Наталия Андрианова
экономист
источник Российская БИЗНЕС-Газета
В эти дни тысячам финансовых директоров их генеральные задают один и тот же вопрос: а не стоит ли нашей фирме перейти в расчетах с доллара на евро? Те мнутся. Кто-то видел плакат - рекламный, мол, "с 1 сентября мы переходим на евро". Что сие означает? Мы, мол, такие продвинутые?
Или тонкий намек - грядет подорожание, покупайте наш товар сейчас? А если последнее, то готова ли к подорожанию ваша фирма? Попробуем разобраться, есть ли смысл именно вам отказаться от "зеленого" в пользу его разноцветного конкурента.
Десять лет пресловутый "у.е." был синонимом доллара. Эти у.е., когда человек приходил со своими рублями делать покупку, пересчитывались на рубли по курсу ЦБ на день оплаты, или по внутреннему курсу фирмы. Переход на евро, безусловно, связан с ростом его курса относительно доллара. Кроме того, мир фактически разделился на страны еврозоны, где все расчеты ведутся в евро, и все остальное пространство, продолжающее использовать доллар в качестве основного средства платежа. Похожее разделение произошло и в России - в зависимости от того, с товаром из какой зоны имеет дело та или иная фирма.
Российские компании - и импортеры, работающие с Европой, и те, кто производит свой товар в России из европейских комплектующих, стали нести значительные потери, едва евро вырос. Ведь затраты фирм увеличились, а долларовые цены продажи конечного продукта в России оставались прежними. Более того, в пересчете на рубли цены с февраля начали даже уменьшаться в связи с укреплением реального курса рубля. Поскольку большинство российских фирм малоэффективны и работают на пределе рентабельности, эти потери стали для многих смертельно опасными. Перед предприятиями замаячила альтернатива: либо поднимать цены, номинированные в долларах, либо переходить на евро.
Однако поднять цены - значит сразу и резко снизить продажи. Именно поэтому многие предприятия не решились на это и выбрали другой путь: переход на евро. Так поступили, в частности, некоторые дилеры европейских автопроизводителей, продавцы европейской бытовой техники, одежды, парфюмерии и косметики.
Однако переход на евро - это фактически тот же завуалированный рост цен. Причем это ощутимее всего для товаров низшей и средней ценовых категорий. Так, представитель российского среднего класса, целый год копя на новую иномарку и откладывая свои сбережения в долларах, замечает, что машина, которую он планировал купить, стоит, как и раньше, 12 тысяч, но не долларов, а уже евро. В пересчете на доллары это, в зависимости от курса, - около 14 тысяч. Получается, повышение цены составило 15-20 процентов. Такое подорожание заставило многих россиян отказаться от запланированных покупок или уйти к конкурентам, предлагающим товар того же класса, но в долларовых ценах.
В результате можно наблюдать интересную картину. У компаний, торговавших европейскими автомобилями по ценам в евро, наблюдается стагнация или даже снижение продаж. У дилеров, сохранивших долларовые цены, напротив, идет значительный их рост (на десятки и сотни процентов). Многие россияне предпочли подорожавшим европейским автомобилям "японцев" - того же класса, но цены на которые продолжают номинироваться в долларах.
То же самое - в области туризма. Европейские курорты подорожали на те же 15-20 процентов и потому стали недоступны для многих россиян. Спрос на дешевый Ближний Восток сдерживается опасениями попасть в лапы террористов. Похоже, этим летом у простых россиян остается одна альтернатива: российские черноморские курорты или Крым.
Спад продаж затронул даже те фирмы, перешедшие на евро, продукция которых относится к премиум-классу (дорогие товары). Это, вообще говоря, удивительно, поскольку потребитель таких товаров обычно мало чувствителен к изменению цен. Тем не менее сразу после перехода на евро продажи товаров премиум-сегмента упали и восстанавливаются только сейчас, когда потребитель уже немного привык к новым ценам.
Как же быть? Целесообразность перехода российских фирм на единую европейскую валюту определяется долей импортных комплектующих в выпускаемой продукции и уровнем рентабельности. Чем больше доля импортных комплектующих, тем больше фирма зависима от колебаний валютных курсов. Если эта доля значительна или если вы вообще ввозите готовую продукцию из Европы, то понятно, что альтернативы переходу на евро у вас, при всех издержках, все равно нет. В лучшем положении лишь высокорентабельные предприятия, которые могут компенсировать потери за свой счет. Но это, скорее, исключение, чем правило.
Другой парадокс: рост евро по отношению к доллару затронул и фирмы, использующие комплектующие только российского производства. Некоторые поставщики российских комплектующих установили продажные цены в евро, мотивируя это тем, что они в свою очередь импортируют сырье и материалы из Европы. Конечно, кто-то из них просто лукавит и пытается повысить свою рентабельность путем перехода на евро, не имея для того никаких оснований. А как иначе, например, объяснить то, что на евро переходят образовательные учреждения или фирмы по продаже недвижимости?
Итак, цены растут, а платежеспособный спрос? Он снижается, поскольку зарплаты у большинства россиян по-прежнему номинированы в долларах. А доллар дешевеет не только по отношению к евро, но и по отношению к рублю. Например, автор этих строк подсчитала, что ее собственная зарплата за первую половину этого года уменьшилась на 13,5 процента: на 4,7 процента - за счет укрепления рубля и на 8,7 процента - за счет рублевой инфляции. Показательно, что даже если компания в расчетах с покупателями перешла на евро, зарплату своим сотрудникам она по-прежнему привязывает к доллару. Тем самым предприятие получает дополнительную прибыль. Для компании это "хорошо", но общий платежеспособный спрос снижается, что негативным образом отражается на продажах.
Итак, переходить или не переходить на евро - дело сугубо индивидуальное, зависящее от того, в какой отрасли вы работаете и каковы особенности вашего предприятия. Прежде чем принять решение, взвесьте все "за" и "против". В плюсе будет повышение рентабельности в результате роста цен, в минусе - падение продаж. Важно правильно определить, какой эффект перетянет.
Обратим внимание и на то, что некоторые предприятия просто не могут перейти на евро из-за ограниченных возможностей программного обеспечения (ПО), которое они используют. Зачастую это самодельное ПО, которое не может поддерживать мультивалютный учет, поскольку писалось - во времена господства доллара - под две валюты: рубль и доллар как эквивалент. Даже если ваше ПО позволяет вести мультивалютный учет, это все равно сопряжено со значительными трудностями. К тому же сменив учетный эквивалент с доллара на евро, что вы будете делать, если евро вдруг подешевеет и вы решите снова перейти на доллар? Опять менять эквивалент? Тогда что за отчетность вы получите?
Некоторые фирмы выбирают "золотую середину", устанавливая свой внутренний курс у.е. - средний между курсом доллара и евро. Возможно, эта стратегия является для фирмы оптимальной, поскольку предсказать соотношение "доллар-евро" даже в краткосрочной перспективе крайне затруднительно, однако понятно, что "середина" между долларом и евро будет стабильнее, чем курс самих этих валют.
Тем более, что курс действительно нестабилен. Еще месяц назад эксперты прогнозировали соотношение "доллар-евро" на уровне 1,25-1,3 доллара за евро к концу 2003 года. Никто и не думал, что доллар может расти. И тем не менее доллар подрос на целых 6,5 процента. И теперь форвардные контракты на конец 2003 года заключаются на уровне 1,12 - 1,13 доллара за евро.
Статья получена: Клерк.Ру