Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » На рынке интеллектуальной собственности есть цивилизованный путь

 

На рынке интеллектуальной собственности есть цивилизованный путь

 

 

Александр Назаров (на фото слева) и Дмитрий Бакутин, совладельцы группы компаний СИДИКОМ, выбрали в бизнесе тактику новаторства и опережения — они умудряются находить ниши на стыке технологически идентичных направлений, разрабатывать их и становиться лидерами до того момента, как другие игроки выйдут на рынок. Так было и с караоке, и с аудиокнигами, по продажам которых в России СИДИКОМ сегодня лидирует.

"На рынке интеллектуальной собственности есть цивилизованный путь"

История успешной компании СИДИКОМ началась просто: два выпускника Бауманского университета Александр Назаров и Павел Ермаков решили воплотить в жизнь свою мечту о высоких технологиях…

Спят усталые игрушки

История компании СИДИКОМ началась в 1995 году: два выпускника Бауманского университета Александр Назаров и Павел Ермаков решили воплотить в жизнь свою мечту о высоких технологиях и организовали бизнес по производству пластиковых футляров для компакт-дисков. Однако когда рынок видеоносителей начал стремительно развиваться и к кассетам VHS прибавился формат VCD (Video CD), друзья переключились на выпуск и продажу фильмов.

Дмитрий: Меня привлекли в компанию как раз под это направление — я стал руководителем издательства.

загрузка...

 

 

Мы закупали пакеты прав у владельцев фильмов и выпускали их на дисках. Тогда были фирмы двух видов: первые получили эксклюзивные контракты на ограниченное использование картин с западными мейджорами (Paramount, Warner Brothers, Columbia Pictures и т. д.) и успешно на них сидели, продавая готовую продукцию только на видеокассетах; вторые занимались независимым кино, расширенные права на которое скупали у авторов на кинофестивалях типа Каннского. Люди возвращались домой с кассетами Betacam и имели возможность перепродавать фильмы на любые носители- с ними мы и работали.

Александр: В принципе мы могли неофициально выпускать и популярное массовое кино, но пиратами становиться не хотели, изначально выбрав цивилизованный путь на рынке интеллектуальной собственности. Авторское право в России — больной вопрос. Но что-то нам подсказывало: прогресс- дело неумолимое, рынок станет нормальным, и тогда останутся только те компании, которые заработали определенный авторитет среди авторов и их обществ.

- В каком состоянии они пребывали на тот момент?

Д.: Вполне нормальном. В советские времена монополистом было Российское авторское общество — оно управляло 100% прав, выдавало разрешения на использование материалов (песен, фильмов и т. д.) и получало 10% от выплат. Мне когда-то в институте преподаватель рассказал историю про профессора, жена которого говорила: «Вот я сочинила один раз песню „Спят усталые игрушки“ и теперь получаю денег в три раза больше, чем ты с научной степенью». После 1996 года стали образовываться независимые авторские организации, начал распределяться рынок. Сегодня существуют четыре-пять крупных агентств, которые с каждым годом зарабатывают все больше.

- Где вы тиражировали свои фильмы?

Д.: На нескольких московских заводах, которые печатали компакт-диски. В своей небольшой студии с мощными компьютерами и определенным программным обеспечением мы оцифровывали изображение с кассет Betacam, записывали мастер-диски, отправляли их на конвейер, где штамповочное оборудование по специальной матрице делало тиражи.

- Как была построена дистрибуция?

Д.: Одним из самых популярных мест была аллея у ДК имени Горбунова. Мы ходили туда, разговаривали с каждым продавцом отдельно и поставляли продукцию. Кроме того, работали со всеми крупными магазинами Москвы: компьютерными, электронными, мультимедийными. Потом случился кризис 1998 года, и настали сложные времена. Выживать удавалось только на чужой продукции, которую мы распространяли по своим отлаженным каналам дистрибуции. Так к 1999 году мы вошли в тройку лидеров по продажам видео.

Все понимают, но делают вид.

Д: Вместе с DVD-плейерами на российский рынок пришло караоке- компания LG поставляла со своей аппаратурой диск на 2,5 тыс. песен. Мы поняли, что VCD куда более удобный для этого направления формат. В производстве он дешевле DVD, позволяет записывать хороший стереозвук, а высокое качество видеоряда в караоке не имеет определяющего значения. Поэтому было принято решение занять эту нишу.

