Через год после выпуска чипсета AGA компания Commodore пала смертью храбрых, но слабых. Если бы приставка СD32 была выпущена чуть пораньше, если бы удалось заручиться поддержкой производителей игр, если бы выпущено было 400 тысяч единиц... Впрочем, история сослагательного наклонения не знает.
Commodore сподобился выпустить только 100 тысяч единиц консоли, которой прочили уверенную победу над конкурентами. Увы.
Технологии Amiga и Commodore выкупила компания Escom, немецкий производитель клонов PC. Сразу же была основана компания Amiga Technologies, и начались работы над следующим поколением компьютеров Amiga.
К сожалению, единственным мало-мальски ощутимым результатом всей этой деятельности стала машина Amiga (Mind) Walker. Главными её отличиями стали материнская плата стандартного для корпусов AT размера и исключительно стильный корпус, вызывавший аллюзии на шлем Дарта Вейдера.
Системные характеристики можно просмотреть здесь. Список довольно обширный, однако, как говорят, по сути Walker оставался всё той же Amiga 1200 с некоторыми усовершенствованиями. Очень незначительными, впрочем.
| ||
Самое печальное, что и дальнейшие владельцы бренда Commodore вскоре оказывались на краю пропасти. Видимо, что-то такое нехорошее было в этом названии.
А Amiga оказалась ничьей. Пока это положение сохранялось, целый ряд сторонних компаний объявили о том, что собираются выпускать Amiga-совместимые системы, основанные на процессорах PowerPC (напомним, что на тех же процессорах работали и работают компьютеры Apple Macintosh).
Немецкая компания Phase 5 посулила миру A\Box, который отличался хорошо продуманной архитектурой. Увы, выпуск этой системы всё время откладывался. Эта же компания выпустила некие ускорители для PowerPC, но тоже с большой задержкой.
Компания Pios Computer, основанная выходцем из Amiga, создателем A3000 Дейвом Хейни (Dave Haynie), тоже разогналась было выпустить Amiga-подобную систему с частично модульной архитектурой, аналогичную A2000, А3000 и А4000. Увы, ничего особенного у Pios не получилось.
В общем, к тому времени большинство пользователей компьютерных систем уже списали Amiga в Лету и закупились какими-то другими машинами.
После долгого временного периода, когда для Amiga искали покупателя, на горизонте оказалась компания Gateway 2000 (теперь просто Gateway). Gateway известный производитель PC, и когда он выкупил права на Amiga и её разработки, шум поднялся преизрядный.
Gateway повела себя довольно интересно.
Сразу были образованы две компании Amiga International, Inc. (собственно, переименованная Amiga Technologies) и Amiga, Inc. Причём Amiga International, Inc. должна была заниматься маркетингом технологий Amiga, Inc.
Очень скоро было объявлено о схемах лицензирования сторонним производителям технологий Amiga. Несколько производителей удалось привлечь.
Затем было объявлено о готовящемся обновлении операционной системы AmigaOS до индекса 3.5.
Благодаря акселераторам PowerUp для PowerPC от Phase 5, удалось, так сказать, "вернуть к жизни" Amiga 1200 и 4000 поднять их производительность до приемлемого уровня. Возможно, именно благодаря им Amiga дожила до XXI века.
В 1998 году, на шоу World of Amiga в Лондоне, появилась некоторая информация о том, что собирается делать Amiga в будущем. Оказалось, выпускать новые компьютеры с оборудованием от сторонних производителей и новые программы.
Плата AmigaOne крупным планом. |
Позднее, на кёльнском шоу Computer '98 Amiga объявила о стратегическом партнёрстве с компанией QNX Software Systems, которая специализировалась на специальных real-time'овых операционных системах. Микроядро Neutrino, впрочем, весьма неплохо годилось для создания потребительских операционных систем.
По некоторым сведениям, рассматривался и другой вариант партнёрство с компанией Be (разработчиком приснопамятной BeOS). Кроме того, Amiga "тесно сотрудничала" с Corel на предмет портирования продукции этой компании на платформы Amiga.
А в 1999 году марка Amiga снова продана на сей раз компании Amino.
Конец? Может быть, но только не в 1999 году.
Есть такое английское выражение Alive and kicking. То есть, "живой и ногами сучит". Так говорили про висельников, которым верёвка не ломала шею сразу. Так что фраза "alive and kicking" подразумевает, что висельник, конечно, живой пока, но конец всё равно настанет.
Вот в этом "странном" состоянии Amiga существует до сих пор.
Да, кое-какие значимые релизы имели место быть: например, компьютер AmigaOne на основе процессоров G3 (600 МГц) и G4 (800 МГц), который был анонсирован ещё в 2000 году, но в продажу поступил только в начале ноября 2002 года.
Точнее сказать, это не готовые компьютеры, а материнские платы, совместимые с Linux, и с давно анонсированной, но всё ещё не выпущенной операционной системы AmigaOS 4.0.
| ||
Список соответствующих пресс-релизов приведён здесь, правда, обрываются они на январе 2002 года.
Как удалось выяснить, Amiga находится сейчас в весьма нелёгком положении. Её бывшие работники пытаются выбить из неё причитающиеся им деньги в судебном порядке. Кто на самом деле управляет компанией, вообще непонятно... Но Alive and kicking.
Однако в начале мая 2003 года стало известно, что обещанная ещё в 1999 году, после продажи Amiga компании Amino, четвёртая версия операционной системы выпущена и будет представлена в нескольких городах Европы.
Как видим, история Amiga это история большого таланта, кратковременного успеха и увы, крупного невезения. Пока Amiga находилась в неопределённо-подвешенном положении, всё превосходство над конкурентами (особенно, PC) исчезло. Некогда элитарнейшая (ещё более элитарная, нежели Apple Mac) система стала вчерашним днём.
Прежнего элитарного положения Amiga себе вернуть, скорей всего, уже не удастся, поскольку время, кажется, упущено безнадёжно. С другой стороны, маркетинговые чудеса случаются, и вчера ещё никому неизвестные или напрочь забытые имена могут за очень короткий срок становиться всемирно известными.
Такое, кстати, случилось с ATARI. Ведь компания Infogrames весьма успешный издатель компьютерных игр, не только выкупила этот бренд, но и переименовалась в ATARI. И именно под этим именем выпустила игру, обречённую стать хитом Enter the Matrix.
Сможет ли чего-нибудь подобного добиться Amiga покажет время. Проблема в том, что на бренде ей уже не выехать, а каких-либо "потрясающих воображение" разработок пока не видно.
Статья получена: Membrana.ru