Бывший вице-президент Альфа-банка Михаил Печерский решил заняться недвижимостью. Созданная им Advantage Group собирается потратить до $900 млн на строительство в российских регионах торгово-развлекательных центров общей площадью порядка 1 млн кв. м. Эксперты говорят, что ставка на регионы вполне оправданна.
Сейчас в портфеле Advantage Group четыре объекта, рассказывает Григорий Печерский, вице-президент компании.
Из них построен только один — торгово-развлекательный комплекс (ТРК) “Калининград Плаза” на 39 000 кв. м в Калининграде (инвестиции — $35 млн). Еще четыре ТРК компания собирается построить в Астрахани (74 000 кв. м), Брянске (30 000 кв. м) и Новосибирске (130 000 и 60 000 кв. м); участки под них уже куплены. По словам Печерского, общие инвестиции в пять проектов составят примерно $400 млн. Максим Карбасникофф, начальник отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle, которая разрабатывала концепцию проектов Advantage Group в Новосибирске и Калининграде, подтвердил эту информацию.
Компания также намерена вложить $500 млн в строительство еще шести объектов (в основном ТРК) в Омске, Сочи, Липецке, Кирове, Уфе и Тюмени, сказал Печерский. “До конца года будут приобретены земельные участки, и мы начнем реализацию проектов”, — добавил он. “Региональный рынок пока не насыщен современными ТРК, поэтому возможностей для выбора достойных площадок под строительство там больше. Кроме того, сроки реализации проектов там меньше, а административные барьеры ниже”, — объясняет свой выбор Печерский.
В пресс-службе Advantage Group говорят, что для строительства компания использует как собственные деньги, так и “средства крупных российских компаний и западных инвестиционных фондов”, но назвать конкретные источники финансирования отказываются. Печерский привел только один: Сбербанк прокредитовал строительство “Калининград Плаза” на $22 млн. Представитель крупной консалтинговой компании утверждает, что Advantage Group кроме собственных денег привлекает кредиты Альфа-банка и Сбербанка. “На данный момент банк в финансировании проектов, реализуемых Advantage Group, не участвует”, — заявляют в пресс-службе Альфа-банка. Официальный запрос в Сбербанк остался без ответа.
Эксперты считают, что Advantage Group поступает верно, делая ставку на регионы. Директор отдела торговой недвижимости Knight Frank Юлия Дальнова отмечает, что выбор городов под строительство ТРК хорошо продуман. “Города с населением 300 000-
700 000 недостаточно охвачены торговыми объектами. Большинство городов-миллионников уже заняты, а те, которые не заняты, могут не подойти девелоперам из-за низких доходов населения. Выбранные Advantage Group города перспективны и с точки зрения конкуренции, и с точки зрения доходов населения“, — считает она. С ней согласна и руководитель отдела исследований CB Richard Ellis/Noble Gibbons Нина Новикова, по мнению которой города второго эшелона “вызывают все больший интерес у девелоперов и торговых сетей”.
По мнению директора по маркетингу компании ОАО “Регионы” (строит ТРК в Уфе, Волгограде, Красноярске) Игоря Кашлакова, выход в регионы сопряжен для девелопера с двумя основными рисками: один связан с отрицательным отношением местных властей к экспансии московских компаний, другой — с недостатком квалифицированных кадров. “Кроме того, в региональный ТРК трудно привлечь крупных арендаторов, так как там нет достаточного количества складов”, — добавляет он.
Антон Филатов Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU