Гигант бытовой электроники начал с реструктуризации 42 производственных филиалов, изменения стратегии маркетинга и усиления научно-исследовательской базы.
На одном таком предприятии по выпуску микроволновых печей, размещенном в шанхайском районе Пудон, рабочие непрерывно загружают грузовики новыми изделиями. Цена одной микроволновой печи равна 398 юаней (примерно 5700 иен или 49 долларов).
Сначала филиал вел борьбу с местными конкурентами, но недавно сумел привлечь их на свою сторону в качестве поставщиков комплектующих деталей.
Филиал открылся в 1995 году, и на протяжении первых четырех лет его баланс находился в дефиците. Затем дело несколько улучшилось, когда был налажен экспорт изделий в Северную Америку, но вскоре появились китайские конкуренты, которые довольно быстро стали доминировать на этом рынке.
Первым шагом на пути к обновлению было назначение президентом филиала Такэси Морисита. Он имел 20-летний стаж работы на заводе по выпуску микроволновых печей в Наре, где был экспертом по закупке производственного сырья.
Когда в 1999 году Морисита возглавил китайский филиал, его самая дешевая продукция продавалась за 580 юаней. Самый крупный производитель микроволновых печей в Китае китайский концерн Guandong Galanz Enterprise (Group) Co. - реализовывал свой товар по цене 298 юаней за одну печь.
Цена продукции филиала существенно поднималась за счет деталей и материалов, привозимых из Японии. Морисита начал присматриваться к местным изготовителям деталей и металлических штамповок, используемых в производстве микроволновых печей.
"Если мы не сможем выиграть конкуренцию в экспорте, то у нас не будет возможности удержать внутренний рынок Китая, - говорит он. - Нас вытеснят с рынка не только в Шанхае, но и во всем мире".
Рекордно низкая цена изделий филиала удерживается только благодаря местному производству всех компонентов и материалов.
Этот ход сразу дал экономический эффект: в 2002 году объем продажи филиала в Китае достиг 430 тыс. единиц продукции, что в 2,5 раза больше по сравнению с 2000 годом.
Несмотря на то, что самое дешевое изделие филиала все еще на 100 юаней дороже, чем модель Galanz, его большая мощность и вместимость, не говоря уже об элегантном дизайне, привлекают китайских покупателей. Филиал теперь экспортирует свою продукцию в Японию и в Северную Америку.
В ноябре 2000 года концерн "Мацусита" прекратил производить микроволновые печи в штате Кентукки (США) и переместил все производство в Шанхай.
Шанхайский филиал теперь изготавливает приблизительно 2,4 млн единиц продукции, или 60% от всех микроволновых печей, которые производит концерн. При этом 84% продукции филиала идет на экспорт.
Сокращение стоимости продукции обеспечило популярность филиала и в других областях. В настоящее время планируется увеличить выпуск в Китае недорогих рисоварок и утюгов. Завод в Даляне, например, успешно производит и экспортирует DVD-плееры, которые продаются по довольно низкой цене - 899 юаней за одно изделие.
Концерн "Мацусита" переводит в Китай не только производство, но и научно-исследовательскую базу. Концерн уже открыл в Китае два совместных исследовательских центра R&D: один в Пекине в январе 2001 года и другой в Сучжоу (провинция Цзянсу) в апреле 2002-го.
"Главное для нас, - сказал Сумио Одзава, возглавляющий оба этих центра, - начать выпуск самой необходимой продукции, которая будет пользоваться наибольшим спросом".
В центре в Сучжоу около 40 китайских инженеров разрабатывают проект кондиционеров, которые будут производиться на заводе в Гуанчжоу. Центр также разрабатывает модели бытовых приборов, которые можно будет подключать к интернету.
Если "Мацусита" успешно переместит свои центры R&D в Китай, это создаст большое поле деятельности для реализации потенциала местных талантливых специалистов, желающих работать для концерна.
В пекинском центре концерна работают более 100 китайских инженеров, которые проектируют новые модели мобильных телефонов и оборудование для цифрового телевидения. "Мацусита" наладила широкие связи с университетом Цинхуа и другими учебными центрами Китая для совместной разработки проекта создания мобильных телефонов третьего поколения.
"Успех нашей деятельности будет зависеть от того, насколько мы сможем привлечь к нашим проектам талантливых китайских специалистов и как долго они будут сотрудничать с нами", - подчеркнул Одзава.
Статья получена: InoPressa.ru