменит собой действующий Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129—ФЗ – прим. ред.) Это проистекает из Конституции РФ, в которой говорится, что к ведению Российской Федерации относится официальный статистический и бухгалтерский учет.
Впервые сказано, что организация должна вести бухгалтерский учет. Ранее говорилось, что предприятие обязано лишь представлять бухгалтерскую отчетность. После введения главы 25 Налогового кодекса, отчетность ориентируется в первую очередь на налоговые органы. А, как известно, по законодательству о налогах и сборах организация не все доходы и не все расходы вправе принять к учету. Но ведь от того, что Налоговый кодекс сузил или, наоборот, расширил перечень расходов, признаваемых для целей налога на прибыль, реальное финансовое состояние организации не изменилось! Бухгалтерский же учет отражает реальное состояние доходов и расходов, поэтому любой пользователь отчетности заинтересован в его ведении.
— Не могли бы Вы прокомментировать изменения в нормах об учетной политике?
— Законопроектом учетная политика выделена в отдельную статью. Основной положительный момент – в проекте говорится о том, из чего учетная политика должна состоять. Ведь многие включают в нее все, что только можно себе представить. Такое впечатление, что составляют самоучитель по бухучету. Чтобы даже человек, который никогда не занимался бухучетом, мог в ней найти правила отражения любых хозяйственных операций. Это неверный подход. В проекте закона сказано, что в учетной политике должны быть отмечены только те положения, по которым законодатель дал право выбора. Организация должна выбрать из тех вариантов, что предложены, тот, который наиболее ей подходит. Если существует какая—то хозяйственная операция, и нет норматива для ее отражения в бухгалтерском учете, компания вправе ее зарегистрировать в качестве типовой. И все. Больше ничего не должно быть в учетной политике. Как говорят юристы, зачем писать то, что уже прописано в нормативных правовых актах?
И еще один положительный момент, который прописан в проекте – когда мы вправе изменять учетную политику. С одной стороны, согласно ПБУ 1 «Учетная политика», мы обязаны изменить учетную политику, когда выходит новый нормативный правовой документ. С другой стороны, мы меняем учетную политику со следующего отчетного года. Ранее организации часто задавали вопрос, когда же менять учетную политику: с даты внесения изменения в закон или с начала нового отчетного года? Обыкновенно, с началом нового отчетного года. Но действующая норма двояка. В проекте же ясно сказано, что «изменения в учетной политике производятся, как правило, с начала отчетного года».
— Сейчас к законодательству о бухучете относятся как федеральные законы, так и указы Президента и постановления Правительства. В проекте говорится лишь о федеральных законах. Как Вы оцениваете это изменение?
— Да фактически ничего не изменилось. Исполнительным органом, отвечающим за регулирование норм бухгалтерского учета, является Минфин. Он решает, быть этому документу или не быть. Вся методология закреплена за Министерством финансов. Именно там сейчас обсуждаются проекты законов, касающиеся налоговой, страховой и таможенной политики.
— Новый проект закона освободил от ведения бухучета филиалы и представительства иностранных компаний. Как вы оцениваете такое изменение?
— Законопроект распространил свое влияние на обширный круг лиц. В нем сказано, что филиалы, представительства иностранных организаций могут вести бухгалтерский учет. Следовательно, они вправе выбрать – вести им бухгалтерский учет или жить по налоговому учету.
Статья 3 проекта перечисляет основные дефиниции, используемые в законе, в том числе расшифровывает определение экономического субъекта, относя к нему и иностранные представительства. А статья 6 говорит о том, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет. Возникает противоречие. Вероятно, законодатель в статье 6 имел в виду исключительно российские юридические лица. Ведь статья 3 говорит, что они вправе вести бухучет, а не обязаны. Это же противоречие касается и некоторых других категорий хозяйствующих субъектов.
— На Ваш взгляд, повлияет ли эта мера на приток иностранных капиталов в Россию?
— Конечно, основной целью национальных стандартов является постепенное сближение правил нашего бухгалтерского учета и международных стандартов. Однако, как мне кажется, наше законодательство о бухучете не столь уж сложно. И при некотором желании в нем легко разобраться. Разумеется, когда появятся стандарты, сходные с международными и закрепленные законодательством, понять их иностранным инвесторам будет проще. Однако ожидать обильного потока инвестиций в связи с переходом на МСФО я бы не стала.
— Проект закона устанавливает обязательные реквизиты для регистров бухгалтерского учета. Как Вы относитесь к такому нововведению?
— Хочу заметить, что проект закона, устанавливая обязательные реквизиты, не говорит об унифицированном альбоме форм, которые были установлены Госкомстатом. Другими словами, организация вправе решить, применять ей унифицированные формы, которые сейчас существуют, или же разработать свои. Возьмем, к примеру, путевой лист, разработанный и предназначенный, в первую очередь, для профессиональных организаций. Это очень удобная форма для автомобильного парка или организации, у которой на учете несколько десятков машин. А если на учете только два легковых автомобиля? Бухгалтер, чтобы списать горюче—смазочные материалы, все равно вынужден заполнять этот огромный лист. Проект дает право предприятию лично разработать форму учета. Для этого просто необходимо утвердить сам документ. Затем делается запись в учетной политике или локальном акте предприятия об использовании определенной формы (созданной внутри предприятия или унифицированной).
Несколько слов о регистрах. Ранее регистры бухучета считались коммерческой тайной. Теперь законодатель четко установил реквизиты документов. В бухучете нет некоторых регистров, например, регистра представительских расходов. Но существует такое понятие, как бухгалтерская справка. А почему бы не назвать ее регистром, если она будет иметь установленные законом реквизиты?
— В действующем законодательстве есть статья 7 «Главный бухгалтер». В ней описаны правила его назначения, его обязанности. В проекте нового закона говорится лишь о руководителе экономического субъекта. Следовательно, вся ответственность за правильность и достоверность отчетности – на руководителе? Разделяете ли Вы эту позицию законодателя?
— В основном, да, разделяю. И вот по какой причине. В действующем законе ответственность за правильность и достоверность бухгалтерской отчетности несет как руководитель, так и главный бухгалтер. На практике нередкой была ситуация, при которой руководитель организации требовал от бухгалтера провести ту или иную операцию, не отвечающую требованиям законодательства о бухучете. Это могло происходить как умышленно, так и из—за плохого знания закона. Причем, когда дело доходило до суда, руководитель говорил, что сам он бухучета не знает, а бухгалтер ввел его в заблуждение. В итоге, ответственность нес бухгалтер, хотя он и предупреждал о том, что операции неправомерны. Конечно, бухгалтеру в этом случае дано право написать о своем несогласии с решением руководителя. Но ведь это означает, что он должен также написать еще один документ – заявление об увольнении.
Проект закона такое исключает. Если руководитель не хочет прислушиваться к советам главного бухгалтера, пусть несет ответственность.
Но в данном случае есть свои негативные стороны. Из проекта закона следует, что документы (регистры, например) не требуют подписи главного бухгалтера. Следовательно, значимость главного бухгалтера уменьшается, многие финансовые вопросы могут решаться без него. Либо он может получать с опозданием первичные учетные документы, когда они уже вступили в силу. Но, возможно, эти моменты будут оговорены в отдельных локальных актах организации.
— Проект закона содержит две статьи — особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и при ликвидации предприятия (ст. 15 и 16). Ранее таких норм не было. Это существенно повлияет на хозяйственную жизнь организаций?
— Очень хорошо, что проект закона подробно оговаривает эти ситуации. Теперь четко прописано, что считается отчетным годом для реорганизованных предприятий.
Однако должна сказать, что надеялась увидеть в данном проекте ответ на еще один вопрос — о вступительных остатках. Можно ли считать вступительными остатками те активы и пассивы, которые имеются у организации на начальную дату? В проекте закона, как и в действующем законодательстве, нет ответа, каким должен быть начальный баланс таких организаций. В идеале у вновь создаваемой организации есть только уставный капитал. Но на практике это не всегда так. Как поступить вновь создаваемой организации, если у нее на дату создания уже имеются определенные активы и пассивы? Или же реорганизуемая организация. Если две или более компании объединяются, то, с точки зрения сопоставимости, мы не заполняем баланс на начало года. Или же можно переносить такие капиталы? Мы не заполняем баланс вообще или составляем его только на конец отчетного периода? Ответов законопроект не дает.
— В соответствии с проектом регулированием бухучета будут заниматься государственные и негосударственные органы. Под негосударственными понимаются саморегулируемые организации. Но насколько профессиональное сообщество готово к их созданию?
— Ранее разработкой Правил бухучета занимался исключительно Минфин РФ. И многие упрекали его в том, что ПБУ разрабатываются закрыто, кулуарно. Безусловно, все нюансы учесть сложно. Итогом было то, что Правила бухучета были несовершенны и трудно доступны для понимания. Теперь такая закрытость запрещена. Государство передает право на разработку стандартов на уровень саморегулируемых организаций.
Организации, способные заняться разработкой таких стандартов, фактически уже есть. Или они готовы появиться. Им нужно одно – принятие закона о саморегулируемых организациях, в котором будут прописаны их права, обязанности, функции и, самое главное, финансирование. Как только такой закон будет принят, будут зарегистрированы и организации.
— Организация, заинтересованная в получении статуса негосударственного органа регулирования, должна пройти аккредитацию. Какие критерии для получения аккредитации Вы считаете целесообразными?
— Думаю, аккредитация будет проводиться на конкурсной основе. У нас существуют ведущие учебные заведения, которые дают послевузовское образование, институт профессиональных бухгалтеров. Главным критерием, на мой взгляд, будет опыт и знание как международных, так и национальных стандартов. Если говорить об аудиторских фирмах – критерием может стать количество их клиентов, отсутствие претензий в их адрес со стороны судебных органов, уровень аудиторских услуг. Вряд ли аккредитацию сможет получить аудиторская компания, имеющая замечания по результатам аудита. Если говорить об институте профессиональных бухгалтеров, следует обратить внимание на то, какие документы он разработал, как эти документы себя зарекомендовали. Вероятно, негосударственными органами станут различные независимые ассоциации и объединения.
— Проект закона предусматривает определенный порядок разработки национальных стандартов. На Ваш взгляд, как скоро можно ожидать их появления?
— Национальные стандарты разработаны на принципах международных стандартов. Как я говорила, у нас уже готовы появиться саморегулируемые организации. Они хорошо знакомы с международными стандартами и готовы разработать стандарты и для России. Проект закона выложен на официальном сайте Минфина России[1.] . Самый долгий период – период ожидания законопроекта – по—моему, уже пройден. Трех—четырех лет его разработки — вполне достаточный срок.
Беседовала эксперт «Консультанта» Елена Федорцова
/redir.php?url=www1.minfin.ru%2Fbuh%2Fb_zak.htm%3C%2Fa%3E
Статья получена: Клерк.Ру