И. МИХАЙЛОВ, АКДИ "Экономика и жизнь"
Длительное время пособия по
больничным листам рассчи-тывались в соответствии с правилами, утвержденными
Советом Министров СССР и ВЦСПС. С 1 января 2004 г. размер пособия исчисляется
по-новому.
Известно, что федеральные законы о
бюджете Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) содержат нормы права,
которые касаются в первую очередь самого Фонда и его органов.
Однако часть положений этих законов распространяется и на работодателей.
Целью данной статьи является анализ положений Федерального закона от 08.12.03 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" (далее - Закон N 166-ФЗ), вступившего в силу 1 января 2004 г.
Основное нововведение Закона N 166-ФЗ заключается в установлении зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам от среднего заработка работника (ст. 8 Закона N 166-ФЗ).
Прежний порядок исчисления сумм пособий был установлен постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" (далее - Постановление N 191), утвердившим Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (далее - Основные условия) и Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (далее - Положение).
Порядок применения положений ст. 8 Закона N 166-ФЗ определен в разъяснении Минтруда России и ФСС России от 24.12.03 N 5 "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году" (далее - Разъяснение), которое утверждено совместным постановлением Минтруда России и ФСС России от 24.12.03 N 89/145 "Об утверждении разъяснения "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году"" (ко времени подписания журнала в печать Разъяснение не зарегистрировано Минюстом России, официально не опубликовано и не вступило в силу).
С 1 января 2004 г. во всех случаях определения размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам необходимо продолжать учитывать непрерывный трудовой стаж и иные условия, установленные законодательными и другими нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
То есть и Основные условия, и Положение по-прежнему применяются при определении условий и порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Порядок исчисления средней заработной платы в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, установленный Законом N 166-ФЗ, зависит от продолжительности фактического трудового стажа работника в последние 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.
Если работник в течение 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам проработал фактически более 3-х месяцев, пособия исчисляются на основании среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (п. 1 ст. 8 Закона N 166-ФЗ).
Непосредственно средний заработок исчисляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11.04.03 N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение о средней заработной плате) на основании ст. 139 Трудового кодекса РФ.
Если работник в течение 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам проработал фактически менее 3-х месяцев, пособия выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом (п. 2 ст. 8 Закона N 166-ФЗ).
Работодателям необходимо помнить, что в 2004 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальные размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Рассмотрим подробнее порядок исчисления средней заработной платы в целях определения размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в различных случаях.
ПРИМЕР.
Работнику трудовым договором установлен режим
рабочего времени - пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в неделю
(суббота и воскресенье). С 17 января по 1 февраля 2004 г. он не работал в связи
с наступившей временной нетрудоспособностью (бытовая травма).
Общая сумма фактически начисленной работнику
заработной платы за 2003 год составила 144 359 руб., а общее количество
фактически отработанных дней в 2003 г. - 241 день. Непрерывный трудовой стаж - 6
лет.
Рассчитаем размер пособия по временной
нетрудоспособности, которое должно быть выплачено работнику.
Расчетным периодом для определения среднего
заработка является в данном случае отрезок времени с 1 января 2003 г. по 31
декабря 2003 г. (12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления
временной нетрудоспособности, согласно ст. 8 Закона N 166-ФЗ).
Во всех случаях, кроме применения
суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка
используется средний дневной заработок, который в целях исчисления пособия по
временной нетрудоспособности определяется делением общей суммы заработной платы,
фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически
отработанных в этом периоде дней.
Итак,
средний дневной заработок в нашем случае составит 599 руб. в день (144 359 руб.
: 241 день).
Сумма среднего заработка,
согласно Положению о средней заработной плате, определяется умножением среднего
дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде,
подлежащем оплате. Однако при исчислении пособия по временной нетрудоспособности
достаточно знать средний дневной заработок работника, так как именно на
основании него определяется дневное пособие и общая сумма пособия по временной
нетрудоспособности.
Кроме того, определение
среднего заработка применительно к начислению пособий есть, в сущности,
определение размера самого пособия по временной нетрудоспособности, которое
должно производиться на основании Положения.
Аналогичной позиции придерживаются ФСС России
и Минтруд России в Разъяснении.
Дневное
пособие по временной нетрудоспособности определяется на основании п. 73
Положения, исходя из среднедневного заработка и в зависимости от размера
назначенного пособия по временной нетрудоспособности в процентах к заработку.
Поскольку непрерывный трудовой стаж работника
составляет 6 лет, он имеет право на получение пособия по временной
нетрудоспособности в размере 80% среднего заработка (подп. "б" п. 25 Основных
условий).
Дневное пособие по временной
нетрудоспособности составит 479,20 руб. (599 руб. x 80%).
Для определения общей суммы пособия размер
дневного пособия умножается на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце
(в данном периоде) вследствие временной нетрудоспособности (пункты 73 и 76
Положения).
Обратим внимание, что при бытовой
травме пособие выдается начиная с шестого дня нетрудоспособности (п. 14 Основных
условий).
В нашем случае работник вследствие
нетрудоспособности не работал десять рабочих дней (15 календарных), из которых
оплате подлежат только семь (с учетом п. 14 Основных условий).
Таким образом, сумма пособия по временной
нетрудоспособности, подлежащая выплате работнику, составит 3 354, 40 руб.
(479,20 руб. х x 7 дней).
Рассмотрим другой случай
начисления пособий.
ПРИМЕР.
Трудовым договором работнику установлен
суммированный учет рабочего времени. За 2003 год фактически отработано 1987
часов. Непрерывный трудовой стаж работы составляет 11 лет.
Временная нетрудоспособность работника
продолжалась с 11 января 2004 г. по 13 февраля 2004 г.
Расчетным периодом в целях исчисления пособия
по временной нетрудоспособности является время с 1 января по 31 декабря 2003 г.
Работник получал должностной оклад в размере 8
000 руб. в месяц до 31 ноября 2003 г. Начиная с 1 декабря 2003 г., в организации
были увеличены должностные оклады. Оклад заболевшего работника составил 10 000
руб. в месяц.
Помимо должностного оклада, в
расчетном периоде работнику начислены премии по итогам работы:
- за июнь 2003 г. - 5000 руб. (начислена в
июле),
- по итогам работы за первый квартал -
в размере 7000 руб. (премия начислена в июле),
- за второй квартал 2003 г. - 7000 руб.
(начислена в июле),
- за 2003 г. - 10 000 руб.
(начислена в январе 2004 г.). Иных начислений и выплат в расчетном периоде не
производилось.
В период временной
нетрудоспособности работника в организации еще раз были увеличены должностные
оклады. Оклад работника с 1 февраля 2004 г. составил 11 000 руб. в месяц.
Рассчитаем сумму пособия по временной
нетрудоспособности.
При определении среднего
заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени,
используется средний часовой заработок (п. 13 Положения о средней заработной
плате). Средний часовой заработок определяется делением суммы заработной платы,
фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически
отработанных в этот период.
Сумма фактически
начисленной заработной платы за расчетный период составила 127 000 руб. [(8000
руб. х 11 мес.) + (10 000 руб. х х 1 мес.) + 5000 руб. + 7000 руб. + 7000 руб. +
10 000 руб.)].
В сумму фактически начисленной
заработной платы за расчетный период включены все начисленные работнику премии.
Порядок учета премий и вознаграждений,
фактически начисленных за расчетный период при определении среднего заработка в
соответствии с п. 14 Положения о средней заработной плате, будет следующим:
- ежемесячные премии и вознаграждения - не
более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного
периода;
- премии и вознаграждения за период
работы, превышающий один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же
показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
- вознаграждение по итогам работы за год,
единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения
по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, - в
размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от
времени начисления вознаграждения.
По условиям
нашего примера выплаченные работнику премии начислены работодателем за различные
показатели, поэтому все они учитываются при исчислении его среднего заработка.
Премии, которые начислены по итогам работы за
период, превышающий один месяц (в том числе и премия за год), учитываются
полностью, поскольку целиком относятся к данному расчетному периоду (12 месяцев
2003 г.).
Средний часовой заработок в
расчетном периоде составит 63,92 руб. в час (127 000 руб. : 1987 час.).
При повышении в организации (филиале,
структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов) средний
заработок работника повышается в порядке, установленном п. 15 Положения о
средней заработной плате. При этом исчисленный за период до повышения
должностного оклада средний заработок увеличивается пропорционально увеличению
должностного оклада.
В организации повышение
должностных окладов произошло как в расчетном периоде (с 1 декабря 2003 г.), так
и в период временной нетрудоспособности (с 1 февраля 2004 г.).
Закон N 166-ФЗ вводит специальное правило,
согласно которому повышение заработной платы, произошедшее в расчетном периоде,
учитывается с момента повышения фактической заработной платы работника.
Перерасчет средней заработной платы за предыдущие периоды не производится.
Повышение должностных окладов, произошедшее
после расчетного периода, но до наступления случая, с которым связано сохранение
среднего заработка, или в период сохранения среднего заработка, по нашему
мнению, должно учитываться в целях исчисления среднего заработка в порядке,
установленном абзацами 3 и 4 п. 15 Положения о средней заработной плате,
поскольку в данном случае Закон N 166-ФЗ специальных правил не устанавливает.
Следует иметь в виду, что применение абзацев 3
и 4 п. 15 Положения о средней заработной плате не бесспорно.
В соответствии с п. 77 Положения изменения в
заработной плате, произошедшие в период временной нетрудоспособности или отпуска
по беременности и родам, при исчислении пособия не учитываются, если иное не
предусмотрено самим Положением. Кроме того, в абзаце четвертом п. 15 Положения о
средней заработной плате речь идет о периоде сохранения среднего заработка.
Исходя из формулировки данного пункта, не ясно, относится ли период выплаты
пособия по временной нетрудоспособности к периодам сохранения средней заработной
платы?
Статья 8 Закона N 166-ФЗ
предусматривает специальные правила учета повышения заработной платы только в
случаях, когда такое повышение произошло в расчетном периоде. Определение
остальных особенностей порядка исчисления среднего заработка законодатель
предоставил Правительству РФ.
Таким образом, в
отсутствие специальных правил подлежат применению абзацы 3 и 4 п. 15 Положения о
средней заработной плате. Пункт 77 Положения, в части ограничения возможности
перерасчета среднего заработка в случае повышения в организации должностных
окладов (тарифных ставок), не может применяться, так как согласно ст. 8 Закона N
166-ФЗ при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по
беременности и родам законодательные и иные нормативные акты об обязательном
социальном страховании применяются только постольку, поскольку они определяют
условия получения данных пособий и порядок исчисления непрерывного трудового
стажа работников.
ФСС России и Минтруд России
в Разъяснении обязывают работодателей не применять п. 15 Положения о средней
заработной плате (в том числе и абзацы третий и четвертый) при определении
среднего заработка для исчисления размера пособий по временной
нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. В Разъяснении ФСС России и
Минтруд России не обратили внимание на то, что Закон N 166-ФЗ устанавливает
специальные правила учета повышения заработной платы в организации только для
случаев, когда такое повышение произошло в расчетный период.
В случае если Разъяснение вступит в силу,
работодателям придется придерживаться данной позиции во избежание споров с
органами ФСС России и налоговыми органами о сумме расходов, произведенных
плательщиками единого социального налога самостоятельно на цели государственного
социального страхования.
После определения
среднего часового заработка необходимо определить средний заработок. Для этого
средний часовой заработок умножается на количество рабочих часов в периоде,
подлежащем оплате. Как указывалось выше, определение среднего заработка стало в
этом случае определением и размера пособия по временной нетрудоспособности, что
недопустимо.
Положение не предусматривает
исчисление пособия по временной нетрудоспособности на основании среднего
часового заработка и, соответственно, часового пособия по временной
нетрудоспособности.
Однако Разъяснение прямо
допускает возможность исчисления пособия по временной нетрудоспособности на
основании среднего часового заработка работника.
При исчислении пособия по временной
нетрудоспособности на основе среднего часового заработка необходимо определить
часовое пособие по временной нетрудоспособности в порядке, аналогичном порядку
определения дневного пособия по временной нетрудоспособности.
Работники, имеющие непрерывный трудовой стаж 8
и более лет, получают пособие в размере 100% среднего заработка (подп. "б" п. 25
Основных условий).
Следовательно, часовое
пособие по временной нетрудоспособности работника в приведенном примере составит
63,92 руб. (63,92 руб. x х 100%).
Общий размер
пособия для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени,
определяется умножением часового пособия на число рабочих часов, пропущенных в
период нетрудоспособности (аналогично пунктам 73 и 76 Положения).
Допустим, что по графику работы в период
нетрудоспособности работник должен был отработать с 11 января по 31 января 2004
г. 92 часа и с 1 февраля по 13 февраля - 56 часов. Тогда общая сумма пособия по
временной нетрудоспособности составит 9460,16 руб. (63,92 руб. х (92 ч + 56 ч)).
Рассмотрим еще один вариант
начисления пособий по больничным листам.
ПРИМЕР.
С 27
декабря 2002 г. по 16 ноября 2003 г. работник являлся безработным.
17 ноября 2003 г. он поступил на работу в
организацию в которой режим работы - пятидневная рабочая неделя с двумя
выходными днями в неделю (суббота и воскресенье).
С 12 января по 17 января 2004 г. работник
болел.
Сумма фактически начисленной за
расчетный период (с 17 ноября по 31 декабря 2003 г.) заработной платы составляет
12 500 руб.
Рассчитаем сумму пособия по
временной нетрудоспособности, которую необходимо выплатить.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 2
ст. 8 Закона N 166-ФЗ работнику, который в последние 12 календарных месяцев
перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам
проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной
нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в
связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием),
пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за
полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом.
Для определения размера
пособия по временной нетрудоспособности необходимо сравнить размер дневного
(часового) пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного из среднего
заработка работника, и размер дневного часового пособия, исчисленного исходя из
минимального размера оплаты труда.
Если размер
пособия, исчисленного из среднего заработка, будет выше размера пособия,
исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда, пособие по временной
нетрудоспособности выплачивается работнику в размере, соответствующем
минимальному размеру оплаты труда.
Пособие по
временной нетрудоспособности, соответствующее минимальному размеру оплаты труда
(п. 2 ст. 8 Закона N 166-ФЗ) определяется следующим образом. Сумму минимального
размера оплаты труда необходимо разделить на количество рабочих дней (часов) в
месяце нетрудоспособности. Полученный результат является дневным (часовым)
размером пособия по временной нетрудоспособности. Общий размер пособия
исчисляется умножением дневного (часового) пособия на количество рабочих дней
(часов), пропущенных работником в результате нетрудоспособности.
Если размер пособия, исчисленного из среднего
заработка, окажется ниже размера пособия, исчисленного исходя из минимального
размера оплаты труда, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается
работнику в размерах соответствующих среднему заработку работника.
Как видим в нашем примере дневной размер
пособия по временной нетрудоспособности, исчисленный из среднего заработка,
будет выше чем исчисленный, исходя из минимального размера оплаты труда (12 500
руб. : 32 дня = 390,63 руб.).
Следовательно
сумма пособия по временной нетрудоспособности, которая должна быть выплачена
работнику, определяется следующим образом.
Сумму минимального размера оплаты труда
поделим на количество рабочих дней в январе 2004 г. (600 руб. : 19 дней = 31,58
руб. в день). Полученный размер дневного пособия (31,58 руб.) умножим на
количество рабочих дней, пропущенных работником вследствие нетрудоспособности (5
дней x 31,58 = 157,90 руб.). Пособие по временной нетрудоспособности, подлежащее
выплате работнику, составляет 157,90 руб.
Обращаем внимание, что минимальный размер
оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
"О минимальном размере оплаты труда" в размере 600 руб. (с 1 октября 2003 г.),
применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для
определения пособий по временной нетрудоспособности.
Таким образом, пособие по беременности и
родам, исчисляемое на основании п. 2 ст. 8 Закона N 166-ФЗ, выплачивается, по
нашему мнению, исходя из суммы минимального размера оплаты труда в размере 100
руб. (ст. 4 Закона N 82-ФЗ). Исчисление среднего заработка в целях выплаты
пособия по беременности и родам в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 166-ФЗ
аналогично порядку исчисления среднего заработка в целях выплаты пособия по
временной нетрудоспособности, описанному в примерах.
В заключение отметим и другие
положения Закона N 166-ФЗ, касающиеся организаций-работодателей.
Так в соответствии со ст. 7 Закона N 166-ФЗ
продлено на 2004 г. действие ст. 15 Федерального закона от 12.02.01 N 7-ФЗ "О
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", статей
10, 15, 16 и 19 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2002 год", ст. 21 Федерального
закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2003 год".
То есть и в 2004 г.
Фонд будет принимать от страхователей государственные ценные бумаги, а также
векселя кредитных и иных организаций в счет погашения задолженности по страховым
взносам и при получении капитализированных платежей ликвидируемых организаций по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
В 2004 г. Фонд в
прежнем порядке будет предоставлять страхователям отсрочки (рассрочки) погашения
сумм задолженности по обязательным платежам.
Закон N 166-ФЗ не продлил действие частей
первой, второй и четвертой ст. 8 Федерального закона N 17-ФЗ "О бюджете Фонда
социального страхования на 2002 год".
С 1
января 2004 г. работодатели будут нести ответственность за нарушения
законодательства о социальном страховании на основании ст. 19 Федерального
закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*.
Составы правонарушений и порядок привлечения к
ответственности, установленные статьей 19 данного закона, в основном
соответствуют составам правонарушений и порядку привлечения к ответственности,
установленным ранее статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2002 год". Способы обеспечения уплаты
страховых взносов (пени) определены статьей 22.1 Федерального закона "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний".
Итак, подведем
итоги всему сказанному.
Во-первых, изменен
порядок расчета среднего заработка в целях исчисления пособия по временной
нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.
Во-вторых, Закон N 166-ФЗ продлил действие
ряда статей прежних законов о бюджете Фонда. В том числе продлено на 2004 г.
действие нормы, устанавливающейся ограничение максимального размера пособия по
временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.
В-третьих, изменен порядок привлечения
плательщиков взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваниях к ответственности и порядок применения мер
обеспечения уплаты данных взносов.
------------------------
* До 1 января 2004 г. применялись
правовые нормы об ответственности работодателей, установленные Федеральным
законом от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2002
год" и Федеральным законом от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального
страхования на 2003 год".
Статья получена: Клерк.Ру