С появлением в Москве транснациональных ритейлеров, как казалось, этот сегмент рынка коммерческой недвижимости прочно и надолго будет завоеван именно западными сетевыми гигантами. В общем, все будет так, говорили многие, как в Восточной Европе, где местные гипермаркеты – редкое исключение из правил.
Но ожидания не сбылись. Российские гиганты торговой индустрии пока немногочисленны, но те, что есть, в первую очередь «Мосмарт» и «Крокус Сити», демонстрируют неплохую динамику. А «Крокус Сити» и вовсе переплюнул иностранцев по масштабам и дизайну своих сооружений.
Осталось только выяснить, насколько успешен выбранный этим моллом формат.
Мы приехали в «Крокус Сити» накануне дня его годовщины, которая приходится, и это симптоматично, на 7 ноября. Серый промозглый день и похожий издалека на римский атриум молл – зрелище впечатляющее. Контраст прилегающих к МКАД наследия брежневского домостроения, пустырей и мраморного гиганта суть отражение всего того, что происходит в России последние 10 лет. Но внутри «Крокус Сити» ничем не напоминает ни о тяжелом наследии «империи зла», ни о таком же настоящем «десятилетии добра с кулаками». Другой мир.
За день до нас в «Крокус Сити» побывал маэстро Пьер Карден, повидавший на своем веку и не такие причуды. И все равно модельер не смог удержаться от восхищения, говорил, что Европе до «Крокуса» далеко.
Нет никакого смысла проводить аналогии между моллом и другими гиперцентрами. И формат у них разный, и целевая аудитория. Как раз об аудитории – в «Крокус Сити» бросается в глаза безлюдность коридоров, во всяком случае, в будний день. Произойди такое в любом другом супермаркете – посчитали бы катастрофой. Но в том-то и дело, что «Крокус Сити» – не супер– и не гиперцентр, а «галерея бутиков», специализирующаяся на дорогих товарах. И если присмотреться, люди там все же есть – просто на фоне сотни бутиков 200–300 покупателей – это тоже успех.
Общая площадь двухэтажного молла составляет 62 тыс. кв.м, площадь центрального коридора – 11 250 кв.м, а его длина – 3 км. Шопинг разбавляется концертами (каждые выходные), нередко – показом модных коллекций (для этого выстроен специальный зал с подиумом). Дополняет «излишества» бассейн, в котором демонстрируют новые коллекции купальников. Но что простому человеку до статистики, он ощущает ее только по усталости ног, а первым делом все же обратит внимание на субтропический лес, куда он сразу попадает при входе. Семиметровые пальмы, ховеи, юкки, антуриумы, стрекот цикад, фонтаны с подсветкой – все это создает атмосферу вечного лета, что немаловажно для страны с почти вечной зимой.
Все внутренние фасады молла отделаны натуральным песчаником, а полы и часть внешних элементов – мрамором. В течение двух лет каменотесы изготовляли из камня архитектурные детали фасадов; их использовали для отделки галереи бутиков, каждый из которых сделан по оригинальному проекту. К слову, площадь бутиков составляет 150 кв.м, а стоимость их аренды – $1,5–2 тыс./кв.м в год. Эти ставки не выше, чем, например, в «Меге» (в среднем $1800) или «Атриуме» (до $2 тыс.), при этом Арас Агаларов говорит, что собирается привлекать известные марки не низкой арендной ставкой, а обстановкой шика. Кстати, общая стоимость проекта «Крокус Сити» оценивается в $120 млн, и эта сумма вложений также выше, чем у конкурентов.
Некоторые эксперты любят ссылаться на один важный фактор, который, на их взгляд, может подорвать конкурентоспособность «Крокуса» – транспортную удаленность. Владелец «Крокуса» Арас Агаларов не скрывает, что концепция молла заимствована им из США, где ТЦ такого формата расположены именно на окраинах городов. Кроме того, долгосрочная аренда земли в области обходится гораздо (минимум в 2–3 раза) дешевле, чем на территории Москвы, а значит, эти дополнительные расходы не лягут на арендаторов и в итоге покупателей. Еще один довод в пользу месторасположения – возможность пристраивать к моллу новые объекты. Так, сейчас рядом с ним возводится самый крупный выставочный центр в России (около 100 тыс. кв.м), «Крокус Экспо». В планах компании размещение здесь еще делового и спортивно-развлекательного центра, гостиницы, казино и даже специального пирса для катеров и яхт.
Но главный фактор, который гарантирует успех ТЦ, – совершающие в «Крокусе» покупки люди отнюдь не из числа бедных, поэтому для них транспортная доступность измеряется не километрами от Центра на метро, а «пробками», в которых приходится стоять их автомобилям. К слову, МКАД – не самая загруженная трасса, в отличие, например, от Садового кольца.
Покупательский интерес можно «прочитать» по расположенным здесь маркам – Baldinini, Barbara Bui, Ermenegildo Zegna, Genny, Le Silla, Les Tropiziennes, Lloyd, Marc Jackobs, MCM, Pollini, Premiata, Roberto Cavalli. Среди вышеуказанных марок преобладают обувные. Что и неудивительно: компания «Крокус Интернешнл», открывшая молл, специализируется на обуви. Марки самой компании – Charles Jourdan, Karl Lagerfeld, Sergio Rossi, Emanuel Ungaro, Les Copains.
В общем, первый экзамен – на устойчивость – «Крокус Сити», скорее всего, выдержал.
Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU