На региональном рынке коммерческой недвижимости наблюдается любопытная тенденция -- приглашать к работе над масштабными проектами известных западных архитекторов и целые архитектурные бюро. Девелоперов не смущают высокие гонорары. Приглашенная звезда упрощает процесс поиска инвестиций, признаются заказчики.
Растущий спрос на качественную коммерческую недвижимость в регионах стал причиной появления целого ряда ярких архитектурных проектов, к работе над которыми девелоперы предпочли привлечь иностранных специалистов. Екатеринбургский бизнес-центр "Стражи Урала" разработан французским архитектурным бюро Valode & Pistre.
Британский архитектор Норман Фостер работает над 56-этажным небоскребом "Бриллиантовый кристалл" для Ханты-Мансийска. По задумке автора это будет комплекс зданий, объединенных стеклянной крышей, напоминающей бриллиант. Комплекс расположится на холме, и это подчеркнет его доминирование над городом, утверждает застройщик московская компания "СТТ Групп Регион" Шалвы Чигиринского. Проект оценивается в $150-200 млн.
В Сургуте проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата победил в конкурсе проектов торгово-развлекательного центра. По словам исполнительного директора заказчика сургутского проекта ООО "Вершина" Рустама Мирсаяпова, в тендере участвовали 40 архитектурных компаний и институтов. "Нам требовалось, чтобы у проектировщика был опыт проектирования современных сложных общественных зданий, возможность создать оригинальный архитектурный объем, а не просто коробку. Наиболее интересные и адекватные предложения были получены от ЕЕА Эрика ван Эгераата и Chapman Taylor. После встречи с претендентами и обсуждения возможных деталей проекта Эрик ван Эгераат оказался архитектором наиболее подходящим",-- рассказывает Рустам Мирсаяпов.
Проект планировки всей территории насыпного острова "Морской фасад" в Санкт-Петербурге разработан британско-американской компанией Gensler.
Сотрудничество с иностранными специалистами сами девелоперы объясняют низкой квалификацией местных архитекторов и несоответствием качества отечественных проектов. По словам Рустама Мирсаяпова, при проведении конкурса на строительство в Сургуте ни одна из российских компаний "не смогла обеспечить гарантированные качество, сроки и архитектурную идею даже за цену западных архитекторов". "Нередко российские авторы не могут создать функциональное здание, удобное с точки зрения планировок и использования передовых западных технологий, которое бы соответствовало международным критериям классности объектов, в то время как на Западе уже сформировались архитектурные бюро, которые специализируются на конкретном формате недвижимости",-- поясняет Давид Оганян, заместитель директора по коммерческим вопросам и маркетингу "РДК групп" (заказчик проекта "Стражи Урала").
Привлечение иностранных специалистов увеличивает стоимость проекта в два-три раза (гонорар за работу архитектора составляет в среднем 15-20% от общих затрат), но заказчиков цена не смущает. "Привлечение иностранцев дает некоторые преимущества -- приходят новые технологии, опыт, свежие и оригинальные идеи,-- признает архитектор екатеринбургской компании "Стройсервис".-- Иностранцы обладают одним важным качеством -- у них есть рабочая согласованная команда, что позволяет максимально минимизировать сроки разработки проекта (в среднем срок разработки проекта составляет три-шесть месяцев). Наши компании убивают много времени на подбор команды".
Иностранные проекты приходится адаптировать под российские СНиПы и противопожарные и санитарные нормы. Зачастую от проекта остаются только внешний вид и звездное имя, которое в регионах, отмечают застройщики, дорогого стоит.
"За известное имя клиенты готовы платить больше, это автоматически поднимает класс объекта",-- отмечают в Уральской палате недвижимости. Как правило, цена "за имя" увеличивает стоимость продажи квадратного метра в здании на 30%. Кроме того, это выгодный аргумент в процессе привлечения инвестиций. Особенно западных компаний, признаются застройщики.
Вера Степанова, Виталий Мосеев Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU