Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Налоговики не вправе требовать уплату взносов во внебюджетные фонды

 

Налоговики не вправе требовать уплату взносов во внебюджетные фонды

 

 

юрист Лусников
/redir.php?url=www.lusnikov.com%2F%3C%2Fa%3E / Налоговые органы не вправе предъявлять налогоплательщикам требования и иски об уплате страховых взносов во внебюджетные фонды. Это могут делать только сами фонды

Вот к каким главным выводам пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 5 апреля 2004 года по делу № А26-4420/03-212:
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики (то есть органы фондов) имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылка налогового органа в обоснование своего права на привлечение к ответственности за неуплату страховых взносов и взыскание страховых взносов на положения пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» необоснованна.
Указанная норма предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Однако пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

загрузка...

 

 



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2004 года Дело N А26-4420/03-212


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Кочеровой Л.И., при участии в судебном заседании от Карельской общественной республиканской организации общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Туваева А.В. (доверенность от 01.07.03 N 80), рассмотрев 30.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.03 по делу N А26-4420/03-212 (судья Яковлев В.В.),

УСТАНОВИЛ:
Карельская общественная республиканская организация общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решения от 30.06.03 N 4.1-23/41 и требований от 30.06.03 N 4.1-06/1199 и N 4.1-06/1200 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция).
Решением суда от 24.11.03 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 24.11.03, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговый орган провел камеральную налоговую проверку декларации по единому социальному налогу за 2002 год. По результатам проверки составлен акт от 03.06.03 N 4.1-22/10, на основании которого вынесено решение от 30.06.03 N 4.1-23/41 о привлечении Организации к ответственности в виде взыскания 18213 руб. 60 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ за неуплату страховых взносов. Кроме того, налоговый орган предложил Организации в установленный срок уплатить 80432 руб. 47 коп. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и 10635 руб. 55 коп. на страховую часть пенсии, а также соответственно 8275 руб. 15 коп. и 1094 руб. 06 коп. пеней. На основании данного решения налоговая инспекция направила Организации требования от 30.06.03 N 4.1-06/1199 об уплате штрафа и N 4.1-06/1200 об уплате страховых взносов и пеней.
Организация не согласилась с названными ненормативными актами налогового органа и обжаловала их в суд.
В обоснование требования заявитель указал, что является региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (80 процентов членов являются инвалидами). Общество пользуется льготой по уплате единого социального налога, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и поэтому считает, что не должно платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Решением суда первой инстанции требование Организации удовлетворено по следующим основаниям.
Суд при разрешении спора исходил из того, что заявитель относится к категории налогоплательщиков, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ освобождены от уплаты единого социального налога, однако сделал вывод о невозможности применения положения данной статьи к правоотношениям по уплате Организацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Исходя из Федерального закона N 167-ФЗ и принятого позднее Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.
Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 239 НК РФ.
Следовательно, платежи на обязательное пенсионное страхование организация должна вносить в полном объеме.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены из толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации. Государственный орган имеет право налагать административные санкции только в том случае, когда такое право прямо предоставлено этому органу законом. Ни одним законом, регулирующим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за допущенные в этой области правонарушения. Тогда как в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики (то есть органы фондов) имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Организация привлечена к ответственности за неуплату страховых взносов неуполномоченным субъектом.
Таким образом, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности и требования об уплате страховых взносов и пеней правомерно признаны судом недействительными.
Ссылка налогового органа в обоснование своего права на привлечение к ответственности за неуплату страховых взносов и взыскание страховых взносов на положения пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» необоснованна.
Указанная норма предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Однако пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Полномочия налогового органа по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование связаны с порядком исчисления единого социального налога (пункт 2 статьи 243 НК РФ), где, в частности, предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть правильность исчисления единого социального налога зависит от правильности расчета и от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, указанные правомочия и являются контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемым налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.03 по делу N А26-4420/03-212 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КОЧЕРОВА Л.И.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Налоговики не вправе требовать уплату взносов во внебюджетные фонды":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Определение налоговым органом суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем

В. Г. Рольгайзер, судья Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММЫ НАЛОГОВ РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определение налоговым органом суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем регламентировалось Указом Президента РФ от 23.

» Юриспруденция и Право - 2483 - читать


Для предпринимателя: уплата взноса в ПФР

Материал предоставлен журналом "Практический Бухгалтерский Учет" / М. ЗОРИНА Взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – пенсионные взносы) не входят в состав ЕСН. Работодатели начисляют их отдельно.

» Бухгалтерия и аудит - 3832 - читать


Изменения в порядке уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль и взносов во внебюджетные

8 декабря 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон ь 163-ФЗ. Он внес ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, а также другие законы, посвященные налогообложению. Журнал Главбух №24, 2003 Изменения в уплате НДС представляют интерес для фирм, приобретающих работы или услуги у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в российских налоговых инспекциях.

» Бухгалтерия и аудит - 2212 - читать


Как начислять пени по взносам в Пенсионный фонд

Материал предоставлен журналом Главбух №22, 2003 Пенсионный фонд РФ выпустил письмо, в котором на примерах объяснил, каким образом рассчитываются пени по пенсионным взносам. Напомним, что организации должны перечислять авансовые платежи по пенсионным взносам ежемесячно – в срок, установленный для получения в банке денег на оплату труда (если зарплата выдается из кассы) или перечисления заработной платы на счета сотрудников. Об этом сказано в пункте 2 статьи 24 Федерального ...

» Бухгалтерия и аудит - 8902 - читать


Об уплате взносов в ПФР со сверхнормативных суточных фирмами на УСН

"Нормативные акты для бухгалтера" / Письмо Министерства финансов РФ от 24. 02. 2005 № 03-05-02-04/37 [ОБ УПЛАТЕ ПЕНСИОННЫХ ВЗНОСОВ СО СВЕРХНОРМАТИВНЫХ СУТОЧНЫХ ФИРМАМИ, ПРИМЕНЯЮЩИМИ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ] Аудитор Е.

» Бухгалтерия и аудит - 3720 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Налоговики не вправе требовать уплату взносов во внебюджетные фонды

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru