Тема недобросовестной рекламы при кредитовании (процентная ставка за пользование кредитом, заявляемая в рекламе, и процентная ставка фактическая отличаются в разы, т.е., происходит существенное удорожание кредита) становится одной из самых обсуждаемых: так, вчера было заявлено, что ФАС (Федеральная антимонопольная служба) и ЦБ создадут совместные комиссии по расследованию нарушений на банковском рынке.
Сегодня же Ассоциация Российских банков (АРБ), обеспокоенная положением дел на рынке потребительского кредитования, распространила письмо за подписью Президента АРБ Г.Тосуняна - письмо было направлено во ВСЕ российские банки. Предлагаю Вашему вниманию текст этого письма.
Ассоциация российских банков обеспокоена информацией, полученной из Центрального банка Российской Федерации, которая касается взаимоотношений некоторых банков с их клиентами - физическими лицами, а также действий этих банков при осуществлении операций по кредитованию указанных клиентов.
Так, по сообщению Банка России, ряд кредитных организаций предлагает физическим лицам в целях получения кредитов и банковских кредитных карт при покупке товаров заполнять анкеты и подписывать заявления на предоставление указанных услуг. Такие заявления являются офертой и служат основанием для получения физическими лицами кредитов и кредитных карт. При этом письменные надлежаще оформленные двусторонние договоры банками не заключаются. Имеются случаи, когда кредиты предоставляются на основании утерянных либо украденных паспортов, что вызывает обоснованное недовольство лиц, указанных в таких паспортах, к которым банки предъявляют требования о возврате неполученных ими кредитов.
В ряде случаев для предоставления новых услуг банки используют ранее подписанные клиентами заявления, на основании которых уже заключались договоры и выдавались потребительские кредиты. Часто банки устанавливают завышенные штрафы и пени за нарушение условий договоров, которые несоизмеримы с суммами полученных кредитов.
Подобная практика свидетельствует о рискованной кредитной политике таких банков, поскольку в данной ситуации банк не может оценить финансовое состояние заемщика, сложившееся к моменту предоставления кредита, а также не позволяет клиентам ознакомиться с изменившимися условиями предоставления кредитов, что порождает конфликтные ситуации между банками и клиентами.
Кроме того, поступают жалобы на менеджеров отдельных банков, которые позволяют в отношении своих клиентов - физических лиц некорректное поведение при предъявлении требований о погашении ссудной задолженности.
Изложенные факты указывают на наличие недостатков в общем управлении и внутреннем контроле отдельных банков, негативно отражаются на их деловой репутации, а также вызывают отрицательное отношение населения к банковской системе в целом.
Ассоциация российских банков, одной из целей деятельности которой является обеспечение развития отечественной банковской системы, повышение ее престижа в обществе и роли в решении экономических проблем, эффективности и культуры банковского дела, обращается к кредитным организациям с просьбой о недопущении в их работе указанных фактов.
Кроме того, Ассоциация призывает кредитные организации уделять особое внимание стандартам поведения членов банковского сообщества и этическим принципам их деятельности, которые являются частью единой системы нравственного и правового обеспечения эффективного функционирования кредитных организаций в Российской Федерации, а также соблюдать нормы Кодекса этических принципов банковского дела, одобренного банками на ХII Съезде АРБ.
Ассоциация российских банков выражает уверенность в том, что кредитные организации России с пониманием отнесутся к обращению АРБ и примут все необходимые меры для обеспечения гарантий высокого профессионализма и надежности, а также соответствия их деятельности законодательству Российской Федерации и принятым в обществе нормам нравственности и обычаям делового оборота.
С уважением,
Президент Ассоциации Г.А.Тосунян
Статья получена: Клерк.Ру