Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Сборка по-крупному

 

Сборка по-крупному

 

 

Разница между крупносборным (панельным) домостроением и монолитным методом возведения домов только на первый взгляд чисто технологическая. Монолит традиционно стоит дороже панелек, и при этом -- парадокс -- панельное домостроение развито главным образом в Москве и Петербурге. Тем не менее крупносборное домостроение в России все же постепенно реанимируется.


Счета им нет
Разговоры о низких потребительских качествах панельных домов давно напоминают малоинтересную риторику. О чем, собственно, вести речь, если такой тип домостроения в существенном объеме сохранился только в Москве и пригороде, а в регионах едва ли покрывает 10% от ведущегося там строительства?

загрузка...

 

 

Подтверждением низкого интереса со стороны государства к такой строительной технологии служит простой факт: достоверной централизованной статистки по количеству функционирующих на сегодняшний день в России ДСК, ЖБИ и прочих причастных к панельному домостроению предприятий не существует. В полном объеме этой информацией не владеет даже Росстрой. Известно лишь то, что суммарная потенциальная мощность предприятий оценивается в 50 млн кв. м в год, что может покрыть сразу все планы по объемам ввода жилья в нынешнем году. Реальная же картина, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, такова: "Более половины российских ДСК и крупных комбинатов железобетонных изделий (ЖБИ) за последние 15-20 лет или остановились, или перепрофилировались на выпуск продукции для загородных домов".

В результате если в 1990 году в стране возводилось 32,9 млн кв. м панельного жилья, то по прогнозам на этот год -- не более 6,6 млн, почти половина из которых придется на Москву и Московскую область. Следующий, что вполне очевидно, по объемам панельного строительства город -- Санкт-Петербург, где, по данным корпорации "Петербургская недвижимость", на долю такого жилья пришлось 27% всех возведенных в прошлом году (2,5 млн кв. м) жилых площадей. По данным Росстроя, есть еще несколько регионов с относительно благоприятной ситуацией. Кроме Московской и Ленинградской областей ситуация с крупнопанельным домостроением нормализована в Тульской и Курской областях, где на него приходится порядка 33% общего объема строящегося жилья, в Челябинской области и Красноярском крае -- по 42%, а в Ханты-Мансийском автономном округе -- около 38%. Особенности всех этих регионов заключаются в том, что ДСК и ЖБИ там были модернизированы под выпуск серийных домов, отвечающих современным требованиям.

В большинстве же остальных регионов ситуация патовая. "Имеющиеся в регионах предприятия панельного домостроения остановились в своем развитии на стадии десятиэтажек,-- говорит Алексей Шепель, глава правления корпорации SHolding.-- После этого страна развалилась, вместе с ней из-за отсутствия средств и спроса встало и домостроительное производство. Технологическое развитие шло лишь в Москве, дойдя и до 17, и до 25 этажей, а теперь уже и до возможности строительства 35-этажных промышленно изготавливаемых домов. В большинстве же регионов выше десяти этажей панельные дома по-прежнему не строят. Однако для быстрого решения жилищной проблемы в стране этого недостаточно. Да и менталитет населения давно уже изменился. Регионы начали тяготеть к более высотному жилью. А предложить им практически нечего".


Москва наступает
Возрождать панельное домостроение в России активно пытаются столичные застройщики. Например, СУ-155 владеет производственными активами в Ленинградской области, ЖБИ в Нижегородской области, а в прошлом году приобрело Ивановский ДСК. В настоящий момент мощность Ивановского ДСК -- более 60 тыс. кв. м жилья в год, к концу года ее планируется довести до 100 тыс., а через год, после модернизации завода, его годовая мощность составит 250 тыс. кв. м. Суть модернизации -- в переходе на изготовление изделий для новой специально разработанной серии домов, в которой учтены современные требования к жилью, в частности в области противопожарной безопасности. Кроме того, пересмотрена планировка квартир в соответствии с рыночными требованиями.

Самой же необычной в этом направлении стала покупка ростовского Комбината крупнопанельного домостроения (ККПД) небезызвестной компанией "Интеко". Напомним, что почти три года назад компания продала принадлежащий ей столичный ДСК-3 группе компаний ПИК (к слову, комбинат на тот момент обладал сформированным пакетом инвестиционно-строительных программ на 1 млн кв. м). Причину сделки в "Интеко" тогда объяснили консолидацией собственных финансовых и управленческих ресурсов на развитии строительства монолитного жилья и создании пула коммерческой недвижимости. И вот теперь индустриальное домостроение, хотя и не в Москве, вновь попало в поле интересов компании. Напомним, что хозяйка "Интеко" Елена Батурина является членом правительственной рабочей группы по исполнению ФЦП "Жилище" и нацпроекта "Доступное жилье"

На вновь приобретенном комбинате сейчас идет активная модернизация, первую очередь которой планируется завершить в 2008 году. После этого суммарная мощность ККПД составит порядка 150 тыс. кв. м, а по окончании полной реконструкции возрастет еще в два раза. Суть всех изменений заключается в том, что комбинат перейдет с выпуска деталей для 9-10-этажного дома (как это было до сегодняшнего дня) на новую серию высотой 16-17 этажей. За ее основу взята московская серия И-155 (ею владеет компания СУ-155), позволяющая гибко подходить к архитектурным решениям -- возводить дома разнообразной конфигурации, разной этажности, с разными типами квартир и пр.


Выше и теплее
Может сложиться мнимое впечатление, что без столичного присутствия панельное домостроение в регионах поднимать некому. Безусловно, это не так. Инвестиции в производство (по усредненным оценкам, они составляют $10 млн в каждое предприятие) делаются и на местном уровне. Прежде всего модернизации подвергаются теплотехнические и высотные характеристики домов. В Казани, например, планируют модернизировать предприятие, изготовляющее элементы для десятиэтажных панельных домов, такие же планы у компании "Уральские строительные технологии", занимающейся этим типом домостроения в Перми. На Курском заводе КПД уже выпускаются модернизированные блок-секции для 17-этажных домов. Очень активную позицию занимает строительная компания "Массив", возводящая панельку в Челябинске (она же, к слову, единственная занимающаяся сносом ветхого жилья). ДСК города Коврова (Владимирская область) уже строит 17-этажные дома серии, разработанные НИИ "Владимиргражданпроект". А Тюменская домостроительная компания, возводящая сейчас дома в 9-10 этажей серии 121Т, в нынешнем году обещает из-за внесенных в проект изменений дорастить новые объекты до 14 этажей, а в 2008-м разработать принципиально новый 16-этажный крупнопанельный дом.

Но в целом это только начало пути. Потенциальных возможностей для развития панельного домостроения в России немало, поэтому в ближайшие годы там можно ждать появления новых игроков.


Разрыв в технологиях
Если в советские годы государство в меру сил стремилось к внедрению новых технологий, то сегодня новые строительные методы применяют только на редких элитных стройках. Небольшие компании сейчас практически не вкладывают средства в покупку технологий, так как они могут окупить себя только при больших объемах строительства. К тому же инновации отторгаются сегодня на всех этапах градостроительного процесса -- при сертифицировании, проектировании, согласованиях.

В российский период произошел даже откат от индустриальных методов строительства к более кустарным. Так, успех более дорогого монолитного домостроения, где весь процесс происходит непосредственно на стройке, связан во многом с тем, что не требует вложений в инфраструктуру. Для монолита не нужно вкладываться в производство, а достаточно только купить опалубку.

Если учитывать европейский опыт, то следующим шагом в развитии многоэтажного домостроения должен стать переход к каркасным технологиям, которые сочетают плюсы крупнопанельного (заводское качество и быстрота возведения) и монолитного (разнообразие архитектурных решений) домостроения. Однако активное внедрение более прогрессивных технологий вряд ли возможно без внятной градостроительной политики государства.

Александр Мещеряков, генеральный директор группы компаний СУ-155:

-- Для меня национальный проект "Доступное жилье" начинается не столько с освоения масштабных площадок (этот опыт уже есть, и он применяется), сколько с реформирования строительной базы. В настоящий момент мощности российских заводов железобетонных изделий загружены до предела на несколько лет вперед -- подобная загрузка позволяет домостроительным комбинатам сдавать около 40 млн кв. м ежегодно. Нацпроект предполагает удвоение данной цифры.

Если просчитать программу "Доступное жилье" не в квадратных метрах, а в количестве необходимых для их возведения материалов, то картина будет примерно следующая: в рамках задачи по удвоению ежегодного объема строящегося жилья необходимо к 2010 году производить 90 млн тонн цемента ежегодно. При этом располагаемые мощности -- 65 млн тонн в год. В то же время износ основных фондов цементных предприятий, по данным Росстата, постоянно растет и к началу года составил более 56,3%!

