Подмосковные власти вплотную приступили к строительству скоростной центральной кольцевой автомобильной дороги (СЦКАД). 500 километров новой скоростной трассы вокруг Москвы пройдут по наиболее заселенным дачным местам - в радиусе 40-50 километров от столицы. Первые "жертвы" стройки уже определены: около 500 домов садоводческих товариществ "Союз" и "Русь" в Раменском районе подпадают под снос, сделки с их участками "заморожены", но о компенсациях за землю и постройки с членами садоводств до сих пор никто из представителей властей не разговаривал.
Земли под садоводческие товарищества "Союз" (340 участков) и "Русь" (150 участков) были выделены 15 лет назад возле деревни Фенино Раменского района. Членами товарищества стали инженеры местного приборостроительного завода, сотрудники Роспищепрома, Росатома и Раменской военной прокуратуры.
За 15 лет они проложили к своим участкам дороги, провели воду и свет, построили дома. О том, что через несколько лет областная магистраль пройдет прямо по их ухоженным участкам, узнали случайно, по местному телевидению.
- Главный архитектор района восхищался новой дорогой, а потом невзначай упомянул наши товарищества. Он назвал нас жертвами строительства и сообщил, что решение о сносе уже принято, - рассказал "Известиям" житель садоводческого товарищества Алексей Мельников. - Естественно, мы заволновались. Права собственности на землю есть практически у всех, а вот с оформлением домов - хуже. Большинство из нас продавать свои дачи не собиралось, и возиться с оформлением документов на них мало кто хотел.
Поняв, что в скором времени тихие садоводческие товарищества могут превратиться в такое же поле битвы, как деревня Бутово в Москве, некоторые члены садоводств решили срочно продать свои участки или как минимум оформить документы на дом. Но оказалось, что сделать это уже невозможно.
- Я попытался оформить свой дом по всем правилам, обратился к риэлторам, - продолжает Алексей. - Они сначала взялись за дело, а потом сказали: извини, дескать, всем местным чиновникам было дано устное распоряжение не оформлять никаких документов по нашим товариществам. Причем распоряжение было дано с такого уровня, что решить этот вопрос нельзя ни за какие деньги.
На вопрос "Известий", пытались ли жители узнать о возможных компенсациях за изъятие земель под "государственные нужды" (строительство федеральной трассы подпадает под это определение), жители тихо паникуют.
- Официально о компенсациях за землю с нами никто не разговаривал, - говорит еще один житель "Союза", Дмитрий. - Ходили разговоры, что местные власти предполагают выплатить нам по 140 рублей за квадратный метр земли - дескать, такова ее кадастровая стоимость в нашем районе. Но тогда за 6 соток мы получим всего по 3 тысячи долларов. Таких цен на рынке просто нет. Об оценке же домов, построек и насаждений вообще никто ничего не говорит.
- Строительство дороги - государственная программа, и решать вопрос компенсаций должны областные власти или инвестор стройки, - сообщил "Известиям" помощник первого заместителя главы Раменского района Алексей Царев. - Когда проект дороги будет окончательно утвержден, мы соберем всех тех, кто реально пострадает от строительства, и проведем с ними беседы. Пока же земля под их домами находится в зоне резервирования, что, естественно, вносит некие сложности в оформление документов. Никто не запрещал там сделки с землей, просто теперь к стандартному пакету документов необходимо еще получать согласование в штабе строительства дороги. Кстати, недавно проект новой дороги был одобрен на общественных слушаниях.
О том, как проходили эти слушания, "Известиям" рассказала председатель садоводческого товарищества "Союз" Лидия Кравчук. Она случайно оказалась в районной администрации, когда там как раз решалась судьба их участков:
- Для начала, нас туда сначала вообще не пускали. Когда же я туда все-таки прорвалась, то никакой общественности в 105-м кабинете не увидела. Там были представители администрации, один местный депутат, какой-то фермер и несколько девушек, работающих в администрации секретарями. Заседание вел первый заместитель главы района Александр Бауэр. Он открыто сказал, что садоводческие товарищества "Союз" и "Русь" стали жертвами строительства и первыми "пойдут под нож". О компенсациях никто не говорил. Позже в приватной беседе мне сказали, что первые бульдозеры приедут к нам уже в 2008 году.
