СЕРГЕЙ ШИРОКОВ, депутат Госдумы РФ,
член Комитета по бюджету и налогам
АЛЕКСЕЙ АРТЕМЬЕВ, финансовый консультант
некоммерческого партнерства
"Черноморский культурный альянс"
Анализ норм нового Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ или Кодекс) свидетельствует о том, что во многом этот документ является "скороспелым" и нуждается в определенной доработке. Это объясняется тем, что Кодекс содержит большое количество весьма спорных норм. Особое внимание следует уделить тому, что предметы ведения (правового регулирования) таможенного законодательства неоправданно расширены, особенно в части налогов и сборов, администрируемых таможенными органами.
Проводимое совершенствование законодательства предполагает четкое определение предмета ведения каждой его отрасли или отдельных законов, что особенно важно для успешного продолжения налоговой реформы. Времена, когда законодатель пытался в каждом законе регулировать все возможные вопросы, часто не имеющие отношения к основному предмету ведения закона, постепенно проходят.
Специалистам по налогам хорошо известно, что не так давно существовало более ста неналоговых законов, устанавливающих право тех или иных организаций на особые условия налогообложения. Среди подобных законов: "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания в России", "О государственной поддержке кинематографии...", "Об образовании" и многие другие.
За несколько последних лет постепенно нам удалось прийти к тому, чтобы большинство правоотношений, связанных с налогами и сборами, регулировалось только Налоговым кодексом РФ и налоговыми законами. Поскольку часть налогов и сборов в Российской Федерации администрируется таможенными органами, представляет интерес анализ ряда норм вступающего в силу с 1 января 2004 года нового ТК РФ.
В отсутствие отраслевых законов
Таможенный кодекс, действующий сегодня, разрабатывался в начале 90-х, когда в России не было новой Конституции, Налогового, Гражданского кодексов, законодательства об исполнительном производстве и ряда других законов, принятых в последние годы. Вполне естественно, что в нем законодатель того времени вынужден был регулировать не только вопросы, связанные с перемещением через границу, таможенным оформлением и декларированием товаров и транспортных средств, но и многие другие сферы деятельности, отнесенные к функциям таможенных органов. Например, взимание налогов и сборов, валютный контроль, борьба с преступлениями в сфере таможенного дела и нарушениями таможенных правил.
По мере появления необходимой законодательной базы указанные вопросы должны были регулироваться преимущественно новыми кодексами и законами: Налоговым, об административных правонарушениях, Уголовным, законодательством о валютном регулировании и контроле и т. д. Поэтому неудивительно, что новый ТК РФ уже не содержит такие разделы как "Валютный контроль" или "Нарушения таможенных правил" - эти вопросы регулируются специальным законодательством.
Удивительное сочетание
Вместе с тем в Кодексе содержится большое количество норм, на наш взгляд, необоснованно расширивших предмет его правового регулирования, особенно отношения, связанные с деятельностью таможенных органов по взиманию налогов и сборов. Эти нормы затрагивают общие принципы налогообложения в РФ, которые в настоящее время регулируются и должны регулироваться в дальнейшем исключительно законодательством о налогах и сборах.
Так, в п. 1 ст. 1 Кодекса говорится о том, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Про законодательство о налогах и сборах ничего не сказано. Это вызывает удивление - ведь в последние годы взимание налогов и сборов является одной из основных функций таможенных органов.
Вместе с тем в п. 2 той же статьи подчеркивается, что таможенное дело - это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Поскольку в законодательстве отсутствует четкое определение термина "таможенно-тарифное регулирование", по этому вопросу существует две основные точки зрения.
Одна позиция состоит в том, что это регулирование связано со всеми налогами и сборами, которые взимаются таможенными органами - ведь для любого налога либо сбора должны быть определены ставки, а ставки (или свод ставок) - это те же тарифы.
Согласно другой точке зрения под ним следует понимать нормы, связанные только со сбором таможенных пошлин (в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе"). Так как в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ" таможенная пошлина является федеральным налогом, в любом случае "таможенно-тарифное регулирование" связано
с налогами и сборами, уплата которых администрируется таможенными органами.
Таким образом, даже в рамках первой статьи Кодекса мы видим странное сочетание норм: с одной стороны, таможенное регулирование осуществляется только в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о госрегулировании внешнеторговой деятельности, но не на основании налогового законодательства, с другой - частью таможенного дела называют меры, связанные с взиманием налогов и сборов таможенными органами.
Соотношение норм
Вопросы продолжают возникать при анализе других положений Кодекса. В п. 1 ст. 3 при определении отношений, регулируемых таможенным законодательством, указаны отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Попытаемся разобраться с терминологией.
Таможенными платежами в ст. 18 действующего сегодня ТК РФ называют налоги и сборы, взимаемые таможенными органами.
В новом же Кодексе понятие "таможенные платежи" вообще отсутствует (ст. 11 "Основные понятияЕ"), в разделе III "Таможенные платежи" есть указание только на то, какие виды налогов и сборов разработчики Кодекса считают таможенными платежами.
Пункт 24 ст. 11 Кодекса дает определение термина "налоги", хотя это понятие давно сформулировано в Налоговом кодексе. Указанные в п. 24 виды налогов не содержат таможенную пошлину, которая в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы" отнесена к федеральным налогам. Видимо, содержание данного пункта нуждается в уточнении, целью которого было бы дать определение налогов и сборов, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через
таможенную границу.
Пункт 25 содержит термин "внутренние налоги". На наш взгляд, даже само это название некорректно, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает деление налогов на внутренние и невнутренние. Главами 21 и 22 НК РФ (соответственно "НДС" и "Акцизы") тоже не предусмотрены такие термины, как "внутренний НДС" или "внутренние акцизы".
Анализ других норм нового ТК РФ также подтверждает, что в нем делается попытка нарушить единство законодательства о налогах и сборах, переведя часть положений, связанных с налогообложением товаров, перемещаемых через таможенную границу, в таможенное законодательство. При этом налогам и сборам, взимаемым таможенными органами, придается совершенно непонятный (неопределенный) статус: "таможенные платежи".
Как следует из ст. 57 Конституции РФ, в сфере публично-правовых отношений, призванных обеспечивать финансовую основу осуществления государством своих функций, могут существовать только два вида обязательных платежей - налоги и сборы. В Кодексе же делается попытка ввести новый вид обязательных платежей - "таможенные платежи", которые, видимо, по мнению разработчиков, не относятся по своей правовой природе ни к налогам, ни к сборам.
В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, ситуация, когда вопросы, связанные с рассматриваемыми налогами и сборами, регулируются не налоговым, а таможенным законодательством, во многом похожа на регулирование уплаты водного налога Водным кодексом, а налога на операции с ценными бумагами - законодательством о ценных бумагах.
Возможные последствия перевода части норм налогового законодательства в таможенное будут подробно рассмотрены в следующих выпусках.
Статья получена: Клерк.Ру