Гостиницы стали неотъемлемой частью жизни человечества. Предприимчивые люди превращают их в доходный бизнес. Люди творческие неустанно эксплуатируют образ отеля в романах, картинах, сценариях, музыке. А московские руководители уже который год пытаются воплотить этот образ на практике.А
Мечтатель
Москве, как городу традиционного и делового туризма, остро не хватает гостиниц всех категорий. И особенно “3 звезды”, или экономкласса.
Их требуется не меньше 20. Чтобы не изобретать велосипед, власти решили построить для начала восемь гостиниц на месте “советских” зданий эпохи 1950-х гг. (“Алтай”, “Восток”, “Золотой колос”, “Байкал” и т. д.). Первой площадкой власти выбрали “Турист”. Помогут же в этом конструкции серии “Юбилейный”, спроектированные Московским научно-исследовательским институтом типологии экспериментального проектирования (МНИИТЭП) и выпущенные на заводах ДСК-1 к 40-летию комбината. Сам мэр столицы Юрий Лужков, посетив первый объект на территории Краснопресненского завода ЖБИ, остался доволен. Дом был непохож на все типовые проекты вроде П-44Т, П-3М или “КОПЭ”. А технология сборного строительства значительно ускорит и удешевит процесс. На одном из осенних градостроительных советов чиновники рассказывали, что здание на 300-400 номеров можно будет возвести за 6-8 месяцев и потратить на отделку номера $300.
Разработкой проекта отеля занимается МНИИТЭП. Правда, себестоимость строительства такой гостиницы никто из авторов до сих пор не озвучил — мол, еще нет проектно-сметной документации. Но если отталкиваться от цифр $800-1000 за 1 кв. м, характерной для европейских “3 звезд”, то стоимость 25-этажного корпуса “Юбилейного” может составить около $20 млн (без учета цены земли и стоимости подключения к сетям). В документах правительства рассчитана экономическая эффективность. Если провести реконструкцию с надстройками и пристройками в том же “Туристе”, увеличив число номеров с 554 до 714, то это обойдется в $9,5 млн, окупаемость проекта составит около пяти лет. При демонтаже и новом строительстве количество номеров можно увеличить до 2129, но это будет стоить около $114 млн и окупится за 10 лет. В год с экономкласса государство может получить $60-120 налоговых поступлений с 1 кв. м. Если реализовать даже восемь зданий, то к 2010 г. гостиничный фонд города увеличится на 9250 номеров, это 1,2 млн туристов. С одного туриста за трое суток горбюджет получает $50, а за год получит всего $60 млн.
Сборные конструкции в гостиничных проектах — уже не ноу-хау. Отель для гостей гонок “Формула-1” во Франции возведен из пластиковых панелей. Да что далеко ходить: в Москве к Олимпиаде-80 сооружались жилые дома вместо отелей, из блоков построена когда-то и гостиница “Минск”. Как говорил яркий персонаж романа Артура Хейли “Отель”, гостиничный магнат Кэртис О'Киф, убежденный, что роскошь давно уступила место практичности, “можно в нескольких словах выразить то, каким хочет видеть публика современный отель, — она хочет, чтобы это был “эффективный, рационально продуманный комплекс”. “…Давайте заглянем немного в будущее. В моей организации есть на этот счет разработанный план. …Проект того, какими через несколько лет должны стать отели. Основную массу приезжающих будут доставлять в гостиницу из аэропортов на вертолетах, поэтому главный пункт регистрации разместится на крыше. …Клиентам будет предоставлена небольшая выносная кабина с двумя-тремя креслами, умывальником и отсеком для багажа, чтобы человек мог освежиться после дороги и отдохнуть. Гость будет пользоваться такой кабиной как обычным номером: сможет по желанию приходить и уходить. …Для приезжающих на собственных машинах будут оборудованы специальные устройства, снабженные закодированными передвижными табло, которые укажут машине путь в определенный отсек стоянки, откуда специальные эскалаторы доставят гостей в их комнаты”.
Критик
Однако есть много поводов для сомнений. Во-первых, самой программе создания сети 3-звездочных гостиниц уже много лет. Первое распоряжение выходило в 1997 г. (№ 53-РМ от 22 января). Во-вторых, сам “Юбилейный” тоже не прижился на столичном рынке жилья. Было построено только два 14-этажных корпуса на Хорошевском шоссе. Серия больше подходила для домов бизнес-класса, но не для конвейера, особенно по стоимости. Все-таки сборный монолит.
В-третьих, сама московская технология панельного домостроения трудно поддается модернизации. А серийную планировку крайне сложно изменять. Город требует с комбинатов 5 млн кв. м в год, в том числе с ДСК-1 — около 1 млн кв. м, т. е. по 80 квартир в день. Качество конструкций под вопросом. Да и удастся ли при использовании “Юбилейного” соблюсти все стандарты “3 звезд”, принятые в Европе? Это те же зоны ресепшена, дополнительные холлы, номера по 60 кв. м. Удивляет также решение властей строить экономгостиницы на основе МГСН, которые уже устарели.
Вопрос с инвесторами тоже открытый. Трудно поверить, что финансирование пойдет из бюджета. На восемь гостиниц “Юбилейных” нужно около $200 млн без учета стоимости земли и коммуникаций.
Правда, теперь бывшие ГУПы — “Турист”, “Алтай”, “Будапешт”, “Кузьминки” правительство уже не контролирует полностью. Многие площадки находятся у частных владельцев, и потому чиновники ищут дополнительные участки для эксперимента с “Юбилейным”.
Реалист
Все-таки у серии “Юбилейный” есть плюсы: пространство для паркинга под домом, высокие потолки, широкий шаг колонн, отчасти свободная планировка и панели-рамы вместо сплошных стен, которые в гостиницах можно использовать в дабл-номерах. ДСК-1 способен выпускать в год детали для 25 таких серий. Правительству лишь нужно помочь инвесторам и за свой счет подвести коммуникации к участкам, ускорить получение разрешений на строительство. Инвестору важны четкие ориентиры: недорогая экономика вхождения в проект, понятная цена строительства 1 кв. м, окупаемость отеля меньше 10 лет, в идеале — пять, при средней годовой цене сдачи номера около $100 в сутки. Тогда при строительстве в спальных районах и по европейским нормам отели могут иметь успех. Правда, надо еще понять, кто будет управлять гостиницами из ЖБИ.
Марина Ховратович Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU