АРХИТЕКТУРНЫЙ СОВЕТ
Архитектурный облик и расположение гостиницы "Москва" всегда служили предметом довольно оживленных дискуссий. Кому-то она представлялась чужеродным телом в историческом центре столицы, а кому-то казалась вполне удачным во всех отношениях символом эпохи. На состоявшемся 26 сентября пленуме Архитектурного совета о достоинствах и недостатках "Москвы" дискутировали совсем немного. Гостиницу решено сносить, и архитекторов больше волновал вопрос, каким должен быть воссоздаваемый на ее месте многофункциональный комплекс с одноименным названием.
Гостиница "Москва", как известно, возводилась в три этапа.
Основная ее часть была построена в 1932 - 1935 и 1936 -1940 годах по проекту архитекторов А.В. Щусева, Л.И. Савельева и О.А. Стапрана. Третий этап строительства пришелся почти на современность - в 1969 -1978 годах "Москва" увеличилась за счет снесенного Гранд-Отеля.
По мере естественного старения гостиница также поэтапно выходила из строя, В 1996 году была закрыта ее часть со стороны главного входа на Манежной площади, а в 2000 году - со стороны Охотного Ряда. Всесторонние обследования конструкций здания, проведенные Мосгоргеотрестом, НИИОСП имени Н.М. Герсеванова и Спецпроектреставрацией, выявили очень высокую степень износа находящейся в удручающем и фактически аварийном состоянии гостиницы. Достаточно сказать, что часть гостиницы была построена на почти двухсотлетних фундаментах Гранд-Отеля. По заключению Мосгоргеотреста, в здании, стоящем на исключительно сложных в гидрогеологическом отношении грунтах, серьезно нарушена несущая способность фундаментов, отсутствует гидроизоляция подвалов, в подземных кирпичных кладках образовались горизонтальные и наклонные трещины значительной ширины, на стенах появились обширные участки выветривания, балконы и фасады находятся на грани обрушения и осыпания, а элементы конструкций внутреннего перекрытого двора достигли практически 100-процентного износа.
С учетом рекомендаций обследовавших здание организаций Общественный градостроительный совет при мэре Москвы летом 2002 года признал целесообразность сноса и последующего воссоздания гостиницы на инвестиционной основе. В апреле текущего года, после довольно длительного периода общественного обсуждения и урегулирования вопросов инвестирования, вышло Постановление Правительства Москвы "О воссоздании комплекса гостиницы "Москва".
Будущее отеля окончательно определено. Он подлежит разборке, а на его месте будет построен современный высококлассный многофункциональный комплекс, выполняющий гостиничные, офисные и торговые функции. При этом проектировщикам рекомендовано воссоздавать фасады "Москвы" в полном соответствии с сохранившимися, но не полностью претворенными в жизнь рабочими чертежами академика Щусева.
На пятничном пленуме Архитектурного совета его участники были ознакомлены с предпроектными предложениями, представленными руководителем мастерской №7 Моспроекта-2 В.В. Колосницыным. По замыслу проектировщиков, площадь комплекса увеличивается почти в 2 раза • с сегодняшних 97 тысяч квадратных метров до 170 тысяч "квадратов". (Здесь можно отметить, что первоначально планировалась еще большая площадь - 216 тысяч квадратных метров, но после дополнительного изучения подземного пространства под зданием и учета пожеланий инвестора, она была довольно существенно сокращена.) Большой внутренний крытый двор поделят на три атриума. На первых двух уровнях комплекса будет организовано городское пространство со сквозными пешеходными проходами от Манежной площади до Театральной и от музея В.И. Ленина до здания Государственной Думы. При этом помимо своего прямого назначения проходы должны выполнять функции торговых рядов. Верхние этажи проектировщики предполагают отдать под гостиничные и офисные помещения. В подземной части, соединенной проходами с торгово-рекреационным комплексом на Манежной площади, предлагается разместить технические службы и многоуровневые автостоянки. В зависимости от находящихся под зданием сооружений метрополитена количество подземных этажей будет варьироваться от двух до пяти.
Помимо подземного паркинга проектные предложения предусматривают несколько наземных стоянок. Всего же стояночные площади будущей "Москвы" смогут одновременно вмещать от 1000 до 1300 легковых автомобилей, Кроме устройства мест для парковки, схема транспортного обслуживания комплекса предполагает организацию въезда с Охотного Ряда, Моховой и со стороны Тверской, VIР-подъезд к главному входу на Манежной площади, место для приема грузовых машин. Транспортная схема уже в принципе согласована с ГАИ-ГИБДД.
Особое внимание уделяется сохранению всех ценных элементов интерьеров здания - панно, гобеленов, барельефов, облицовки, лестниц, осветительной арматуры, мрамора и природного камня. Все, что по заключению Главного управления охраны памятников Москвы и Министерства культуры РФ представляет собой культурную или историческую ценность, будет демонтировано, а затем либо передано в музеи, либо использовано в оформлении интерьеров будущего комплекса.
Строительный шаг соответствует требованиям по планировке номеров пятизвездочного отеля. Как уже говорилось, оформление фасадов предполагается выполнить по чертежам академика Щусева. Однако проектировщики подготовили и второй, "запасной" вариант фасада со стороны Театральной площади, который, на их взгляд, более органично вписывается в общий градостроительный ансамбль этого исторического места центра Москвы, не подавляя своими габаритами окружающий ландшафт и расположенные здесь памятники мирового архитектурного наследия.
В ходе дискуссии на Архитектурном совете обсуждался довольно широкий круг связанных со сносом и воссозданием вопросов. Затрагивались проблемы сохранности ценных интерьеров, безопасности метрополитена и соседних исторических зданий, возможности восстановления в том или ином виде элементов застройки, предшествующей возведению "Москвы", оптимальной плотности объектов торговли в сквозных проходах на первых двух этажах. Однако главные дискуссии разгорелись по трем пунктам. Серьезные сомнения вызывали расчеты по схеме транспортного обслуживания. Архитекторы указывали на перегруженность движения в центре и в частности по Охотному Ряду - практически единственной магистрали, непосредственно обслуживающей отель, и обращали внимание на проблему выезда на нее от гостиничных стоянок и пунктов разгрузки. По-видимому, и сами стоянки придется каким-то образом закрыть для работников и посетителей Государственной Думы, ГУМа, комплекса на Манежной площади, соседних отелей и других зданий, не имеющих достаточного количества собственных парковочных мест.
С транспортной схемой тесно связана и проблема перенасыщенности будущего комплекса офисами. На единицу площади им требуется примерно в три раза больше парковок, чем гостиницам. Между тем общая площадь офисных помещений по проекту должна быть в два раза больше гостиничной. По мнению некоторых из выступавших на пленуме, проблему можно решить только весьма существенным ограничением количества офисов. И наконец, пожалуй, наиболее принципиальный для архитекторов вопрос. Они практически единодушно выступили за второй, "щадящий" вариант фасада со стороны Театральной площади.
Александр Сорокалетов Московская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU