В Европе в следующем году планируется ввод в эксплуатацию рекордного количества торговых площадей – 11,4 млн кв м, что выше показателей за 2007 г на 38 проц. Такую точку зрения выразили консультанты в области недвижимости Cushman & Wakefield /C&W/ в докладе по Европейским торговым центрам /European Shopping Centres Report/. Корреспондент ПРАЙМ-ТАСС задался вопросом - каковы объемы вводимых торговых площадей в России?
Традиционный спор о том, относится ли Россия к Европе или Азии, в очередной раз разрешился в сторону Запада. Во многих российских городах /особенно в южных – Ростове, Краснодаре и Ставрополе/ по-прежнему процветают базары, на которых можно купить не только продукты питания, но и одежду основных российских экспортеров – Турции и Китая.
Тем не менее, торговые центры в Москве и регионах растут как грибы после дождя. Теперь они конкурируют не со стихийными рынками, а с крупными магазинами и такими же центрами, построенными ранее на территориях бывших заводов и фабрик. Аналитики C&W считают, что Россия возглавила рейтинг по объему ввода новых ТЦ в Европе во второй половине 2007 г – первой половине 2008 г.
Европа в настоящий момент располагает 105 млн кв м общей арендуемой площади в ТЦ, что почти в два раза больше имеющихся площадей 10 лет назад - 58 млн кв м в 1997 г. В следующем году к этим площадям добавятся дополнительные 11,4 млн кв м новых площадей, не включая пристройки к имеющимся ТЦ, что является увеличением на 38 проц показателей за 2007 г /8,3 млн кв м/. Развитие ТЦ в Европе третий год подряд идет рекордными темпами.
Руководитель направления торговой недвижимости в рамках глобальной группы компаний C&W Джон Строн высказал мнение, что "в Европе в ближайший год откроется больше торговых центров, чем когда-либо ранее. Многие новые, развивающиеся страны Европы находятся на ведущих позициях нашего рейтинга по количеству квадратных метров открывающихся ТЦ. Тем не менее, не стоит забывать о более зрелых рынках Западной Европы, где также наблюдается значительный девелопмент ТЦ".
В ближайшие полтора года /до конца 2008 г/ в России планируется ввести в эксплуатацию более 4,6 млн кв м новых ТЦ. Основная часть этих качественных торговых площадей расположена в российских регионах, утверждают аналитики. Почему так происходит? С чем это связано?
По мнению руководителя отдела исследований компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Тима Гослинга: "Ритейлеры будут с удовольствием заполнять появляющиеся новые торговые площади на фоне растущих доходов населения и повышенного потребительского спроса в регионах – тенденция, которая началась в Москве несколько лет назад".
По мнению генерального директора компании "Торговый Квартал" Дмитрия Зотова, "одна из тенденций активного развития рынка коммерческой недвижимости России и роста его инвестиционной привлекательности - это изменение восприятия России западными инвестиционными компаниями и фондами. Для них Россия расширила свои границы: теперь это не только Москва и Санкт-Петербург, но и другие города в регионах нашей страны". Объем иностранных капиталовложений в региональные проекты за последний год увеличился в разы. "Стоит отметить, что сегодня западные инвестиционные фонды стремятся не только приобретать существующие объекты, но и участвовать в реализации новых проектов еще на стадии девелопмента", акцентирует внимание Д.Зотов.
В свою очередь, Тим Гослинг замечает: "Строительство ТЦ в регионах России получило еще более активное развитие за последний год. Такие качественные девелоперы, как BV Development и ГК "Регионы" продолжают увеличивать количество проектов строительства ТЦ в крупных региональных городах".
Рост интереса инвесторов к торговой недвижимости России подтверждают и цифры. Так, например, год назад региональные торговые объекты со ставкой капитализации ниже 14 проц инвесторы рассматривали неохотно, сейчас же заключаются сделки, дающие доходность 11-12 проц. Инвесторы понимают динамику рынка и работают на опережение друг друга, рассуждает Д.Зотов.
Тем не менее, девелоперам, планирующим проекты в регионах, необходимо проводить тщательную подготовку, советуют аналитики. Такие крупнейшие региональные центры, как, например, Казань и Екатеринбург, имеют небольшие возможности для новых проектов торговой недвижимости. Другие же региональные города остаются весьма привлекательными для девелоперов, уверенно добавляют они.
Корреспондент ПРАЙМ-ТАСС поинтересовался у одного из крупных застройщиков – компании "РТМ", осуществляющей комплексное строительство: "Каковы, на ваш взгляд, перспективы строительства торговых площадей в регионах?" По словам заместителя генерального директора ЗАО "РТМ Девелопмент" по маркетингу и аренде Вадима Приходько, "развитие торговых площадей в России следует общемировой тенденции, но в ускоренном режиме. Обеспеченность торговыми площадями в России еще не достигла уровня Восточной Европы. Предел для роста есть еще как минимум на ближайшие 10- 15 лет. Разработка новых форматов торгово-развлекательных комплексов обусловлена требованиями рынка. Сегодня в торговых комплексах площадью более 50 тыс кв метров мы делаем упор на развлекательную зону /фуд-корт, многозальный кинотеатр и зону развлечений/".
Отвечая на вопрос, какие регионы наиболее привлекательны, В.Приходько заметил: "Для нас привлекательны города-миллионники и города с населением более 500 тысяч человек с высокой покупательной способностью на душу населения". В выборе города мы основываемся на интересе наших партнеров - сетевых арендаторов и на текущей ситуации по обеспечению крупных городов торговой площадью на 1000 жителей, пояснил он и подчеркнул: "Мы традиционно работаем с нашими основными партнерами Real и MediaMarkt". Группа "РТМ" работает более чем с 300 сетевыми операторами, дополнил В.Приходько. "Мы всегда открыты к сотрудничеству с новыми арендаторами", с энтузиазмом сказал он.
По данным C&W, Польша занимает второе место после России. Там во второй половине 2007 г – в 2008 г планируется ввести в эксплуатацию почти 1,5 млн кв м новых ТЦ. Основными проектами в Польше являются: Galeria Malta в Познани и Agora в Бытуве /25 тыс кв м арендной площади, девелопер – датская компания Braaten+Pedersen/. Galeria Malta - объект испанского девелопера Neinver в Познани /Польша/. Общая площадь ТЦ будет составлять 153 тыс кв м, в том числе 3 уровня торговых площадей /52 тыс кв м арендуемой площади/, 200 магазинов торговли и услуг, кинотеатр на 10 залов, фитнесс-центр, фуд-корт и семиэтажный гараж на 2 тыс машиномест. Galeria Malta откроется в четвертом квартале 2008 г.
Руководитель отдела торговой недвижимости C&W Польша Петр Качински прокомментировал ведущие позиции Польши в рейтинге: "Ведущие ритейлеры, как международные, так и национальные, сосредоточили свое внимание на 40 городах Польши с населением более 100 тыс жителей. Спрос на качественные торговые площади создает спрос на новые ТЦ в этих городах".
Что касается тенденций развития российского рынка коммерческой недвижимости, то, по мнению Д.Зотова, можно отметить следующие: региональная экспансия девелоперов, увеличение количества региональных проектов, улучшение качества строящихся объектов. Кроме того, усиление конкуренции, увеличение объема инвестиций в торговую недвижимость, активное развитие сетевого девелопмента, реконцепция существующих ТЦ, неравномерность развития рынка в разных регионах, а также рост интереса к городам с населением до 300 тыс человек и меньше, среди которых много довольно перспективных в силу почти полного отсутствия качественных торговых площадей.
Считается, что окупаемость инвестиций в проекты по строительству ТЦ осуществляется в течение 5-7 лет. Торговые центры в регионах становятся своеобразными очагами культуры: культуры потребления товаров, досуга, культуры питания, физической культуры, киноискусства и др. Таким образом, российские граждане с удовольствием несут свои денежки и оставляют их в кассах торговых центров. Мы не удивимся, если в следующем исследовании аналитики C&W придут к выводу, что и окупаемость строительства торговых центров в России также вышла на первое место в Европе. Тогда у нас появится возможность посчитать в деталях инвестиционную привлекательность этих денежных магнитов.
ПРАЙМ-ТАСС
Статья о недвижимости получена: IRN.RU