АЛЕКСАНДР ОСТРОГОРСКИЙ
Вспомните завязку культового фильма «Служебный роман». Новоназначенный руководитель устраивает у себя дома вечеринку. Что мы видим? Неуклюжий карьеризм, любовные истории, разносолы из «Березки», оторванная от своего коллектива начальница-мымра и ее зам - организатор праздника, угождающий, подливающий и развлекающий. Таков прообраз корпоративного праздника.
Сегодня корпоративный праздник выглядит иначе. Вместо квартиры - клубы, рестораны, загородные пансионаты, даже цирки. Вместо проигрывателя - звезды эстрады и безвестные ВИА. Вместо неясных амуров, грозящих перейти в аморальное поведение,- стриптиз (впрочем, амуры никто не отменял). Кто пролил за работой реки пота, тот выпьет реки вин и более крепких напитков, заест их килограммами бутербродов и канапе.
Армия компаний, занимающихся так называемым event management , готова предложить самые разнообразные варианты праздников от «просто веселых» до «командообразующих». В то же время большинство начальников колеблется между желанием не тратиться и неясными соображениями о празднике как о части корпоративной культуры.
Расслабиться после очередной серии трудовых подвигов - уже достаточный повод для того, чтобы собрать коллег для возлияний и развлечений. Надо ли для этого обращаться к специальным людям? Вполне уважаемые компании обходятся в таких случаях заказным фуршетом или арендой боулинга. Зачем же звать подмогу со стороны? Это зависит от задач компании. От того, что именно, с какими целями и размахом она собирается праздновать.
Просто праздник
«У компании, которая твердо стоит на ногах, в медиапланах четко прописаны два мероприятия: компани-дэй и Новый год. Ну и еще бывают круглые даты компании, которые часто совмещают с компани-дэй»,- говорит генеральный директор компании StarWay Мария Старикова. Первоначальная цель у таких праздников простая, продолжает она: «Такого рода мероприятия побуждают сотрудников быть более лояльными к своей компании, почувствовать внимание и заботу. Все это способствует увеличению доходов компании, так как ее главной ценностью являются человеческие ресурсы, то есть персонал». Некоторые, по их чистосердечному признанию, работают в больших, но не очень уютных компаниях исключительно из-за праздников: они уже бывают готовы увольняться - а тут праздник и всеобщее веселье.
Другой важный аспект корпоративного праздника - это выявление корпоративных ценностей, говорит Татьяна Орлова, директор компании Skyworker . Вручая грамоты и награды лучшим (новым, старым, умным, послушным и т. д.) сотрудникам, руководство дает понять, какого рода работу оно приветствует и ожидает. В целом, замечает Юлия Осояну, директор отдела специальных мероприятий компании Awake communications , праздник выполняет роль «пряника» в управлении людьми - в противоположность будничной работе, в которой начальство предпочитает щелкать кнутом.
Ради таких общеукрепляющих «корпоративную культуру» мероприятий большая компания готова пойти на солидные траты. Выезд за город, насыщенная программа убеждают сотрудников в том, что они работают в крепкой и надежной организации, которая заботится о коллективе - даже если забывает о ком-то персонально. Понятно, что такое мероприятие устроить собственными силами могут только те компании, у которых хорошо развит и относительно свободен HR -отдел. В противном случае обращения в праздничное агентство вряд ли удастся избежать.
Повод или предлог
«Глобальная функция праздника,- продолжает Юлия Осояну,- это создание дружеского человеческого контакта, чувства сопричастности корпоративной идее».
Впрочем, последствия даже вполне «невинного» мероприятия для рабочей обстановки не всегда предсказуемы. Неизбежной проблемой праздников являются, по мнению Татьяны Орловой, «эротические контакты» между радостными и подвыпившими сотрудниками и сотрудницами, что впоследствии может заметно осложнить взаимодействие в рабочей обстановке. Денис Гуров, руководитель компании Good Times , рассказывает: «Руководство использует в своих целях праздники - чтобы посмотреть, как ведут себя сотрудники. Например, во время возлияний начальник может много нового узнать о себе, и после праздника возможны увольнения».
Разработанные агентствами технологии встраиваются в корпоративный праздник для большего эффекта. «Например, когда мы с ними строим индийский лагерь, людям даются роли и новые имена, а потом они встречаются в рабочей обстановке, и им уже проще контактировать»,- говорит директор креативного концертного агентства ProAction Юлия Козеева.
Подобные мероприятия, со сценарием, игровыми или спортивными мероприятиями иногда называют командообразующими, чем часто выдают желаемое за возможное.
Командообразование, или тимбилдинг - обычно напряженная работа специалистов с группой людей во время тренингов. Такая работа увлекает, но меньше всего напоминает радостное и беззаботное веселье. Значит ли это, что корпоративный праздник и командообразование - «две вещи несовместные»? Нет, полагает Мария Старикова: «Тимбилдинг делится на две части: ролевые игры и специальные тренинги, и так как ролевые игры носят более развлекательный характер, их можно внести в сценарий праздника».
Но, замечает Александр Поляков, руководителю следует быть внимательным: «Если компания-устроитель праздника - это обычное праздничное агентство, то можно говорить только о неком сплочении, получении в результате праздника положительных эмоций всем коллективом. Когда такой подход открыто называется для участников „тимбилдинг”, „командообразование”, то потом очень часто трудно проводить более серьезные тренинги построения команды - все ожидают развлечений». «На наш взгляд, проводя корпоративный праздник, наиболее целесообразно выделять не менее чем полдня на командообразовательную программу, а лучше - целый день, если праздник идет два-три дня» - такого мнения придерживаются в компании Team Systems .
За что пьем?
«Обычно в компании есть директор, у которого есть желание потратить деньги и получить праздник, а с нами общаются отделы пиара, маркетинга или кадров. Они не посвящены в замыслы руководства, а просто говорят: сделайте так и так. Нас редко посвящают в истинные цели мероприятий, которые мы проводим, что не очень хорошо»,- говорит Денис Гуров. Тем не менее, желание получить больше за те же деньги не оставляет клиента, но его истинные цели приходится угадывать: «Заказчик может искренне полагать, что его основная цель - „мы действительно хотим просто отдохнуть”, но если быть внимательным к его словам, то можно быстро выявить его интересы и актуальные задачи, которые должны быть решены с помощью праздника»,- говорит Татьяна Орлова.
Недостаточная откровенность заказчика и непосредственного организатора - верный способ загубить полезное начинание. Так, например, менеджеры со стороны клиента часто прибегают к «тендеру» на подготовку и проведение мероприятия. Хотя сама идея тендера не является радикально новой, в сфере «событийного менеджмента» технология еще не слишком отработана. Обычно менеджер обзванивает несколько компаний-подрядчиков и просит прислать сценарий или вариант - не всегда сообщая, что он собирается рассматривать несколько предложений. В таком случае, говорит Татьяна Орлова, подрядчик заранее готов к непредвиденным ситуациям, например к тому, что в некоторых случаях сценарий будет просто украден. Как следствие, он плохо понимает и то, сколько труда может себе позволить вложить в проект программы праздника. Разумеется, это производит негативное впечатление на менеджера, организующего «тендер». Круг замыкается.
Заказчику праздника и компании-устроительнице следует плотнее работать над целями мероприятия и его сценарием. Можно, рассказывает Юлия Осояну, использовать так называемый бриф - вопросник, который выдается клиенту в самом начале работы. Ответы клиента на вопросы помогают эвент-менеджеру подготовиться к встрече с заказчиком, предложить варианты, адекватные данной компании, уровню ее корпоративной культуры и важности события.
Статья получена: Клерк.Ру