А.: Тут возникло несколько сложностей. Кино оцифровал и издал. А в караоке надо закрашивать текст, убирать голос, специальным образом записывать музыку. Сначала нам все это обходилось дорого: каждую букву закрашивали в студии ручками, делали раскадровку… Потом сели думать, как это автоматизировать, ведь музыка (кроме процесса творчества) подчиняется математическим законам,значит, ее можно уложить под компьютерную программу. Думали целый год, но все-таки придумали. Обратились к программистам, все им объяснили и получили готовый продукт, который позволял в промышленных масштабах выпускать определенные объемы караоке-дисков.

- Вы были первыми?

Д.: Да, но была корейская компания М7, которая укомплектовывала LG. Они один раз заплатили Российскому авторскому обществу и все остальное время выпускали пиратскую продукцию, ничего не перечисляя. Мы пришли в LG и спросили: что такое, почему? Компания провела проверку и предложила нам официальное сотрудничество. Речь шла об очень крупном контракте — 500 тыс. аппаратов в год, деньги серьезные. Но М7 и без выплат авторского вознаграждения получала колоссальный доход, поэтому входить туда было опасно.

А.: А тут приходит какая-то компания СИДИКОМ, желающая работать «вбелую», блокирует их по всем положениям, причем не просто «подвинься», а с рынка выбрасывает,- мы долбили их исковыми заявлениями как в Москве, так и в Корее, что в итоге привело к закрытию всех офисов М7.

Д.: Параллельно у нас шли переговоры с Samsung и серьезная работа над софтом: каждая корпорация хотела выпускать уникальный продукт, который бы читался только ее чипом. Такое желание связано с постоянной борьбой производителей: у всех свои технологии, они конкурируют, борются. Мы работали с инженерами заказчиков над программными продуктами по оптимизации, записи и воспроизведению информации. Сегодня мы делаем караоке-диски для России, стран СНГ, Европы и Азии, имеем свои представительства на Украине, вКазахстане, Узбекистане и Корее, подписываем на месте авторские договоры и обклеиваем диски акцизами.

Это моя песня!

Д.: Все сложности направления караоке меркнут по сравнению с головной болью по авторским правам. В караоке есть несколько объектов авторского права: музыка, текст, исполнитель, переработка. Но Российское авторское общество не имело представления, как с нами работать. Мы добились, чтобы специальный совет принял в закон приложение о том, что такое караоке, как составляются договоры, какие отчисления ведутся и т. д. Сегодня если мы сотрудничаем с крупным агентством,то договариваемся на 10—12% роялти; если с автором, который сам по себе, то приходится к нему ехать, общаться, и тут наиболее популярна схема единовременной выплаты.

А.: Есть много русских песен, авторов и композиторов, которых и вовсе невозможно найти. В этом случае существуют два пути: первый — можно выпустить продукцию, дождаться, пока люди сами придут за гонорарами, и выплатить их задним числом, и второй- потратить определенную сумму денег на поиск автора и выпустить продукт чуть позже, но найти всех правообладателей, заключить договоры и спокойно печатать диск три, пять, десять лет без угрозы изъятия тиражей, судов и прочее. Мы предпочитаем второй путь, который дает отсутствие рисков для нас и наших партнеров. Именно благодаря такому подходу к бизнесу мы имеем ряд престижных наград за активное участие в формировании цивилизованного потребительского рынка, среди которых два диплома Российского авторского общества и диплом Российского фонда защиты прав потребителей.

Д.: Самое неприятное, когда автор слов и автор музыки ссорятся между собой и начинается: «я тебе не дам», «а я тебе не дам», и мы не можем ничего выпустить, пока они не помирятся. Или когда автор умирает, а все его девять наследников живут в разных концах света. Всех нужно найти и уговорить. Немедленно, иначе в следующий момент мы уже не будем иметь права продавать диск с песнями.

А.: Кроме того, у многих авторов не сложилось понимания того, что такое договор. Сегодня он хочет столько, завтра еще, послезавтра в три раза больше. Живет по настроению. В целях экономии времени и нервов мы от таких авторов отказываемся. И регулярно посещаем суды, потому что появляется человек и говорит: «Это моя песня, а не твоя, потому что мой эксклюзивный договор был подписан на месяц раньше твоего». Да, автор мог подписать десять документов, забыть об этом и уехать в Америку. И вот компании потом выясняют отношения — право первой подписи, ее подлинность. К счастью, сейчас можно при помощи экспертизы распознать не только принадлежность автографа, но и время его появления вплоть до года и месяца.

