Вслед за консолидацией пивной отрасли России первые шаги в подобном направлении принимают и ведущие игроки международного алкогольного рынка. Недавно на рынке появилась информация, что компании Diageo и Bacardi-Martini ведут переговоры о покупке одного из российских производителей алкоголя — компании «Урожай».
Компания «Урожай» известна в основном по водочному бренду «Парламент», который за последние годы развивался достаточно динамично как в России, так и за рубежом. |
Между тем, как стало известно РБК daily, на самом деле переговоры касаются не продажи, а создания совместного предприятия, которое, в частности, займется дистрибуцией марки «Парламент». В числе компаний, с кем «Урожай» ведет переговоры, помимо Diageo и Bacardi-Martini, значится также Campari.
По данным Росстата, ЗАО «Фирма „Урожай“ выпускает 1,4 млн дал водки в год. Основные марки — „Урожай“ и «Парламент». Согласно исследованию «Бизнес Аналитики», в первом полугодии 2006 года в субпремиальном сегменте (120-24-50 руб. за бутылку 0,5 л) «Парламент» занимал 9,1% рынка в стоимостном выражении. Выручка компании в 2005 году составила 1,55 млрд руб., чистая прибыль — 53,5 млн руб. Контрольный пакет акций «Урожая» (57,14%) принадлежит ООО «МС-Групп», 42,86% акций распределены между 20 совладельцами.
Компания «Урожай» известна в основном по водочному бренду «Парламент», который за последние годы развивался достаточно динамично как в России, так и за рубежом. По данным британской компании International Wine and Spirits Record, которая занимается исследованием мирового рынка напитков, в 2005 году «Парламент» возглавил тройку крупнейших экспортеров водки в Европу с объемом поставок 42 тыс. девятилитровых ящиков. За ним следуют «Русский стандарт» (39 тыс. ящиков) и «Русский размер» (22 тыс. ящиков).
Как рассказал РБК daily источник, близкий к переговорам, владельцы «Урожая» решили найти стратегического партнера на Западе. Одна из целей партнерства — увеличить представленность бренда «Парламент» на мировом рынке. «На предложение „Урожая“ откликнулись Diageo, Campari и Bacardi-Martini, — говорит источник. — Переговоры находятся в так называемой ознакомительной стадии, поэтому пока нельзя сказать, кто из этих трех компаний в итоге станет партнером российской компании». По данным собеседника, предполагается, что в рамках СП „Урожай“ включит продукцию западного партнера в свою систему дистрибуции, а тот, в свою очередь, будет продвигать бренд «Парламент» по своим дистрибуционным каналам. Но только дистрибуцией сотрудничество не ограничится.
Участники рынка считают, что факт ведения подобных переговоров говорит о том, что российская алкогольная отрасль будет консолидироваться. «В одиночку там уже просто невозможно будет выживать», — заявили РБК daily в одной из алкогольных компаний. Между тем, как считает PR-директор компании «Синергия» Андрей Малафеев, для раскрутки «Парламента» на Западе потребуется много усилий: «Хотя в Западной Европе сейчас дейст-вительно отмечается спрос на водку, там уже работают компании с устоявшимися брендами, конкурировать с которыми будет сложно».
Другие участники рынка говорят, что не понимают, чем мог «Урожай» заинтересовать крупнейших мировых игроков алкогольного рынка. «Если говорить о Diageo, то это компания, у которой уже есть свои крупные марки, и они в силу своего менталитета и бизнес-принципов не будут вкладывать деньги в чужой товарный знак так, чтобы его развить до каких-то серьезных уровней, — утверждает президент S.P.I. Group Андрей Скурихин. — Я вообще не вижу никакой заинтересованности этих компаний работать с теми, кто не является лидерами рынка. «Парламент» к их числу, на мой взгляд, не относится». С этим согласен и президент ТПГ «Кристалл» (Калуга) Сергей Зивенко.
Создание такого СП можно рассматривать как элемент предпродажной подготовки «Урожая», отмечают эксперты рынка. «Тому же Diageo дистрибуция сейчас не очень интересна: им нужны производственные мощности и хорошие бренды. Другие компании, которые на российском рынке представлены в меньшей степени — Campari и Bacardi-Martini — еще могут интересоваться ресурсами «Урожая» для продвижения своей продукции», — рассуждает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков.