По единодушному мнению аналитиков, прошедший год во всех отношениях выдался спокойным для игроков рынка торговой недвижимости в Москве. Сегодня в столице насчитывается порядка 150 действующих торговых центров, 15-20 центров крупных западных операторов и порядка 85 строящихся и запланированных к вводу до 2010 года. Но это еще далеко не все...
Все новое - перестроенное старое
В прошлом году в столице появилось несколько крупных объектов - "РИО", "МоллГэллери", "Рамстор", "Европарк", "Дрим Хауc", но существенных изменений в ситуацию на рынке они не привнесли. Еще одна характерная черта прошедшего года - перепозиционирование старых торговых объектов.
Так, в 2005 году были вновь открыты после реконструкции "Гименей" и "Дружба". По мнению экспертов, на рынке торговой недвижимости повысилась активность инвесторов, о чем говорит ряд знаковых сделок по купле-продаже торговых центров.
Отмечается также некоторая стагнация активности девелоперов - их планы частично совпадают с развитием региональных проектов или относятся к 2007-2008 годам. По прогнозам аналитиков, именно в эти годы ожидается появление на рынке новых серьезных игроков и крупных проектов торговых комплексов мирового качества.
В 2005 году наибольшее количество ТЦ и ТРЦ было введено на юге столицы: два торгово-развлекательных и четыре торговых центра общей площадью 285, 5 тыс. кв. метров. В восточном и юго-восточном направлении в эксплуатацию было введено 36 тыс. кв. м и 34 тыс. кв. м общей площади, соответственно. Самыми обеспеченными торговыми площадями, как и прежде, остаются Центральный, Западный и Северный округа столицы. А вот наиболее острый дефицит торговых помещений наблюдается на востоке Москвы.
Хороший маркетинг - половина прибыли
Всего же в 2005 году в Москве было открыто 20 крупных объектов торговой недвижимости, общая площадь которых превышала 600 тыс. кв. метров. Специалисты отмечают, что в связи с интенсивным строительством и открытием новых ТЦ сетевые операторы розничной торговли стали гораздо тщательнее относиться к выбору проектов, в которых планируют участвовать. Это касается и уже действующих торговых центров. Те из них, чья маркетинговая концепция недостаточно продумана или сервис не удовлетворяет потребностям арендаторов, в ближайшее время начнут их терять.
Примером продуманной маркетинговой концепции может служить первый столичный гипермаркет товаров для дома "Наш дом" площадью более 7 тыс. кв. м, который открылся в первые дни весны в торгово-развлекательном центре "РИО" на Севастопольском проспекте, принадлежащем Группе Компаний "Ташир".
До конца 2006 года планируется открыть и второй московский гипермаркет "Наш дом" площадью 12 тыс. кв. м в ТРЦ "РИО" на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД, строительство которого начнется весной этого года. ТРЦ спроектирован в формате мега-молла общей площадью около 200 тыс. кв. метров.
Кроме того, для возведения торговых центров, а также для формирования ассортиментного ряда будет использоваться продукция, выпускаемая собственными заводами стройматериалов ГК "Ташир".
По словам Виталия Ефимкина, руководителя инвестиционного проекта РИО, в первый год разворачивания проекта создания сети гипермаркетов "Наш дом" ( 2006 год) будет инвестировано 15 миллионов долларов.
Предполагается, что посещаемость ТРЦ "РИО" сможет возрасти на 5-6% за счет запуска "Нашего дома", около 70-80% посетителей ТРЦ могут быть привлечены в этот гипермаркет.
По оценке независимых экспертов, этот объект будет одним из наиболее крупных среди российских магазинов данного профиля. По оценке директора гипермаркета "Наш дом" Андрея Минкина, рынок товаров для дома (DIY) в России пока не сформирован: в этой нише присутствуют такие международные компании, как OBI, Castorama, Leroy Merlin, частично IKEA, два-три российских оператора, из которых только один в Москве - "Старик Хоттабыч". При этом средне- и низкоценовую нишу занимают стихийные рынки, и нет специализированных магазинов, представляющих среднеценовые товары широкого ассортимента интерьера для дома и отделки.. В первое время в гипермаркетах будут работать консультанты по материалам, затем и художники интерьеров.
Подмосковье не забыто
Интерес к развитию региональных проектов на рынке торговой недвижимости проявляет, в частности, и компания "РИГрупп".
По словам руководителя отдела финансового анализа Сергея Иванова, в 2005 году площадь планируемых объектов коммерческой недвижимости увеличилась с 80 тыс. до 280 тыс. кв. метров. В настоящее время РИГрупп возводит бизнес-центры и торгово-развлекательные центры в Московской области.
"Города Подмосковья, - отмечает С. Иванов, - имеют мало площадок под строительство ТРК, которые могут обеспечить потребительский поток, необходимый для требуемой рентабельности проекта".
В силу активного строительства жилья в районных центрах Московской области и увеличения численности населения области цены аренды в ближайшие 3-4 года будут расти на 10 - 15% в год (с учетом инфляции). В большинстве новых объектов, возводимых в Подмосковье, обязательно включается развлекательная составляющая. С ростом платежеспособного населения будет расти уровень спроса на услуги: развлечения, бытовые услуги, отдых. С этой точки зрения процент соответствующих арендаторов будет расти. Кроме того, увеличивается количество москвичей, отправляющихся на отдых в Подмосковье. Эта группа также является потребителем услуг развлекательной части. Проекты коммерческой недвижимости среднего и дальнего Подмосковья уступают по общей площади и клиентским потокам.
Как прогнозируют эксперты, в 2006 году спрос на качественные торговые площади останется высоким и уровень свободных площадей в торговых центрах будет не более 4-6 %. Кроме того, по мнению аналитиков, концепция торговых центров будет меняться в сторону увеличения площади объектов.
Юлия Дальнова, директор отдела торговой недвижимости компании Knight Frank:
"Со временем крупные торговые центры с качественным составом арендаторов будут более конкурентоспособными. Кроме того, сами арендаторы хотят арендовать большие площади, что связано с укрупнением формата магазинов".
По оценке специалистов компании Knight Frank, к выходу в 2006 году заявлено 1,75 млн. кв. м объектов торгового и торгово-офисного назначения.
Наиболее значимыми из заявленных проектов при условии их выхода на рынок в 2006 г.
будут следующие проекты:
Название | Девелопер | Адрес | Общая площадь, кв.м | Профиль |
---|---|---|---|---|
Lotte & Lotte | Lotte Group | Новинский б-р, 8-10 | 23 000 | Универмаг |
ТК на месте существующего рынка | ООО "Эмерал" | 25-26-й км МКАД | 280 000 | Торговый комплекс |
Час Пик | Фриз-Тридем | МКАД 87 км | 25 000 | Торговый центр |
Источник: Knight Frank
Международные бренды, выход которых ожидается в 2006 г:
Название | Профиль |
---|---|
Decathlon (Auchan Group) | Спортивные товары |
Body shop | Средства по уходу за телом |
Debenhams | Сеть универмагов |
Globus GmbH | Сеть гипермаркетов |
Jysk | Товары для дома |
Starbucks | Сеть кофеен |
Harvey Nichols | Сеть универмагов товаров класса люкс |
Источник: Knight Frank
Дмитрий Фролов Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU