Сегодня Москва нанесла первый удар в борьбе за контроль над транспортировкой каспийской нефти. Правительство и представители нефтяных компаний собрались в северо-западном Казахстане на процедуру инаугурации 1580-километрового трубопровода в направлении российской части Черного моря.
Новый трубопровод имеет большое значение для гигантского казахского месторождения Тенгиз, извлекаемые резервы которого по оценкам составляют 6-9 млрд. баррелей. 50% акций Тенгиза принадлежат компании Chevron.
До сих пор продукция экспортировалась отсюда по железной дороге, по другим трубопроводам, проходящим по территории России, и на паромах в Баку.
Все страны региона участвуют в борьбе за возможность транспортировать нефть. Каспийские государства, располагающие нефтяными резервами, пытаются диверсифицировать экспортные маршруты, а их менее одаренные нефтью соседи сражаются за средства, которые можно заработать на траспортировке. Кроме того, они хотят, чтобы трубы проходили по их территории, поскольку это повышает их энергетическую безопасность.
Сегодня Каспийский трубопроводный консорциум, основными акционерами которого являются правительства России и Казахстана, начинает транспортировку нефти из Атирау в Казастане. Другие участники консорциума - Оман, Chevron Caspian Pipeline Consortium, Lukarco, Rosneft-Shell Caspian Ventures, Mobil Caspian Pipeline, Agip International, BG Overseas Holding, Kazakhstan Pipeline Ventures и Oryx Caspian Pipeline.
Нефть заполнит трубопровод через три месяца. Она будет перекачиваться в черноморский порт Новороссийск. Первый морской танкер будет нагружен нефтью в конце июня.
Благодаря Тенгизу и многообещающему месторождению Кашаган Казахстан становится крупнейшим региональным нефтепроизводителем. Эти месторождения должны оправдать с экономической точки зрения проект строительства трубопровода, который соединит Баку с Тбилиси и дальше с Джейханом, турецким средиземноморским портом. США и Турция выступают за этот проект. Соединенные Штаты не хотят, чтобы трубопроводы проходили по территории Ирана. Турция хочет зарабатывать на транспортировке нефти и запретить проходить еще большему количеству танкеров через Босфор, где возникла тяжелая экологическая обстановка.
На прошедшей на минувшей неделе в Лондоне пресс-конференции вице-президент BP Amoco, отвечающий за реализацию проекта строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), опроверг заявления о том, что проект интересен скорее с политической, чем с экономической точки зрения. По его словам, в южной части Каспия, где активно работает BP, найдено 4,5 млрд баррелей нефти, и этого достаточно, чтобы оправдать проект. В настоящее время он ждет от производителей подтверждения объемов найденных резервов.
1 марта США удалось убедить Казахстан подписать меморандум, согласно которому нефть может транспортироваться через Каспийское море в Баку и поступать в трубопоровод БТД .
Однако еще одним признаком того, что казахское правительство может занять позицию, которая не понравится Вашингтону, стало заявление вице-президента национальной трубопроводной компании КазТрансОйл Каиргельды Кабылдина о том, что его компания рассматривает возможность транспортировать нефть через Иран. "Это стало бы самым коротким и дешевым маршрутом на азиатские рынки", - сказал он на лондонской пресс-конференции.
Грузия, входящая в число потенциальных транзитных государств, хочет зарабатытать за счет БТД, а также за счет развития своих черноморских портов.
Георгий Чантурия, президент грузинской государственной нефтяной компании, сообщил об одной причине, в силу которой США поддерживает проект БТД. Он заметил, что это позволило бы Израилю брать нефть в Джейхане. Турция является единственным ближневосточным государством, с которым у Израиля сохраняются хорошие отношения.
Статья получена: InoPressa.ru