Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Прозрачность российских компаний по-прежнему оставляет желать лучшего

 

Прозрачность российских компаний по-прежнему оставляет желать лучшего

 

 

Транспарентность российского бизнеса практически не повышается. Такой вывод сделало рейтинговое агентство Standart & Poor`s, проверив отчетность 70 крупнейших российских компаний. Наименее охотно раскрывается информация о вознаграждении менеджмента и процедурах работы совета директоров.

Прозрачность российских компаний по-прежнему оставляет желать лучшего

В исследовании использовалась информация только из открытых источников: годовые отчеты, вэб-сайты компаний, отчетность, предоставляемая в регулирующие органы.

Прогресс в раскрытии информации российскими компаниями незначителен.

загрузка...

 

 

В этом году индекс транспарентности, представляющий собой средний балл по исследуемым компаниям, составил 53% по сравнению с 50% в прошлом году. Однако с учетом изменений в методологии повышение составило всего 0,9 процентного пункта.

На первый взгляд такие результаты вызывают удивление. Ведь исследователи отмечают растущую листинговую активность и ликвидность российского фондового рынка: в этом году в обзор попали уже 70 компаний по сравнению с 54 годом ранее.

Эксперты Standart & Poor`s объясняют парадокс тем, что компании в своем стремлении к открытости готовы идти лишь до определенного предела. После достижения уровня раскрытия информации, отвечающего требованиям регулирующих органов и приемлемого для международных инвесторов, рост их прозрачности прекращается. Дальнейшее раскрытие может затронуть довольно «чувствительную» информацию.

Так что весь небольшой прирост среднего показателя обеспечили отстающие прошлого года. Их прозрачность повысилась на 48,8%. Лидеры же (МТС, «Мечел», «Ростелеком») не только не прибавили, а, наоборот, снизили свои показатели на 4,5%.

В исследовании использовалась информация только из открытых источников: годовые отчеты, вэб-сайты компаний, отчетность, предоставляемая в регулирующие органы. Анкета исследования состояла из 106 пунктов, касающихся структуры собственности и прав акционеров, финансовой и операционной информации, а также состава и процедур работы совета директоров и менеджмента.

Наиболее охотно компании раскрывают структуру собственности: доля раскрытых концентрированных частных пакетов в совокупной частной собственности в этом году достигла 34% по сравнению с 28% годом ранее. Наименьшую открытость компании проявляют в таких вопросах, как политика ротации аудиторов (0%), социальная отчетность (3%), вознаграждение директоров и членов высшего менеджмента (16%), статистика заседаний совета директоров (19%).

В двадцатке наиболее открытых компаний 12 мест занимают представители телекоммуникационного сектора. МТС, Golden Telecom, «Ростелеком» заняли в рейтинге 1-е, 3-е и 4-е места. Их показатели информационной прозрачности составляют 79, 77 и 76% соответственно. Последнее место в рейтинге занимает АНК «Башнефть» с показателем 21%. В десятке отстающих также «Татнефть», четыре компании электроэнергетического сектора: ТГК-5, ТГК-6, ТГК-9 и ОАО «Башкирэнерго», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «РИТЭК», ОАО «Михайловский ГОК» и сеть магазинов «Седьмой континент». Лидерами роста стали «Пятерочка», «Рамблер» и «Евраз», они улучшили свои показатели на 51, 47, 31 пункт соответственно.

Наиболее открытым остается телекоммуникационный сектор. Наименее прозрачными оказались компании машиностроительного сектора, их средний индекс снизился на 4 пункта по сравнению с прошлым годом. А самое большое стремление к прозрачности продемонстрировали предприятия пищевой промышленности, производства потребительских товаров и розничной торговли. Их индекс вырос в среднем на 16 пунктов.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что, хотя некоторые улучшения и происходили, общая тенденция в сфере информационной прозрачности в России близка к стагнации, делают выводы в S&P.

Впрочем, изнутри все видится иначе — российские эксперты не согласны с оценкой S&P. «Наши компании исторически скрывали доходы, уводя часть бизнеса в тень. И в этом смысле их инерция влияет на открытость российских компаний, — признает Агван Микаелян, заместитель генерального директора «ФинЭкспертизы». — Но теневая экономика сокращается с каждым часом, в том числе силовыми методами. Это не может не отразиться на ситуации. У нас увеличивается доля государства в экономике. Вы можете представить закрытые госкомпании? А если верить индексу S&P, увеличение доли государства на 15% никак не сказалось на общей открытости российских компаний. Поэтому я считаю оценку не совсем адекватной».

Сохранившееся лидерство телекоммуникационной сферы аналитики объясняют динамичностью отрасли. Так же как и «скачок» торговли и интернет-компаний. Они выходят на IPO, а для инвесторов степень открытости компании играет не последнюю роль. Отстающие же секторы просто не успели перестроиться под ситуацию. В машиностроении пока еще не изжиты до конца принципы дикого капитализма периода 90-х, когда старались скрыть доходы и показать расходы: во многом это объясняется инертностью «старого» кадрового ресурса, отмечают эксперты.

Но скоро и компании обрабатывающей отрасли будут вынуждены сделать шаг в сторону прозрачности ради перевооружения производства и привлечения инвестиций. За ними последует и сельское хозяйство. «Через три-пять лет российские компании не будут уступать по открытости коллегам из ведущих западных держав», — уверен Микаэлян. «Под замком» в России останется только коммерческая тайна.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Прозрачность российских компаний по-прежнему оставляет желать лучшего":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Народные IPO российских компаний и банков: первые блины - не комом

В течение последнего года российские компании и банки резко активизировали выход на публичный рынок ценных бумаг, осуществив несколько десятков первичных публичных размещений (IPO) акций. В прошлом году их объем превысил $17,742 млрд. против $4,551 млрд. в 2005 году. На показатели общего объема проведенных в 2006 году размещений сильно повлияло IPO "

» Банки и кредиты - 2537 - читать


Российские компании и банки ведут эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей

Граждане, имеющие счета в банках, хотят расплачиваться своими картами не только за крупные покупки, но и за всякую мелочь. Эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей ведут сейчас многие компании и банки. Но похоже, что приживутся в обиходе технологии и схемы, которыми занимаются международные платежные системы.

» Банки и кредиты - 2243 - читать


Российские компании полюбили синдицированные кредиты

Газета "Бизнес" / Юрий Веретенников Российским заемщикам понравилось брать синдицированные кредиты у западных банков. Во втором квартале этого года объем таких кредитов, выданных в России, превысил $4,8 млрд, что стало абсолютным рекордом квартала за всю историю рынка. Синдикации позволяют привлечь «длинные» деньги по более низким ставкам.

» Банки и кредиты - 2838 - читать


Внедрение CRM в российских компаниях. Грабли, на которые хочется наступать снова и снова

Данная статья посвящена проблеме внедрения систем управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) и обращена главным образом к руководителям, в чью компетенцию входит принятие решений о приобретении и внедрении программных платформ. В статье разбирается ситуация конфликта интересов руководства компании и менеджеров, которым предстоит работать c CRM-системой, а также рассматриваются действия фирмы, приглашенной для осуществления проекта по интеграци ...

» Безопасность бизнеса - 1725 - читать


Восход экспорта. Страны Востока становятся успешной площадкой для российских компаний

Признавая тщетность многих попыток российских компаний закрепиться на западных рынках, участники рынка тем не менее признают, что, возможно, экспортных успехов российским компаниям стоит ждать с неожиданной стороны — прежде всего на рынках стран Азии. До недавнего времени основные усилия по продвижению своих товаров компании сосредотачивали на западном направлении, однако реального возврата потраченных в дистрибуцию и продвижение продукции денег добивались лишь в редки ...

» Маркетинг - 2359 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Прозрачность российских компаний по-прежнему оставляет желать лучшего

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru