Александр Назаров (на фото слева) и Дмитрий Бакутин, совладельцы группы компаний СИДИКОМ, выбрали в бизнесе тактику новаторства и опережения — они умудряются находить ниши на стыке технологически идентичных направлений, разрабатывать их и становиться лидерами до того момента, как другие игроки выйдут на рынок. Так было и с караоке, и с аудиокнигами, по продажам которых в России СИДИКОМ сегодня лидирует.
История успешной компании СИДИКОМ началась просто: два выпускника Бауманского университета Александр Назаров и Павел Ермаков решили воплотить в жизнь свою мечту о высоких технологиях… |
Спят усталые игрушки
История компании СИДИКОМ началась в 1995 году: два выпускника Бауманского университета Александр Назаров и Павел Ермаков решили воплотить в жизнь свою мечту о высоких технологиях и организовали бизнес по производству пластиковых футляров для компакт-дисков. Однако когда рынок видеоносителей начал стремительно развиваться и к кассетам VHS прибавился формат VCD (Video CD), друзья переключились на выпуск и продажу фильмов.
Дмитрий: Меня привлекли в компанию как раз под это направление — я стал руководителем издательства.
Мы закупали пакеты прав у владельцев фильмов и выпускали их на дисках. Тогда были фирмы двух видов: первые получили эксклюзивные контракты на ограниченное использование картин с западными мейджорами (Paramount, Warner Brothers, Columbia Pictures и т. д.) и успешно на них сидели, продавая готовую продукцию только на видеокассетах; вторые занимались независимым кино, расширенные права на которое скупали у авторов на кинофестивалях типа Каннского. Люди возвращались домой с кассетами Betacam и имели возможность перепродавать фильмы на любые носители- с ними мы и работали.
Александр: В принципе мы могли неофициально выпускать и популярное массовое кино, но пиратами становиться не хотели, изначально выбрав цивилизованный путь на рынке интеллектуальной собственности. Авторское право в России — больной вопрос. Но что-то нам подсказывало: прогресс- дело неумолимое, рынок станет нормальным, и тогда останутся только те компании, которые заработали определенный авторитет среди авторов и их обществ.
- В каком состоянии они пребывали на тот момент?
Д.: Вполне нормальном. В советские времена монополистом было Российское авторское общество — оно управляло 100% прав, выдавало разрешения на использование материалов (песен, фильмов и т. д.) и получало 10% от выплат. Мне когда-то в институте преподаватель рассказал историю про профессора, жена которого говорила: «Вот я сочинила один раз песню „Спят усталые игрушки“ и теперь получаю денег в три раза больше, чем ты с научной степенью». После 1996 года стали образовываться независимые авторские организации, начал распределяться рынок. Сегодня существуют четыре-пять крупных агентств, которые с каждым годом зарабатывают все больше.
- Где вы тиражировали свои фильмы?
Д.: На нескольких московских заводах, которые печатали компакт-диски. В своей небольшой студии с мощными компьютерами и определенным программным обеспечением мы оцифровывали изображение с кассет Betacam, записывали мастер-диски, отправляли их на конвейер, где штамповочное оборудование по специальной матрице делало тиражи.
- Как была построена дистрибуция?
Д.: Одним из самых популярных мест была аллея у ДК имени Горбунова. Мы ходили туда, разговаривали с каждым продавцом отдельно и поставляли продукцию. Кроме того, работали со всеми крупными магазинами Москвы: компьютерными, электронными, мультимедийными. Потом случился кризис 1998 года, и настали сложные времена. Выживать удавалось только на чужой продукции, которую мы распространяли по своим отлаженным каналам дистрибуции. Так к 1999 году мы вошли в тройку лидеров по продажам видео.
Все понимают, но делают вид.
Д: Вместе с DVD-плейерами на российский рынок пришло караоке- компания LG поставляла со своей аппаратурой диск на 2,5 тыс. песен. Мы поняли, что VCD куда более удобный для этого направления формат. В производстве он дешевле DVD, позволяет записывать хороший стереозвук, а высокое качество видеоряда в караоке не имеет определяющего значения. Поэтому было принято решение занять эту нишу.
А.: Тут возникло несколько сложностей. Кино оцифровал и издал. А в караоке надо закрашивать текст, убирать голос, специальным образом записывать музыку. Сначала нам все это обходилось дорого: каждую букву закрашивали в студии ручками, делали раскадровку… Потом сели думать, как это автоматизировать, ведь музыка (кроме процесса творчества) подчиняется математическим законам,значит, ее можно уложить под компьютерную программу. Думали целый год, но все-таки придумали. Обратились к программистам, все им объяснили и получили готовый продукт, который позволял в промышленных масштабах выпускать определенные объемы караоке-дисков.
- Вы были первыми?
Д.: Да, но была корейская компания М7, которая укомплектовывала LG. Они один раз заплатили Российскому авторскому обществу и все остальное время выпускали пиратскую продукцию, ничего не перечисляя. Мы пришли в LG и спросили: что такое, почему? Компания провела проверку и предложила нам официальное сотрудничество. Речь шла об очень крупном контракте — 500 тыс. аппаратов в год, деньги серьезные. Но М7 и без выплат авторского вознаграждения получала колоссальный доход, поэтому входить туда было опасно.
А.: А тут приходит какая-то компания СИДИКОМ, желающая работать «вбелую», блокирует их по всем положениям, причем не просто «подвинься», а с рынка выбрасывает,- мы долбили их исковыми заявлениями как в Москве, так и в Корее, что в итоге привело к закрытию всех офисов М7.
Д.: Параллельно у нас шли переговоры с Samsung и серьезная работа над софтом: каждая корпорация хотела выпускать уникальный продукт, который бы читался только ее чипом. Такое желание связано с постоянной борьбой производителей: у всех свои технологии, они конкурируют, борются. Мы работали с инженерами заказчиков над программными продуктами по оптимизации, записи и воспроизведению информации. Сегодня мы делаем караоке-диски для России, стран СНГ, Европы и Азии, имеем свои представительства на Украине, вКазахстане, Узбекистане и Корее, подписываем на месте авторские договоры и обклеиваем диски акцизами.
Это моя песня!
Д.: Все сложности направления караоке меркнут по сравнению с головной болью по авторским правам. В караоке есть несколько объектов авторского права: музыка, текст, исполнитель, переработка. Но Российское авторское общество не имело представления, как с нами работать. Мы добились, чтобы специальный совет принял в закон приложение о том, что такое караоке, как составляются договоры, какие отчисления ведутся и т. д. Сегодня если мы сотрудничаем с крупным агентством,то договариваемся на 10—12% роялти; если с автором, который сам по себе, то приходится к нему ехать, общаться, и тут наиболее популярна схема единовременной выплаты.
А.: Есть много русских песен, авторов и композиторов, которых и вовсе невозможно найти. В этом случае существуют два пути: первый — можно выпустить продукцию, дождаться, пока люди сами придут за гонорарами, и выплатить их задним числом, и второй- потратить определенную сумму денег на поиск автора и выпустить продукт чуть позже, но найти всех правообладателей, заключить договоры и спокойно печатать диск три, пять, десять лет без угрозы изъятия тиражей, судов и прочее. Мы предпочитаем второй путь, который дает отсутствие рисков для нас и наших партнеров. Именно благодаря такому подходу к бизнесу мы имеем ряд престижных наград за активное участие в формировании цивилизованного потребительского рынка, среди которых два диплома Российского авторского общества и диплом Российского фонда защиты прав потребителей.
Д.: Самое неприятное, когда автор слов и автор музыки ссорятся между собой и начинается: «я тебе не дам», «а я тебе не дам», и мы не можем ничего выпустить, пока они не помирятся. Или когда автор умирает, а все его девять наследников живут в разных концах света. Всех нужно найти и уговорить. Немедленно, иначе в следующий момент мы уже не будем иметь права продавать диск с песнями.
А.: Кроме того, у многих авторов не сложилось понимания того, что такое договор. Сегодня он хочет столько, завтра еще, послезавтра в три раза больше. Живет по настроению. В целях экономии времени и нервов мы от таких авторов отказываемся. И регулярно посещаем суды, потому что появляется человек и говорит: «Это моя песня, а не твоя, потому что мой эксклюзивный договор был подписан на месяц раньше твоего». Да, автор мог подписать десять документов, забыть об этом и уехать в Америку. И вот компании потом выясняют отношения — право первой подписи, ее подлинность. К счастью, сейчас можно при помощи экспертизы распознать не только принадлежность автографа, но и время его появления вплоть до года и месяца.
Д.: Против нас было уже около 11 исковых заявлений, суммы каждой запрашиваемой компенсации — 4—5 млн руб. Практически все дела СИДИКОМ выиграл. Если случается так, что иски предъявляют компаниям, которые продают наши диски,- нашим партнерам, то мы берем на себя решение любых вопросов, связанных с законностью. Надо выплатить — выплатим. Отвечаем за продукт полностью, и партнеры ценят нас за это. Сейчас в нашем портфеле 5 тыс. авторов, 10 тыс. песен.
- А как с иностранными музыкантами?
Д.: До последнего момента большинство иностранных мейджоров не давали разрешения на караоке, и мы не используем западную музыку. Это связано с политикой центральных офисов, которые находятся в Европе: структуры компаний большие, инерционные, прежде чем дать разрешение на дополнительное использование песни, они долго это согласовывают с авторами, исполнителями, руководителями своих отделов…
- Кто-то еще сегодня выпускает караоке?
А.: Компания «Монолит», но очень маленький объем, и Letsinger, но это не DVD-караоке. А для пиратов этот рынок слишком дорогой. Все, на что они способны,- это скопировать нас, убить качество звука, сжать и запихнуть четыре диска на один DVD. Создавать что-то самим им невыгодно: чтобы выпустить караоке, нужно записать фонограмму, заплатить музыкантам по $150 за песню, оплатить студию, найти видеоряд и подставить его под музыку, набить и наложить титры минимум на 100 песен, сделать зарисовку букв, превью в виде меню, оформить диск. Это не говоря уже об авторских правах.
Вторичные книги
А.: В 2002 году уровень пиратства скакнул с 10% до 95%: в страну разом завезли гигантское количество левого видео, и лицензионное направление просто встало: VCD с фильмами уже отошло, а DVD лежало на складе и не продавалось вообще. Рабочим направлением осталось только караоке. Но на нем одном компания существовать не могла. Тогда пришла идея заняться аудиокнигами.
Д.: Мы сделали ставку на формат mp3 и охраняемую литературу, отказались от отечественной и зарубежной классики, где можно ограничиться только фонограммой, в пользу эксклюзива на авторских правах, чтобы иметь свой уникальный ассортимент. Долго думали, выбирали, обсуждали и заключили первый контракт с А. Марининой (в то время она была на пике популярности) на выпуск 15 произведений. Сложно судить, удачный это был шаг или нет, но в любом случае мы пошли по пути создания большого каталога: одновременно с выпуском книг Марининой подписали несколько договоров на российских и зарубежных фантастов. Нам казалось, что основной потребитель аудиокниг — молодежь 18—25 лет, которая прослушивает их на домашних компьютерах, так как других проигрывателей mp3-формата было мало.
- Технологически выпуск аудиокниг сложный?
Д.: Проще, чем караоке. Хотя аудиокниги тоже требовали наличия программного продукта, студии, диктора, мастер-диска, оформления и т. д.
А.: Вообще если анализировать историю компании СИДИКОМ, то станет понятно, что мы постоянно находим нишу между двумя направлениями и начинаем в ней активно работать. Например, были VHS и ACD (Audio CD — музыкальные диски) — мы стали выпускать смежный продукт VCD. Караоке- где-то посередине между музыкой и видео. Аудиокниги — совмещение звука с текстом.
Д.: Первые игроки выходили в нишу аудиокниг с детскими сказками и классикой на аудиокассетах. Потом компания «Союз» выпустила «Парфюмера» Зюскинда: наняла профессиональных актеров, записывала фонограмму на Audio CD и продавала книгу на 12 дисках. Для потребителей, у которых в машине нет mp3-плейера, это хорошо, но вообще стоимость продукта получилась довольно дорогой. Другая компания «Ардис» специализируется в основном на неохраняемой литературе: авторских прав нет, записываешь звук — и в тираж. Можно самим и не создавать фонограммы — покупать у Гостелерадиофонда, у которого большой архив (чем мы, кстати, тоже пользуемся при выпуске серии радиоспектаклей). При этом многие забывают, что актерам театра тоже причитаются выплаты за исполнение.
- Как распределяются затраты на производство?
А.: 30—40% — авторские права, если просят больше, отказываемся от проекта. На диск и упаковку диджипак (удобную и недоступную для пиратов) — 15—20% плюс фонограмма, реклама, сотрудники… Как правило, первый тираж мы продаем с очень маленькой маржой- около 6%, так как он окупает основную часть затрат. Со второго прибыль увеличивается.
- Какие у вас тиражи?
Д.: По караоке- около 80 позиций и 900 тыс. дисков в год (почти 100% рынка). Обороты- $5 млн. По книгам — на сегодняшний день 300 позиций и 400 тыс. дисков. Это составляет где-то 1/10% рынка печатной продукции (100% — $10 млрд в год). Ниша аудиокниг оценивается сегодня в $5—7 млн в год. Из них $2 млн — наши.
А.: На Западе аудиокниги занимают 5—7% печатной продукции — это очень много. У нас популярность сектора растет на глазах: во-первых, продажи mp3-техники увеличиваются ежегодно на 40%, во-вторых, вдвое растет автопарк у населения, а аудиокниги удобно слушать за рулем.
Д.: Сегодня крайне востребованы аудиокниги по бизнесу, по которым мы, имея в продуктовом портфеле брэнд «Бизнес-аудиокнига», лидируем. Вообще наш ассортимент со временем сильно поменялся: мы поняли, что аудиокниги вторичны, в основном люди покупают то, что уже когда-то читали. Ипредставление о потребителе тоже изменилось: возраст нашей целевой аудитории — 30 лет (плюс-минус пять лет).
А.: Если брать ассортиментный анализ на первое полугодие 2006 года, то у нас вторая позиция. «Союз» — третий. Первое место у «Ардис». Всего 27 игроков в нише. И потенциал рынка большой. Думаю, 2007 и 2008 годы будут очень хорошими для бизнеса, но и борьба будет жесткой. Поэтому мы активно строим новую систему дистрибуции: она позволит получить управляемые каналы распределения продукции и повысит продажи где-то в два раза.