Д.: Против нас было уже около 11 исковых заявлений, суммы каждой запрашиваемой компенсации — 4—5 млн руб. Практически все дела СИДИКОМ выиграл. Если случается так, что иски предъявляют компаниям, которые продают наши диски,- нашим партнерам, то мы берем на себя решение любых вопросов, связанных с законностью. Надо выплатить — выплатим. Отвечаем за продукт полностью, и партнеры ценят нас за это. Сейчас в нашем портфеле 5 тыс. авторов, 10 тыс. песен.

- А как с иностранными музыкантами?

Д.: До последнего момента большинство иностранных мейджоров не давали разрешения на караоке, и мы не используем западную музыку. Это связано с политикой центральных офисов, которые находятся в Европе: структуры компаний большие, инерционные, прежде чем дать разрешение на дополнительное использование песни, они долго это согласовывают с авторами, исполнителями, руководителями своих отделов…

- Кто-то еще сегодня выпускает караоке?

А.: Компания «Монолит», но очень маленький объем, и Letsinger, но это не DVD-караоке. А для пиратов этот рынок слишком дорогой. Все, на что они способны,- это скопировать нас, убить качество звука, сжать и запихнуть четыре диска на один DVD. Создавать что-то самим им невыгодно: чтобы выпустить караоке, нужно записать фонограмму, заплатить музыкантам по $150 за песню, оплатить студию, найти видеоряд и подставить его под музыку, набить и наложить титры минимум на 100 песен, сделать зарисовку букв, превью в виде меню, оформить диск. Это не говоря уже об авторских правах.

Вторичные книги

А.: В 2002 году уровень пиратства скакнул с 10% до 95%: в страну разом завезли гигантское количество левого видео, и лицензионное направление просто встало: VCD с фильмами уже отошло, а DVD лежало на складе и не продавалось вообще. Рабочим направлением осталось только караоке. Но на нем одном компания существовать не могла. Тогда пришла идея заняться аудиокнигами.

Д.: Мы сделали ставку на формат mp3 и охраняемую литературу, отказались от отечественной и зарубежной классики, где можно ограничиться только фонограммой, в пользу эксклюзива на авторских правах, чтобы иметь свой уникальный ассортимент. Долго думали, выбирали, обсуждали и заключили первый контракт с А. Марининой (в то время она была на пике популярности) на выпуск 15 произведений. Сложно судить, удачный это был шаг или нет, но в любом случае мы пошли по пути создания большого каталога: одновременно с выпуском книг Марининой подписали несколько договоров на российских и зарубежных фантастов. Нам казалось, что основной потребитель аудиокниг — молодежь 18—25 лет, которая прослушивает их на домашних компьютерах, так как других проигрывателей mp3-формата было мало.

- Технологически выпуск аудиокниг сложный?

Д.: Проще, чем караоке. Хотя аудиокниги тоже требовали наличия программного продукта, студии, диктора, мастер-диска, оформления и т. д.

А.: Вообще если анализировать историю компании СИДИКОМ, то станет понятно, что мы постоянно находим нишу между двумя направлениями и начинаем в ней активно работать. Например, были VHS и ACD (Audio CD — музыкальные диски) — мы стали выпускать смежный продукт VCD. Караоке- где-то посередине между музыкой и видео. Аудиокниги — совмещение звука с текстом.

Д.: Первые игроки выходили в нишу аудиокниг с детскими сказками и классикой на аудиокассетах. Потом компания «Союз» выпустила «Парфюмера» Зюскинда: наняла профессиональных актеров, записывала фонограмму на Audio CD и продавала книгу на 12 дисках. Для потребителей, у которых в машине нет mp3-плейера, это хорошо, но вообще стоимость продукта получилась довольно дорогой. Другая компания «Ардис» специализируется в основном на неохраняемой литературе: авторских прав нет, записываешь звук — и в тираж. Можно самим и не создавать фонограммы — покупать у Гостелерадиофонда, у которого большой архив (чем мы, кстати, тоже пользуемся при выпуске серии радиоспектаклей). При этом многие забывают, что актерам театра тоже причитаются выплаты за исполнение.

- Как распределяются затраты на производство?

А.: 30—40% — авторские права, если просят больше, отказываемся от проекта. На диск и упаковку диджипак (удобную и недоступную для пиратов) — 15—20% плюс фонограмма, реклама, сотрудники… Как правило, первый тираж мы продаем с очень маленькой маржой- около 6%, так как он окупает основную часть затрат. Со второго прибыль увеличивается.

- Какие у вас тиражи?

Д.: По караоке- около 80 позиций и 900 тыс. дисков в год (почти 100% рынка). Обороты- $5 млн. По книгам — на сегодняшний день 300 позиций и 400 тыс. дисков. Это составляет где-то 1/10% рынка печатной продукции (100% — $10 млрд в год). Ниша аудиокниг оценивается сегодня в $5—7 млн в год. Из них $2 млн — наши.

А.: На Западе аудиокниги занимают 5—7% печатной продукции — это очень много. У нас популярность сектора растет на глазах: во-первых, продажи mp3-техники увеличиваются ежегодно на 40%, во-вторых, вдвое растет автопарк у населения, а аудиокниги удобно слушать за рулем.

Д.: Сегодня крайне востребованы аудиокниги по бизнесу, по которым мы, имея в продуктовом портфеле брэнд «Бизнес-аудиокнига», лидируем. Вообще наш ассортимент со временем сильно поменялся: мы поняли, что аудиокниги вторичны, в основном люди покупают то, что уже когда-то читали. Ипредставление о потребителе тоже изменилось: возраст нашей целевой аудитории — 30 лет (плюс-минус пять лет).

А.: Если брать ассортиментный анализ на первое полугодие 2006 года, то у нас вторая позиция. «Союз» — третий. Первое место у «Ардис». Всего 27 игроков в нише. И потенциал рынка большой. Думаю, 2007 и 2008 годы будут очень хорошими для бизнеса, но и борьба будет жесткой. Поэтому мы активно строим новую систему дистрибуции: она позволит получить управляемые каналы распределения продукции и повысит продажи где-то в два раза.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "На рынке интеллектуальной собственности есть цивилизованный путь":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Использование обЪектов интеллектуальной собственности в рекламе

ToT / Использование обЪектов интеллектуальной собственности в рекламеЛюбой производитель желает, чтобы его товары и услуги пользовались успехом, чтобы их реклама оказывала максимальное воздействие на потребителя. Для производства такой рекламы необходимо приложить определенные творческие усилия. Во многих случаях используются результаты творчества и иные обЪекты интеллектуальной собственности третьих лиц.

» Юриспруденция и Право - 3258 - читать


Передача интеллектуальной собственности в порядке международного обмена

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 / Интеллектуальной собственностью признаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются литературные, художественные, научные произведения, программы для электронно - вычислительных машин и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели. Фирменные наименования, товарные знаки, ...

» Юриспруденция и Право - 2938 - читать


Закон об охране интеллектуальной собственности подписал Владимир Путин

Президент России Владимир Путин подписал часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, касающуюся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также федеральный закон « О введении в действие части IV Гражданского кодекса Российской Федерации». Об этом сообщает пресс-служба главы Российского государства.

» Бизнес идеи - 2862 - читать


Передача интеллектуальной собственности в порядке международного обмена

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 / Интеллектуальной собственностью признаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются литературные, художественные, научные произведения, программы для электронно - вычислительных машин и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели. Фирменные наименования, товарные знаки, ...

» Бухгалтерия и аудит - 3273 - читать


Защита интеллектуальной собственности – ключевое условие вступления в ВТО

Вчера американские бизнес-группы сказали, что России придется улучшить режим защиты интеллектуальной собственности, чтобы заручиться их поддержкой для вступления страны во Всемирную торговую организацию. Россия, которая обвиняет Вашингтон в том, что он в последний момент чинит препятствия для ее членства в ВТО, находится на стадии финальных переговоров с США о вступлении в ВТО. "В администрации Путина не достает политической воли, – утверждает Трэвис Джонсон из Internat ...

» Управление и менеджмент - 1944 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » На рынке интеллектуальной собственности есть цивилизованный путь

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru