Автомобилестроители борются с непредсказуемостью России, доминирующей на этом рынке.
По видимому в течение ближайших шести месяцев цены на платину и палладий - звезды рынка металлов этого года - сохранятся на своих нынешних уровнях.
Хотя цена на палладий, традиционно более изменчивая, чем на платину, будет плавать в более широком диапазоне.
По данным, опубликованным в вышедшем вчера предварительном обозрении ситуации на рынке "Платина 2000" компании Johnson Matthey, цена на платину будет колебаться в диапазоне от $560 до $630 за унцию, а на палладий - в диапазоне от $700 до $850. Вчера цены эти металлы на лондонской бирже составили $590 и $779 соответственно.
В Нью-Йорке цена декабрьских контрактов на палладий при открытии выросла на $7 и остановилась на отметке $784. Цена январской платины снизилась на $1,30 и составила $584,50.
В обозрении говорится о том, как североамериканские автомобилестроители, которым приходится использовать все большее количество палладия при производстве каталитических конвертеров, применяющихся для очищения выхлопных газов, борются с непредсказуемым поведением России, доминирующей в этом секторе.
Компании начали переходить с платины на палладий в 90-х годах, когда палладий был дешевле. Вследствие постоянного ужесточения ограничений на уровень выхлопных газов, спрос на этот металл рос так стремительно, что вскоре значительно превысил предложение.
Россия, являющаяся основным поставщиком палладия, компенсировала недостаток предложения за счет своих государственных стратегических запасов.
В период между 1994 и 1999 гг. объем продаж палладия из стратегических запасов по оценкам достиг 16 млн унций. Эти продажи имели огромное значение, поскольку общий спрос со стороны всех видов промышенности - производство каталитических конвертеров, электроника, стоматология - в 1999 г. лишь немного превысил 9 млн унций.
Однако начиная с 1997 г. Россия начала срывать экспортные поставки, поползли тревожные слухи, в начале каждого года цены росли, на рынке наблюдались значительные колебания.
Производители очень не любят нестабильность и непредсказуемость, поэтому в 1998 г. автомобилестроители разработали двойную систему обороны.
Они решили в отдаленном будущем начать использовать при производстве каталитических конвертеров не сплав металлов платиновой группы, а - как прежде - платину, которая поставляется по большей части из Южной Африки, которая считается более стабильным поставщиком.
На ближайшее же время компании решили создать собственные запасы палладия и стали скупать его всякий раз, как только снижалась цена. Кроме того они жадно приобретали палладий у таких хеджевых фондов, как Tiger, запасшийся этим металлом еще в то время, когда цены только-только начинали расти.
В этом году цены достигли новых рекордных показателей, автомобилестроители изменили стратегию и начали забирать металл из этих, сделанных ранее запасов.
По оценкам Johnson Matthey, несмотря на то, что автомобилестроители в нынешнем году используют при производстве каталитических конвертеров на 20% больше палладия, они будут покупать его на 12% меньше. В результате общий спрос на палладий упал на одну десятую - это первый случай снижения спроса за более чем десять дет.
Североамериканские автомобилестроители - крупнейшие потребители палладия. Чтобы немного снизить цены, они начали более агрессивно использовать собственные запасы.
В 1997, 1998 и 1999 гг. объемы закупок росли на 36%, 68% и 23% соответственно. По оценкам JM в 2000 г. эти компании купят на 30% меньше.
"В текущем году мы наблюдаем резкую перемену политики [в области использования собственных запасов], производители берут больше металла из своих запасов, особенно когда цена на палладий достигает самых высоких уровней", - говорится в обозрении.
Этот анализ дает понять, почему перестали расти цены, несмотря на снижение объема поставок из российских стратегических запасов.
По мнению Johnson Matthey объемы продаж и сроки поставок российского палладия по-прежнему останутся определяющими факторами ценообразования. Объем, собственники и даже местонахождение российских стратегических запасов остаются тайной, хотя Johnson Matthey подозревает, что в стране есть достаточное количество металла для того, что покрывать дефицит в течение ближайших трех лет.
Однако запасы палладия, сделанные автомобилестроителями, тоже дают аналитикам почву для размышлений. Каковы объемы накопленного ими палладия? Сколько они используют палладия и когда уровень потребления достигнет максимума? Какую стратегию они приготовили на следующий год?
Через несколько лет стремительный рост объемов добычи всех металлов платиновой группы в Южной Африке может привести к ослаблению российского влияния на рынке палладия, а все большее использование платины при производстве каталитических конвертеров приведет к снижению важности палладия.
Пока же автомобилестроители, защищая себя от хаотических цен, применяют российские методы.
Ситуация с платиной относительно более лучше, чем с палладием. Сектор строит амбициозные планы по использованию этого металла, и успокаивает то, что впервые за последние четыре года вырос спрос на каталитические конвертеры, а объемы закупок со стороны производителей ювелирных изделий продолжают увеличиваться несмотря на отрицательный эффект роста цен.
Единственный рынок, где ухушилась ситуация в секторе ювелирных изделий - это Япония, традиционно потребляющая платину. Золото стало здесь платиной для бедных. Сейчас золото более чем в два раза дешевле платины, к тому же его легче обрабатывать.
Johnson Matthey отмечает, что в секторе дешевых украшений молодые японцы начинают все больше интересоваться золотом, хотя платина остается более популярным драгоценным металлом среди тех, кто может себе это позволить.
Росту цен не удалось уничтожить и китайский рынок, хотя подъем здесь замедлился.
Ожидается, что в этом году в Китае спрос достигнет 1 млн унций, в то время как в 1999 г. он составил 950 000 унций. При таких темпах роста эта страна вскоре сможет догнать Японию, где объем рынка равен 1,15 млн унций.
Статья получена: InoPressa.ru