Между тем решение о строительстве дороги именно на месте этих садоводческих товариществ выглядит несколько странным. По словам местных жителей, если бы их пустили на "общественные слушания", они бы спросили, почему СЦКАД на этом участке решено пустить не по существующей бетонке (трассу обещали вести именно по ней), а чуть в стороне, по внутренней части бетонки? Если пустить дорогу по внешней стороне, то там жилой сектор она не затронет, правда, придется снести поля для выращивания голубых елей и вечнозеленой травы, принадлежащие коммерсантам с иностранным участием. Кроме того, по закону зона отчуждения при строительстве дороги составляет всего 50 метров, а власти включили в зону резервирования строительства территорию, уходящую на 500 метров в сторону от дороги.
- Мы не против строительства дороги, но хотим, чтобы к нам отнеслись по-человечески, а не как к быдлу, - объясняет "Известиям" Алексей Мельников. - Всегда можно найти компромисс с людьми, если этого захотеть. У нас же получается, что никакие дачные амнистии, никакие законы не могут гарантировать человеку право на собственность, если на ее месте решили построить дорогу или придорожный кемпинг с заправкой. Я думаю, что при строительстве СЦКАД такие проблемы будут возникать повсеместно. По нашим данным, только в Раменском районе новая магистраль должна пройти по землям шести садоводческих товариществ, пяти деревень и шести сельхозпредприятий.
"Известия" будут следить за развитием событий.
Где пройдет СЦКАД
Согласно существующим проектам СЦКАД должна пройти по участкам Малого и Большого автомобильных колец Москвы, а также по отрезкам федеральных трасс М-10 "Россия" и М-1 "Беларусь". Опираться новая трасса будет на оба автомобильных кольца Московского региона, но основным участком СЦКАД станет 291-й километр Малого московского кольца "А-107", расположенного в 50 км Москвы. В районе Солнечногорска новое кольцо уйдет дальше в область, и около 40 км дороги пройдет по автомагистрали М-10 "Россия" до пересечения с Большим автомобильным кольцом. Еще 108 км СЦКАД протянут по Большому автомобильному кольцу до пересечения с автомагистралью М-1 "Беларусь". Там скоростная дорога повернет обратно в сторону столицы. По разным оценкам стоимость проекта составит от 1 до 2 млрд. евро.
Цена вопроса
Главная ценность загородных участков, расположенных в районе прокладки будущего СЦКАД (40-60 км от Москвы), - удаленность от города. Чистый воздух, лес и ощущение уединения - именно за это люди платят деньги. Стоимость сотки в этих районах варьирует от 1500 до 5000 долларов (самые дорогие направления - Минское и Новорижское). Квадратный метр зимнего дома оценивается риэлторами примерно в тысячу долларов. Плодовые деревья и кустарники тоже имеют свою цену (до 5 тыс. долларов за сад).
- Появление скоростной магистрали рядом с этими участками неизбежно снизит их стоимость раза в два-три, - уверен риэлтор агентства недвижимости "Домострой" Александр Турчанинов. - К примеру, если до постройки СЦКАД участок в 8 соток с домом средних размеров стоил 60-80 тыс. долларов, то после стройки он почти полностью обесценится. Сотка будет стоить не больше 800 долларов, да и дом заметно упадет в цене.
По закону выкупная стоимость земли и недвижимости должна равняться рыночной стоимости на момент принятия решения о прокладке трассы - то есть жители садоводческих товариществ могут требовать компенсаций, равных той цене, которую давали за их участки на рынке, пока не было известно о решении проложить на месте их садоводств федеральную трассу. Вопрос - осилят ли инвесторы такие суммы?
Анатолий Гусев Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU