Сектор вторичной недвижимости традиционно считается наиболее сложным. С какими задачами приходится сталкиваться риэлторам в этом секторе? С какими проблемами приходит клиент? Какие сложности возникают в процессе работы у самих риэлторов в условиях достаточно жесткой конкуренции? Как клиенту правильно выбрать риэлторскую компанию, с которой ему работать?
С этими вопросами мы обратились к начальнику отдела купли-продажи агентства недвижимости «Держава» Илье Райзу. Приводим краткое изложение беседы.
Как конкуренты превращаются в коллег
Особенность вторичного рынка недвижимости, прежде всего, в том, что большинство сделок – альтернативные, то есть клиент приходит, как правило, не с деньгами, а с квартирой, которую ему надо поменять, разменять с доплатой и прочее. Отсюда неизбежное возникновение всем известных «цепочек», причем порой весьма сложных. Это часто требует сотрудничества с другими фирмами, и многие задачи решаются, по существу, совместно. Так что слово «конкуренты» уместно, пожалуй, заменить на слово «коллеги».
На «вторичку» ни в коем случае нельзя идти без серьезных профессионалов, ибо даже одно «непроработанное» звено (например, где-то забыли учесть при приватизации интересы несовершеннолетних детей) может привести к признанию всей цепочки сделок ничтожной и сильно подставить добросовестного покупателя.
Еще одна характерная особенность «вторички» — клиент очень часто приходит не с четко сформулированной задачей, а со своей проблемой, и для решения этой проблемы нужны и риэлторы, и грамотные юристы, и часто – даже психологи. Здесь для компаний, работающих на рынке недвижимости, возможны два подхода. Первый: «разберитесь с вашими семейными проблемами, поставьте нам конкретную задачу, и мы вам ее быстро и четко решим». Подход вполне честный, хотя и не слишком корректный. К тому же, он не всегда работает, ибо, если бы клиент мог разобраться со своими проблемами самостоятельно, он бы давно это сделал.
Вторичный рынок полон сюрпризов
Ну, а у самих-то риэлторов, какие проблемы? Да самые разнообразные – иногда привычные, а иногда – совершенно неожиданные. И те, и другие необходимо решать и помнить при этом, прежде всего, о репутации фирмы. Проблема риэлтора ни в коем случае не должна становиться проблемой клиента.
«Стандартные» проблемы часто возникают при расселении коммуналок. Вроде все уже договорено, покупатель есть, квартиры найдены, все залоги внесены. И вдруг в самый последний момент один из «коммунальных дедушек» заявляет: «Знаете, я тут передумал: однокомнатная квартира в Кузьминках мне, пожалуй, не нужна, а нужна той же площади, но у метро «Университет». Мне оттуда до дачи ближе». Понятно, вся система вариантов рассыпается, а риэлторская компания «попадает на деньги» — залоги-то внесены. Здесь ничего не поделаешь – профессиональный риск.
Еще один недавний пример: немолодая женщина при помощи «Державы» купила квартиру. Квартиру этой компании предоставила некая фирма (называть ее не будем), гарантировав при этом, что коммуникации в квартире в полном порядке. Оказалось, что это не так. Женщине пришлось вложить дополнительные средства в решение этой проблемы, которые вкладывать она никак не собиралась, о чем она «Державе» и сообщила. Затраченные деньги были ей возвращены немедленно, а дальше компания уже сама разбиралась с подставившей ее фирмой. Естественно, разобралась.
Ячейка открывается... денег нет!
Ситуация, имевшая место полгода назад, и уж совсем неожиданная. Задача решалась вполне стандартная: двухкомнатная квартира, два брата (один из них женат) производят размен. Скромная доплата, однокомнатная квартира в Москве и однокомнатная же – в Подмосковье. Двухкомнатная продана, однокомнатная московская куплена, деньги на подмосковную на неделю заложены в ячейку одного из московских банков в полном согласии с общепринятыми на данный момент правилами. Через неделю ячейка открывается – денег нет. Банк серьезный, все правила соблюдены, более того, непонятно, как это можно было сделать чисто технически, но… денег нет!
Клиент въехал в свою законную, предназначенную ему квартиру, практически своевременно, а вот риэлторам пришлось нелегко. Все задействованные фирмы договорились о взаимной отсрочке платежей — профессионалы, как правило, в таких случаях договариваются, ибо в подобную нелепую ситуацию может попасть каждый; в данном случае очень важен кредит взаимного доверия. К решению этой задачи были привлечены грамотные финансисты и юристы, и задача была решена. В результате этого решения сильно пострадал некий сотрудник банка, тоже в своем роде «профессионал», но в ремесле УК РФ, скажем так, не одобряемом. Расходы, на которые компания пошла, безусловно, окупились. Это было серьезное вложение в репутацию.
Куда податься, если глаза разбегаются?
Как же правильно выбрать риэлторскую компанию для решения вашей конкретной проблемы. На данный момент развития рынка недвижимости самое ценное, что у серьезной фирмы есть – это репутация, и ее, эту репутацию, в отличие от рекламы, ни за какие деньги не купишь. Вот по этому признаку и надо искать. Опросите своих знакомых, не поленитесь сходить и посоветоваться в такие организации, как РГР, МАГР – там работают серьезные люди, всегда готовые грамотно объяснить, какая именно фирма лучше всего «заточена» под вашу конкретную задачу. И последнее: рынок московской недвижимости сегодня достаточно четко структурирован – стоимость профессиональных услуг выровнена, и стоят эти услуги именно столько, сколько они реально стоят. Если вам предлагают эти услуги «за полцены» или, скажем, предлагают за сорок тысяч купить квартиру, рыночная стоимость которой, по меньшей мере, пятьдесят, причем очень быстро и не прибегая к услугам нотариуса (а по новым законам это допускается), то имейте в виду: почти наверняка это мышеловка с бесплатным сыром. Впрочем, как показывает практика, люди в подобные мышеловки попадали, попадают и попадать будут. Главное — чтобы вы в нее не попали.
М.Оськин Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU