Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Все дело в вывеске

 

Все дело в вывеске

 

 

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

Известно, что фирмы, занятые в сфере торговли недвижимостью, должны действовать в строгом соответствии с Законом «О защите прав потребителей». А этот закон «знаменит» тем, что даже маленькая ошибка предпринимателя может обернуться для него неприятными разбирательствами и даже судебными тяжбами. Поэтому всевозможные тонкости следует выяснить заранее.

Анна МИШИНА

Недостаток информации

Руководство Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу решило в очередной раз провести так называемые плановые мероприятия по контролю за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей. На этот раз «охотничьими трофеями» чиновников стали несколько фирм, и среди них — строительная компания «Петротрест-Недвижимость».

загрузка...

 

 

Что греха таить — с первым же нарушением комиссия столкнулась в буквальном смысле слова прямо у входа на объект. Там отсутствовала вывеска с указанием наименования организации, ее организационно-правовой формы, места нахождения и режима работы. Кроме того, проверяющие заметили, что в доступной для потребителей форме не изложена информация о предприятии, уполномоченном заказчиком на совершение действий по привлечению потенциальных инвесторов.

Все выявленные замечания проверяющие аккуратно зафиксировали в акте, на основании которого составили протокол об административном правонарушении. Согласно протоколу было вынесено постановление строительная компания обвинялась в обмане потребителей (ст. 14.7 КоАП) и лишении последних необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, о его изготовителе, продавце и о режиме их работы (п. 1 ст. 14.8 КоАП). Кроме того, в протоколе было указано, что общество обязано заплатить за допущенные нарушения штраф в 10 000 рублей. Но поскольку фирма допустила только одно нарушение, которое подпадает под условия нескольких статей, то закон позволяет назначить из предусмотренных карательных мер наиболее жесткую (п. 2 ст. 4.4. КоАП).

Фирма была в корне не согласна с таким поворотом событий. «Петротрест-Недвижимость» тут же обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском. В своем заявлении фирма просила суд признать постановление Управления незаконным и отменить его.

Судьи поддержали проверяющих

Суд первой инстанции (решение от 17 января 2007 г. по делу № А56-44748/2006) отказал фирме-заявителю в удовлетворении требований. Судьи сразу отметили, что обмана потребителей в данном случае не обнаружено. Но отсутствие на вывеске сведений об организационно-правовой форме и фирменном наименовании компании, а также о месте ее нахождения и режиме работы — это факт, от которого никуда не деться. Поэтому штраф, предусмотренный статьей 14.7. в размере 10 000 рублей, фирме заплатить все-таки придется.

«Обратите внимание, — комментирует ситуацию московский арбитражный судья Кирилл Талов, — в законе четко указано, что необходимая информация должна находиться именно на вывеске, а не на стене объекта, не на воротах строительной площадки и пр. Ведь вывеска является основным средством индивидуализации продавца и основным источником, откуда потребитель может почерпнуть о нем информацию».

Но представители фирмы не желали сдаваться. Они обратились с жалобой в кассационную инстанцию, в которой сослались на следующее: при принятии решения суд был не вправе применять к отношениям сторон нормы Закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Когда права нарушают

На строительном объекте обязательно должна присутствовать вывеска с информацией об организации-застройщике, а также о помещениях, предлагаемых для вложения инвестиций и последующего приобретения в собственность. Иначе, согласно закону, права потребителя будут нарушены.

Штраф за скрытность

Однако кассационные арбитры сочли решение своих коллег правильным. Судьи пояснили фирме-истцу, что ее деятельность представляет собой ничто иное, как услугу по подготовке и заключению договоров об инвестировании и последующем приобретении в собственность помещений. Данная услуга была заказана организацией «Фирма “Петростройтрест”», по поручению которой и действовала строительная компания.

Рассмотренный спор —далеко не единственный в своем роде. Всем известно, что чиновники всегда найдут, к чему придраться. Впрочем, ситуация интересна тем, что судьи подчас высказывают разное мнение по поводу одного и того же нарушения.

Вот тут-то фирма и предъявила свой главный козырь. Ее представители пояснили, что их деятельность — это «передача имущества, носящая инвестиционный характер». А согласно Налоговому кодексу, вид занятий не является ни реализацией товаров, ни выполнением работ, ни оказанием услуг (п. 3 ст. 39 НК). Поэтому штрафовать компанию за то, что она не выполнила требования, обязательные для этих трех вышеуказанных категорий, неправомерно.

Но представители Управления, а вслед за ними и судьи охладили пыл защитников строительной фирмы. Они доходчиво пояснили, что в данном случае деятельность «Петротрест-Недвижимость» заключалась в предложении гражданам покупки квартир, а следовательно, была направлена на их непосредственную реализацию.

Далее арбитры указали, что ко всем «реализационным» фирмам закон предъявляет следующие требования. Во-первых, фирма была обязана разместить на объекте вывеску, на которой необходимо было указать фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы (ч. 1 ст. 14.8. КоАП, ст. 8, 9 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее — Закон). Во-вторых, строительная компания должна была позаботиться о том, чтбы потребители узнали не только о самой строительной фирме, но и об организации, по поручению которой она действует. При этом, как подчеркнули арбитры, закон обязывает сделать это в самой доступной, а главное — наглядной форме (ст. 8 Закона).

То есть на объекте обязательно должна была присутствовать вывеска об организации-застройщике, а также о предлагаемых для вложения инвестициях и возможности дальнейшего приобретения в собственность объектов строительства.

Фактически же ни одно из указанных требований обществом не выполнено. При этом судьи отметили, что у «Петротрест-Недвижимость», несомненно, была возможность избежать подобных нарушений. Однако руководство строительной компании не проявило желания выполнить требования закона. Соответственно, все признаки нарушения прав потребителей налицо, от штрафа в 10 000 рублей фирме не уйти (ч. 1 ст. 14.8. КоАП) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г. по делу № А56-44748/2006).

А можно было и простить...

Рассмотренный выше спор — далеко не единственный в своем роде. Всем известно, что чиновники всегда найдут, к чему придраться. Впрочем, ситуация интересна тем, что судьи подчас высказывают разное мнение по поводу одного и того же нарушения. В данном случае показательна история с проверкой фирмы «Фитнес-клуб “Мечта”». Заметим, что ее нарушения были такими же, что и у «Петротрест-Недвижимость». А именно: на стене в холле здания и на наружной стороне входной двери отсутствовала вывеска с информацией о фирменном наименовании, месте ее нахождения и режиме работы. Кроме того, на имеющейся вывеске, расположенной «в неудобном для обзора месте», были неверно указаны виды оказываемых клубом услуг. По логике служителей Фемиды, рассматривавших предыдущий спор, штрафа в 10 000 рублей фирме было не миновать. Однако судьи первой инстанции решили, что это слишком суровое наказание. Даже несмотря на то, что некоторые условия типового договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг, заключаемого с клиентами, а также несколько пунктов Правил посещения этого клуба явно противоречили закону о защите прав потребителей. Ведь, пояснили арбитры, фирма в первый раз допустила такое нарушение.

Отсутствие на вывеске сведений об организационно-правовой форме и фирменном наименовании компании, а также о месте ее нахождения и режиме работы — факт, от которого никуда не деться. Поэтому штраф в размере 10 000 рублей, фирме заплатить все-таки придется.

Но чиновники из Управления не согласились с таким решением и попытались оспорить его в кассации. А в жалобе они заявляли, что здесь налицо не смягчающие, а отягчающие обстоятельства. Ведь, сетовали чиновники, фирме направили «письменное замечание», и у ее представителей было достаточно времени, чтобы ликвидировать указанные огрехи. Однако, продолжали инспекторы из Управления, предприниматели не то что не установили вывеску там, где клиенты могли бы спокойно ознакомиться с ее содержанием, а даже не исправили ошибки на уже имеющейся, «спрятанной» вывеске. Не помогло даже составление проверяющими «штрарфного» постановления. Соответственно, подытожили чиновники, налицо — откровенный саботаж и отказ подчиняться требованиям закона. Поэтому и наказание, по их мнению, должно быть как можно строже. Но окружные судьи поддержали своих коллег из первой инстанции и апелляции. И фирма «Фитнес-клуб “Мечта”» заплатила не 10 000 рублей, а всего 5000 — не будучи по данному виду нарушений «рецидивистом» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 г. по делу № А66-3840/2006).

Вывеска, не реклама

Размещая на вывеске фирменное наименование, а также адрес и режим работы, не стоит волноваться, что налоговики примут это за рекламу. Ведь вывеска — это обязательное средство информации для потребителей, средство индивидуализации организации (п. 4 ст. 54 ГК), и ее отсутствие может окончиться штрафом (ст. 14.8 КоАП). Реклама же обязательной информацией не является, поэтому ее отсутствие никакой ответственности за собой не влечет. Главное же отличие вывески от рекламы состоит в том, что прямой целью вывески не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям, а также способствование реализации этих товаров.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Все дело в вывеске":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mitsubishi Lancer: Все дело в деталях

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Lancer Mitsubishi Lancer слегка припудрил нос После премьеры нынешнего, девятого по счету, поколения Mitsubishi Lancer прошло всего два года. Срок не ахти какой, но все же японцы решились провести легкий рестайлинг своей самой ходовой модели (в нашей стране за это время этим автомобилем успели обзавестись уже более 43 тыс. человек).

» Японские автомобили - 2511 - читать


Все дело в мебели. Как перестановкой стульев повысить эффективность труда

Многие ведущие мировые компании от Microsoft до Google зарождались в самой нетрудовой обстановке. Сегодня они лидеры бизнеса, а когда-то ютились в гаражах, жилых комнатах и подвалах. Их основателям и первым сотрудникам плохое освещение и теснота не помешали добиться успеха.

» Бизнес идеи - 2183 - читать


Товарный кредит: все дело в процентах

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Как поступить бухгалтеру, если в отчетном периоде прошла сделка по договору товарного кредита? Товар брали взаймы – денег не видели. Что нужно считать доходом и расходом?

» Бухгалтерия и аудит - 1935 - читать


Все дело в квадратных метрах

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Многие подмосковные торговцы столкнулись с проблемой. Посчитать площадь их торгового помещения не могут ни налоговые инспекторы, ни суды, ни сами предприниматели. Между тем специалисты МНС уже давно придумали, как это сделать, и подготовили соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

» Бухгалтерия и аудит - 2440 - читать


Российские банки из всего делают тайну

Агентство S&P в своем исследовании отчитывает кредитные институты. Недостаток транспарентности отпугивает инвесторов Российские банки – это отдельный случай. Их структуры гораздо менее прозрачны, чем структуры иностранных банков и других российских, нефинансовых компаний.

» Управление и менеджмент - 1410 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Все дело в вывеске

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru