С начала года цемент подорожал в два раза. Теперь, по подсчетам поволжских строителей, его дешевле импортировать, чем закупать на региональных заводах. С помощью импортного сырья отрасль сможет пережить дефицит стройматериала, который должен быть преодолен к 2010 году, с открытием новых цементных производств.
Ассоциация строителей России (АСР) подсчитала, что средневзвешенный рост цен на цемент с начала года составил 106,2%. По данным Союза инженеровсметчиков (СИС), теперь цемент обходится российским строителям в среднем в 4,4 тыс.
рублей за тонну без НДС и транспортных издержек. Покупая стройматериал по такой цене, они оплачивают не только его стоимость, но и модернизацию цементных производств и строительство новых заводов, объясняют представители цементной промышленности. Но строители уверены, что могли бы нести меньшие нагрузки, если бы производители работали в более конкурентных условиях.
Все для строительного фронта
Фактическая мощность поволжских цементных заводов (см. карту) — около 8,5 млн тонн в год. Это седьмая часть всего производимого в России цемента (около 60 млн тонн). Но этих объемов едва хватает даже «домашним» для производителей рынкам.
Потребность Приволжского федерального округа в цементе выше, чем возможности региональных предприятий, и при нынешних темпах строительства оценивается в 1015 млн тонн в год. Особенно остро дефицит ощущается в областях, где объемы строительства высокие, а собственного производства этого стройматериала нет – в Нижегородской области, Татарстане, которым нужно 0,8 млн и 2 млн тонн цемента в год соответственно.
При этом стоит учитывать то, что дефицит цемента наблюдается практически на всей территории России, и поволжские заводы работают не только на региональный рынок. Например, почти треть продукции «Мордовцемента», крупнейшего производителя этого стройматериала в Поволжье, реализуется в Москве и Московской области.
Инвесторы поневоле
Высокая цена на цемент объясняется не только нехваткой стройматериала, но и политикой производителей, которые закладывают в себестоимость продукции свои инвестиционные издержки. Они обращают внимание на то, что, в конечном счете, вложения, которые приходится разделять с ними потребителям продукции, приведут к снижению цен. Но это – далекая перспектива.
Другая проблема – существующие цементные заводы были основаны еще в прошлом и позапрошлом веках, их оборудование изношено, поэтому сейчас они работают ниже проектных показателей (см. график), а себестоимость их продукции выше, чем на современных европейских предприятиях. Чтобы увеличить норму выработки и повысить эффективность наших производств, необходима модернизация их технологий и оборудования. Так, Сергей Мещеряков, директор по связям с общественностью «Евроцемент групп», говорит, что на реализацию программы по модернизации завода «Жигулевские стройматериалы» в 20052006 годах было направлено 108 млн рублей, еще 248 млн предприятие получило в текущем году. Всего на замену изношенной техники и оборудования своего завода в Самарской области «Евроцемент» планировал потратить около 400 млн рублей. Как результат — ожидается, что «Жигулевские стройматериалы» выпустят в этом году 1,5 млн тонн цемента против 1,24 млн в прошлом году. Но лицензия на добычу цементного сырья под Жигулевском заканчивается у «Евроцемента» в 2015 году. Более высокими темпами компания сейчас инвестирует в Ульяновский завод — в этом году вложения в «Ульяновскцемент» составят 421 млн рублей. Это в 7,6 раза больше, чем в 2006 году, отмечает гн Мещеряков. Планируется, что в 2007 году предприятие выпустит 1,9 млн тонн цемента против прошлогодних 1,5 млн.
Главное направление технологической модернизации заводов – это перевод производства на более экономичный сухой способ. В первом полугодии 2007 года «Мордовцемент» запустил новую технологическую линию полусухого способа производства клинкера (полуфабриката, в дальнейшем идущего на производство цемента) мощностью 760 тыс. тонн в год (из него можно получать около 1 млн тонн цемента). Сухим способом будет делать цемент и новый завод компании, строящийся рядом с существующим.
Кроме того, снизить собственные издержки «Мордовцемент» рассчитывает за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий. Речь идет о замене дорогого источника энергии – газа — на альтернативное топливо, которое предприятие планирует производить, перерабатывая измельченные старые автомобильные покрышки.
В этом месяце на «Мордовцементе» намерены смонтировать необходимое для организации этого производства оборудование. Вначале оно будет перерабатывать 14 тонн покрышек в час, а затем мощности увеличатся до 20 тонн. Производительность предприятия составит 12 тыс. гигакалорий в час, что обеспечит 15% общей тепловой энергии на обжиг клинкера на новой технологической линии полусухого способа производства. Затем тепловая энергия будет использована и на строящемся цементном заводе, планируют в компании. Сейчас там обсуждается еще и возможность возведения второй очереди предприятия по выработке альтернативного топлива за счет переработки твердых бытовых отходов.
Борьба с дефицитом
Забота о снижении издержек вполне своевременна – в регионе должны появиться новые цементные производства суммарной мощностью более 15 млн тонн в год (см. карту), и проблема дефицита, который заставляет строителей покупать его по любым ценам, будет решена. Правда, это перспектива 2010 года, напоминает Юсуп Батдалов, президент ВолгоКамской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона (Татарстан), а часть проектов вообще может быть не реализована. Например, в Татарстане, где предполагалось построить два завода, запасы цементного сырья не насколько велики, чтобы ждать появления крупных производств и инвесторов, считает он. Но выход есть. Это организация небольших предприятий мощностью около 70 тыс. тонн в год. Они обойдутся инвесторам в 400 млн рублей (для сравнения: строительство завода мощностью 1 млн тонн цемента в год обойдется в 220250 млн долларов, или 56 млрд рублей). При бюджетной поддержке это по силам местным строителям, полагает Юсуп Батдалов.
Сейчас же строители подумывают о закупке импортного стройматериала. «Стоимость цемента для ЖБИ в Германии составляет 70 евро (2450 рублей) за тонну. Поэтому складывается парадоксальная ситуация: выгоднее привозить импортный цемент, чем покупать его на региональных заводах», — говорит главный инженер самарского ОАО «Коттедж» (занимается выпуском изделий из ячеистого бетона) Валерий Нижегородцев.
По подсчетам Юсупа Батдалова, при отлаженной системе поставок цена импортного цемента в регионе составит 41004200 рублей за тонну, то есть примерно столько, сколько он стоит, по подсчетам АСР, уже сейчас. Если региональные заводы поднимут цены на свою продукцию еще выше (в чем строители, правда, сомневаются), потребители смогут переключиться на импортный материал.
Наталья Дядик Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU