Сетевые девелоперские компании в торговой недвижимости — за рубежом это распространенное явление. Оно свидетельствует о конкурентном, развитом рынке. Некоторые такие компании со временем выходят за пределы своей страны. В России в секторе торговых центров девелоперов, строящих в нескольких городах и регионах свою “марку”, долгое время не было. Если даже и были похожие компании, то от силы две-три.
Но в числе тенденций последних лет эксперты отмечают появление новых сетевых девелоперов ТЦ. Правда, пока не похоже, что такие компании продвинулись дальше проектов, объединенных под общим брендом.
С начала 2000-х гг. девелоперских структур, о которых можно было бы сказать, что они строят несколько торговых центров (ТЦ) под одним брендом, существовало, пожалуй, две. Они появились в регионах. Это группа компаний “Время”, возводящая комплексы под названием Park House, и группа “Торговый квартал”. В Москву они принципиально не заходили. Сейчас на рынке можно наблюдать интересную картину: есть такие компании, которые остаются верны провинции или даже только одному городу. И такие, которые, набрав опыта в столице, купили площадки в российских городах. И те, которые, наоборот, рискнули из провинции направиться в Москву. А также, конечно, строители, развивающие свои сети только в Первопрестольной.
К первой категории застройщиков можно отнести “Время” (ТЦ в Самаре, Тольятти, Екатеринбурге, Волгограде, Казани), DVI Group (Пермь, Екатеринбург, Краснодар, Ижевск и др.), “Сити-Центр” (Екатеринбург, Краснодар). А также истинных москвичей: “Вэйклин Промоушен Лимитед” (серия ТЦ “Золотой Вавилон”), Capital Group (“Метромаркеты”), Финансово-промышленную корпорацию “Гарант-Инвест” (“Галерея Аэропорт”, “Ритейл Парк” и др.). К группе девелоперов, которые из столицы пошли в регионы и теперь работают на оба фронта, можно отнести “Гиперцентр” (ТЦ с гипермаркетами “Мосмарт”), IKEA, Ramstore, “РосЕвроДевелопмент”. К группе пришедших, наоборот, из других городов в столицу и продолжающих тем временем возводить объекты в провинции, можно причислить “Торговый квартал” (Красноярск, Казань, в Москве несколько площадок, которые пока не афишируются), группу компаний “Ташир” (“РИО” — Москва, “Фаворит” — Ярославль, “Калуга XXI век” — Калуга, “Парадиз” — Тула).
Самой рискованной группой кажутся провинциалы, пришедшие в Москву. У столичных компаний, идущих в регионы, напротив, опыта и сил побольше. Хотя им тоже везет не в каждом городе. Стабильнее всех выглядят застройщики, не сходящие со своих насиженных мест, будь то Москва или любой другой город.
Итак, сети ТЦ под общим брендом, построенные одной и той же компанией, действительно появляются. Но если разобраться внимательнее в деятельности каждой такой компании, то станет понятно, что девелоперов ТЦ в “чистом виде” в России можно по-прежнему пересчитать по пальцам. И этим, в частности, российский торговый сектор отличается от аналогичных зарубежных рынков.
Особенно эта черта характерна для Москвы. Почти все крупные проекты созданы и реализуются здесь непрофильными девелоперами. Самую “непрофильную” категорию составили, пожалуй, компании и люди, чьим основным видом деятельности недвижимость никогда не была. Взять для примера тот же холдинг “Гарант-Инвест”, который является очень разветвленной и многопрофильной структурой. Прежде всего это финансово-промышленная корпорация. Она открыла свою сеть продуктовых магазинов “Мой магазин”, а после стала строить ТЦ, в которых можно размещать эти магазины. В частности, возвела на Варшавском шоссе крупнейший ритейл-парк — новый формат для столицы. (А второй на очереди огромный ритейл-парк собирается разбить на месте Ростокинского рынка некая фирма “Каширский двор — Северянин”. Пока не известно, станет это название брендом для сети торгцентров или для единичного проекта.) “РосЕвроДевелопмент” берется в последнее время, кажется, за все: объявлено и о проектах офисов, и о складах, и о ТЦ. У известного предпринимателя Саита Гуцериева, который руководит строительной корпорацией “А.Н.Д.”, тоже образовалась сеть торговых комплексов. “А.Н.Д.” входит в группу “БИН”, контролируемую братом Гуцериева, в составе которой также “Русснефть”, “Славнефть”, Бинбанк. Festival Mall, открытый на Мичуринском проспекте, — только первый объект будущей сети одноименных центров братьев Гуцериевых.
Создается впечатление, что строить торгцентры пришли люди, которые в принципе способны получить в Москве площадки и что-то построить.
Есть, конечно, и другая, внушающая больше доверия категория игроков — это девелоперы широкого профиля. Та же “Капитал Групп”, которая начинала с жилья, потом постепенно перешла на офисы и после стала строить “Метромаркеты”. Или “ДОН-Строй”, который возводит торгово-развлекательные центры на “Щукинской” и в своем жилом комплексе “Воробьевы горы”. Или “МИАН-Девелопмент” с проектом торгово-офисного центра на ул. Снежной.
В регионах тоже орудуют непрофильные строители. А недавно о планах создавать сети ТЦ в разных городах заявили и ритейл-операторы — столичные “Перекресток” и “Седьмой континент”, а также региональная “КИТ-Кэпитал”. Хотя в российских регионах как раз найдется больше девелоперов узкого профиля, посвятивших себя исключительно ТЦ, нежели в крупных городах. В их числе те же DVI Group, “Торговый квартал”, “Время”.
Впрочем, то, что ритейлеры становятся девелоперами, это неплохо, и они хотя бы близки по профилю к сегменту торговой недвижимости. При желании многие из них могут повторить успешный опыт IKEA или Ramstore. И то, что сетевые комплексы все-таки появляются, — тоже положительный знак. Больше всего занимает вопрос, по какому пути пойдет российский сектор ТЦ дальше. Вряд ли это можно спрогнозировать, как пытаются сделать международные консультанты, то и дело подводящие все, что происходит в российской недвижимости, под общепринятые в мировой практике термины. Особый, русский стиль развития рынка настолько же непредсказуем, насколько непрозрачен русский девелоперский бизнес.
Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU