Еще до конца текущего года немецкие АЭС начнут использовать топливные стержни, произведенные в России из переработанного немецкого урана.
После успешных испытаний первая партия топливных стержней российского производства была поставлена на немецкую АЭС в Обригхайме и АЭС Оскарсхайм в Швеции.
Девять АЭС в Германии, Швеции и Швейцарии собираются использовать топливо, которое немецкая фирма Сименс производит на заводе в Электростали.
Представители Сименса не распространяются о размере сделки. Однако, по словам генерального директора машиностроительного завода в Электростали Валерия Межуева, речь идет о сотнях миллионах марок .
На предприятии в Электростали предполагается ежегодно перерабатывать 30-50 тонн немецкого урана, обогащенного во Франции и Англии.
Сименс будет поставлять в Электросталь оболочку для топливных стержней и другие компоненты. Процесс производства будет контролироваться экспертами Сименса , а также представителями российских и немецких властей.
Машиностроительный завод в Электростали, на котором трудится 11 тыс. человек, производит 1000 тонн ядерного топлива в год. Еще десять лет назад, 12% производимой на предприятии продукции предназначалось для военной промышленности. Сегодня доля военной продукции составляет всего 1% (речь идет о производстве топлива для атомных подводных лодок). Чернобыльская АЭС, в 1986г. отравившая часть Европы, тоже использовала сырье, произведенное в Электростали. В общей сложности на топливе из Электростали работает 51 реактор на АЭС в России, странах СНГ и в Европе.
Агитируя за российский проект, представители немецкой ядерной промышленности говорили о том, что речь пойдет о переработке российского военного урана для мирного использования. Пока это обещание не выполняется. До сих пор мы еще не занимались переработкой урана, полученного в результате демонтажа ядерных боеголовок , - говорит Межуев.
Топливные стержни производятся не только на современном западном оборудовании, но на российском, закупленном еще в ГДР.
Технология производства такова. Сначала 7,8-граммовые урановые таблетки помещаются для переработки в герметичные боксы. После многократной проверки переработанные таблетки помещаются в каркас стержня. На западном оборудовании эта операция автоматизирована, на российском же она осуществляется вручную. Затем готовые топливные стержни в специальных контейнерах перевозят в Петербург, а оттуда по морю - в немецкий порт Бремерхафен.
Топливо для немецких АЭС, произведенное в России из переработанного урана, по стоимости конкурирует с топливом, полученным из природного урана, отметил во время своего визита в Электросталь председатель комитета по переработке ядерного топлива Союза немецких электростанций г-н Брёскамп. До сих пор, в связи с низкими ценами на природный уран, топливо, произведенное за границей из переработанного урана, хранилось в качестве стратегического резерва . По словам Брёскампа, при производстве топлива лучше использовать высокообогащенный российский военный уран, чем перерабатывать отечественное топливо: Почти все немецкие АЭС готовы использовать топливные стержни российского производства.
Статья получена: InoPressa.ru