Поэтому в каждом регионе, где работает группа компаний СУ-155, она начинает свою практическую деятельность с приобретения там местных заводов ЖБИ с целью их модернизации и вывода на необходимые строительные мощности.

Марат Джубуев, заслуженный строитель РСФСР:

-- Панельное жилье -- это совсем не то, что требуется современной России. У него нет ни одного конкурентного преимущества перед монолитно-сборным. Аргументирую свою точку зрения. Средний срок эксплуатации панельного дома составляет 50-70 лет, в то время как монолитно-сборный простоит 300-400 лет. Учитывая скорость ликвидации проблемы с ветхим жильем, люфт в два-три с половиной столетия не помешает. Далее. Панельные дома имеют четкие и постоянные границы по посадке на земельный участок. С одного и того же участка при сборно-монолитном строительстве можно получить значительно больший выход жилых площадей. И, наконец, себестоимость строительства. Во всем мире панельное домостроение на 10-15% дороже монолитно-сборного. При правильной методике подсчета и у нас получатся те же значения. При панельном домостроении нужно учитывать, например, налоги на землю, на которой расположены заводы ДСК, затраты на транспортировку панелей и пр. При монолитном прикидку по себестоимости проще всего вести через отпускные цены на бетон. На сегодняшний день в Москве кубометр бетона обходится в 12 тыс. рублей. На каждый квадратный метр в среднем уходит примерно 0,7 кубометра бетона, а в себестоимости доля, приходящаяся на бетон, составляет 40%. Произведя простые подсчеты, получаем, что себестоимость строительства сборно-монолитного дома составляет $500 за 1 кв. м.


Наталья Павлова-Каткова Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Сборка по-крупному":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

BMW может закрыть сборку в Калининграде

Российские чиновники могут распрощаться с мечтой -- казенной "пятеркой" BMW российского производства. Как стало известно Ъ, совет директоров Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" решил выйти из состава учредителей ООО "KIA-Балтика", собирающей в Калининграде немецкие автомобили. Теперь "KIA-Балтике" либо придется платить судостроителям арендную плату, либо строить новые производственные корпуса.

» Корейские автомобили - 7232 - читать


Kia Spectra: Российская сборка корейской KIA Spectra – это всерьез

В тесте участвуют автомобили: Kia Spectra Посмотреть другие фото (2) В прошлом году на «ИжАвто» планировали сварить, окрасить и собрать 8000 седанов KIA Spectra, а в наступившем хотят уже 25 000! Не слишком ли амбициозно для нашего рынка?

» Корейские автомобили - 5680 - читать


Сборка внедорожника Hyundai Santa Fe началась в Таганроге

В марте на заводе ТагАЗ в Таганроге начали собирать Hyundai Santa Fe (в русском варианте модель называется Hyundai Santa Fe Classic) – это классическая модель первого автомобиля класса SUV от Hyundai Motor Company. Hyundai Santa Fe Classic - уже четвертая модель южнокорейской компании Hyundai, производство которой освоили в Таганроге. Также как уже выпускаемые на ТагАЗе автомобили Accent, Sonata и Porter, выпуск новой модели будет осуществляться в режиме промышленной сборки ...

» Корейские автомобили - 3416 - читать


Все подробности о сборке Hummer в России

Заключив соглашение с корпорацией General Motors, калининградский холдинг «Автотор» обрел, пожалуй, самого многообещающего партнера. Ведь сборка внедорожников Hummer Н2 — лишь первый шаг в осуществлении масштабного американо-российского проекта, предусматривающего, по словам председателя совета директоров «Автотора» Владимира Щербакова, выпуск целого ряда легковых и грузовых моделей GM, а также строительство завода по производству двигателей. Впрочем, и о других партнерах — ...

» Корейские автомобили - 3777 - читать


SsangYong Rexton: Собранный в Корее - накануне российской сборки

В тесте участвуют автомобили: SsangYong Rexton Название SsangYong Rexton мой компьютер выделил красной линией - словно подчеркнул значимость автомобиля. ... Год назад группа «Северсталь-Авто» обнародовала решение взять под контроль дилерскую сеть SsangYong в России и производить Rexton здесь.

» Немецкие автомобили - 3615 - читать


Renault начала сборку в России

В Москве началась сборка автомобилей Renault Symbol. Пока собирается в день по 8 автомобилей. То есть ежегодный объем выпуска Symbol при таком темпе составит около 2000 автомобилей).

» Французские автомобили - 4396 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Сборка по-крупному

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru