В сетях КИС или КИС в сетях?
Нормальная работа автоматизированной системы предприятия, её надёжность во многом зависят от архитектуры и правильной организации сетевого хозяйства. Всё б€ольшие мощности и пропускная способность требуются от технических средств и в этой составляющей. В данной статье рассматриваются некоторые проблемы и основные тенденции данного ИТ-направления.
Игорь ЯКОБСОН,
к.
т. н. Компания «Компас»
Источник: Журнал "Бухгалтер и Компьютер" №4 2004г
Мы часто и многословно рассуждаем о том, как надо автоматизировать управление предприятием. Какие программы нужны бухгалтеру, а какие финансовому директору? Нужно ли внедрять CRM-технологии, и если да, то каким образом распределить функции между автоматизированными рабочими местами? Как оценить эффективность от внедрения программного обеспечения? Какие функции планирования и бюджетирования должны входить в ERP-систему?
Короче говоря, во многих публикациях мы обращаем внимание в первую очередь на то, что называется программными аспектами (software). Считается, что проблемы “железа” (hardware) — предмет для обсуждения совсем в других изданиях, предназначенных для инженеров-системотехников. Собственно говоря, с этим трудно не согласиться. Вот только совсем уж не обращать внимания на “железные” вопросы специалисты по информационным технологиям тоже не могут. Внедрение корпоративных информационных систем (КИС) накладывает дополнительные специфические требования на локальные (да и не только локальные) вычислительные сети.
Кроме того, в наш век аутсорсинга очень редко удаётся заказать разработку и внедрение делового ПО у того же подрядчика, который занимается организацией сетей и поставкой вычислительной техники. А следовательно, возникают проблемы взаимодействия между несколькими партнёрами предприятия, и эти проблемы чаще всего сваливаются на голову специалистов ИТ-департамента.
Вот почему у меня возникло большое искушение нарушить традиции журнала и поразмышлять о нехарактерных для него вопросах взаимодействия ПО и “железа”, разработчиков корпоративных информационных технологий (КИС) и сетевых интеграторов. И я этому искушению охотно поддаюсь (а мы и не против, тем более что никаких особых традиций автор всё-таки не нарушает, в противном случае ему на это было бы строго указано. — Примеч. ред.).
Что же нужно для КИС
Прежде всего хотелось бы поговорить о том, какие требования современные КИС накладывают на вычислительные сети и какие существуют тенденции в развитии этих требований.
Первой и самой важной тенденцией можно назвать использование единого информационного пространства.
В начале 1990-х годов основным классом внедряемых корпоративных систем была так называемая система взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Если эти АРМ и обменивались информацией (а зачастую вообще работали совершенно независимо), то делали это в так называемом импульсном режиме, передавая друг другу файлы установленного формата раз в день, раз в неделю, а то и раз в месяц. В таком варианте можно было вообще не “заморачиваться” с созданием сети, а передавать информацию с одного рабочего места на другое на дискетах, что многие охотно и делали. И даже когда для передачи файлов использовалась сеть, нагрузка на неё была совсем невелика.
Естественно, что оперативное получение данных о состоянии дел на предприятии при таком подходе было делом малореальным. Поэтому по мере развития делового ПО всё большее количество пользователей стало обращаться к системам, в которых вся информация содержится в единой базе данных (БД), физически расположенной на одном мощном компьютере, который называется сервером БД. В этом варианте вся информация, введённая с одного рабочего места, тут же становится доступной для всех остальных пользователей, имеющих соответствующие права.
Более того, всё чаще предъявляются требования к оперативному занесению в единую базу данных информации, поступающей со всех удалённых площадок холдинга. А эти самые площадки могут быть удалены друг от друга на многие тысячи километров. Такая связь может осуществляться на основе прямого соединения “модем — модем”. Но тогда оплата междугородного телефона окажется существенной статьёй затрат. Поэтому чаще всего современные КИС используют связь через интернет, т. е. локальная сеть должна обеспечивать подключение ко Всемирной сети.
Вторая существенная тенденция развития современных КИС — это наращивание функциональности. Причём не только интенсивно и вглубь, за счёт, например, создания новых аналитических процедур, включения конкурентных интерфейсных решений (чтобы каждый пользователь мог выбрать удобную именно для него форму ввода или представления информации) и т. п. Существует тенденция и к экстенсивному росту функционала, всё более широкому охвату управленческих бизнес-процессов системой автоматизации.
Это означает, что в зону автоматизации включается всё больше сотрудников предприятия, количество одновременно работающих в КИС пользователей растёт, а значит, растёт и число компьютеров, подключённых к вычислительной сети.
С тенденцией роста количества пользователей тесно смыкается и третья тенденция — “персонализация” персонального компьютера (прошу прощения за тавтологию). В начале тех же 90-х один компьютер обслуживал потребности сразу нескольких пользователей, которые эксплуатировали его в своеобразном режиме “разделения времени”, что зачастую приводило к ссорам, а иногда (я лично бывал свидетелем этого) и к откровенным “кулачным” столкновениям, сопровождавшимся криками типа “Мне сейчас нужнее!”.
Да что там начало 90-х! Всего несколько лет назад мне довелось столкнуться с проектом внедрения CRM-системы в выставочной организации, который предполагал использование трёх компьютеров пятнадцатью менеджерами. Надо ли говорить, что таким образом почти весь эффект от новой технологии труда практически сводился на нет.
Сегодня всё больше компаний, в которых каждый сотрудник, занятый тем или иным образом в процессе управления предприятием, имеет собственную вычислительную машину. Соответственно количество пользователей локальной сети растёт и по этой причине.
Рост функционала и количества пользователей является причиной четвёртой тенденции — повышения требований к безопасности в смысле пресечения несанкционированного доступа к данным. Конечно, в основном этими проблемами занимаются сами разработчики и внедренцы КИС, но мне кажется, что грех не использовать возможности защиты, заложенные в современных сетях и базах данных. А их использование входит в обязанности сетевого интегратора или системного администратора.
Прямым следствием роста функциональности является и пятая тенденция развития современных КИС. Она заключается в увеличении количества документов, имеющих свой электронный образ, или, иными словами, в увеличении объёма информации, которая циркулирует в КИС.
Этому способствует и внедрение систем документооборота, в которых хранятся не только основные (“заголовочные”) данные документа, но и полные многостраничные тексты хозяйственных договоров, договоров подряда, актов, счетов и пр. Зачастую в базе данных находятся (а значит, перекачиваются по сети) не только последние редакции текстов, но и все версии, которые существовали в процессе их подготовки.
В качестве шестой тенденции я бы назвал интеграцию в единой КИС программ, разрабатываемых различными производителями. А это связано с интеграцией с разнообразным оборудованием: интеллектуальными кассовыми аппаратами (POS-терминалами), системой автоматической фиксации отработанного времени (электронная проходная), датчиками, станками с числовым программным управлением (да-да, приходится говорить и о них, так как современные системы управления предприятием постоянно наращивают связи с АСУТП) и т. д.
Кроме того, КИС всё чаще интегрируется с интернет-серверами или почтовыми серверами (например, для поддержки процедур автоматической рассылки писем, извещений и даже поздравлений клиентам). Подобное ПО традиционно предпочитают “держать” под Unix, хотя, на мой взгляд, качество Windows-продуктов в последнее время возросло. Таким образом, актуальным является требование к поддержке в единой сети различных операционных сред.
Следующий, седьмой существенный фактор, влияющий на требования к сетям, да и к компьютерам вообще, — это системные программные средства, использующиеся при разработке КИС. Большинство деловых программ функционируют в среде Windows. Для их разработки используются самые современные компиляторы и RAD-оболочки. А это, как хорошо известно, не способствует созданию оптимального загрузочного кода.
Да, собственно говоря, разработчики системного инструментария, с лёгкой руки корпораций Microsoft и Intel (или, как принято называть их в народе, “корпорации Wintel”), и не ставят перед собой цели повысить быстродействие и снизить требования к памяти. Скорее наоборот: чтобы стимулировать пользователя к чуть ли не ежегодной смене вычислительного оборудования на более производительное, поощряется разработка всё менее оптимальных средств программирования. В результате нередко одна и та же функция КИС выполняется старыми DOS-программами на каком-нибудь IBM PC XT и новыми Windows-системами на “навороченном” пятом Pentium примерно за одинаковое время.
Многие современные КИС (в том числе близкий моему сердцу “КОМПАС”) идут по пути наращивания гибкости, настраиваемости ПО. Это так называемые конструкторы, которые позволяют пользователю менять структуру базы данных, формы визуализации информации, вводить в систему новые алгоритмы обработки данных...
Такие возможности часто означают, что помимо собственно деловой информации, документов по сети проходит и значительный объём так называемых метаданных — описаний сделанных пользователем настроек.
Восьмая тенденция заключается в том, что современные КИС всё чаще используются в качестве баз данных промышленных SQL-серверов. В первую очередь это Oracle и MS SQL Server. А такие базы данных предъявляют к оборудованию гораздо более высокие требования, чем добрые старые Dbase, Paradox, FoxPro или Rbase.
Кроме прочего промышленные SQL-серверы обладают очень сложной системой параметризации, настроек. Недаром, например, Oracle DBA (администратор базы данных) — это очень высокая квалификация. Хорошего DBA порой просто не сыскать, даже предлагая очень хороший оклад (по российским меркам). С другой стороны, и сеть надо настраивать с учётом параметров БД, иначе, как говорят программисты, SQL-сервер “будет ползать, а не летать”, как ему положено.
Ещё один эффект от использования конкретно Oracle совпадает с эффектом от интеграции с интернет-серверами. Многие специалисты полагают, что Unix-версии Oracle работают лучше, чем их “Windows-сёстры”, и поэтому в качестве операционной системы сервера БД нередко используют ОС из Unix-семейства.
Девятый фактор. Следует отметить, что использование промышленных SQL-серверов в сочетании с солидными объёмами информации и большим количеством пользователей в некоторых случаях (в основном на самых крупных предприятиях) требует от сетевика нестандартных решений в смысле конфигурации сети. Например, использования нескольких серверов БД с репликацией данных и (или) решением проблем кластеризации и т. п.
Иначе говоря, с точки зрения пользователя, он всё равно работает в едином информационном пространстве (см. первую тенденцию) и полностью соблюдается принцип оперативности информации, но физически информационные потоки могут быть разделены между несколькими компьютерами.
Кроме того, поскольку КИС становится сегодня вторым “сердцем” предприятия, перебои в работе которого могут привести к печальным последствиям (начнёт лихорадить производство или существенно замедлится сбыт), ценность информации в базе данных постоянно растёт. Поэтому всё более актуальна стратегия резервирования серверов баз данных, причём в режиме “горячего резерва”, что также усложняет конфигурацию сети. Это десятый фактор.
Наконец, фактор одиннадцатый. Современные КИС всё чаще используют многоуровневые технологии (multitier), при которых выделяются не только серверы БД, но и серверы приложений. А значит, снова возрастает сложность сети и соответственно её настроек.
Пожалуй, можно долго анализировать тенденции развития делового ПО, которые влияют на требования к вычислительным сетям. Но и перечисленных одиннадцати хватит, чтобы перейти к синтетической части статьи. Или, простыми словами, пора приступать к выводам. Чем и займёмся.
Сложно, но можно
Первым абсолютно естественным следствием большинства из этих одиннадцати факторов является повышение требований к производительности сети. О десятимегабитных сетях речь сейчас может идти только на очень небольших предприятиях. Одновременно повышаются требования к серверам (всё чаще используются многопроцессорные) и рабочим станциям.
Но как же в нашей жизни обойтись без парадоксов? Естественно, что тенденция повышения требований к производительности не только сети в целом, но и входящих в неё компьютеров не устраивает многих клиентов, которые не желают спокойно воспринимать навязываемую концепцию “постоянного наращивания мощностей” (а значит, и обновления компьютерного парка), проводимую “корпорацией Wintel”. Поэтому и появились КИС, использующие технологию “тонкого клиента”, при которой повышаются требования к серверу, но понижаются — к рабочим станциям (пример — упомянутая многоуровневая технология).
Наряду с названными факторами в ряде случаев осуществляется в некотором смысле возврат к идеологии больших вычислительных машин (mainframe), а именно: используются терминальные решения, при которых практически все вычислительные работы осуществляются на мощных серверах, при этом требования к рабочим станциям и параметрам сети резко падают.
В общем, получается, что одновременно с тенденцией к повышению производительности сети имеется и тенденция к некоторому её понижению. Парадокс? По-моему, да. Хотя, конечно, тенденция к повышению производительности всё-таки превалирует.
Второй вывод: имеет место усложнение конфигураций и настроек сети. И это несмотря на то, что по сравнению с прежними временами, когда специалист по Novell должен был быть просто кудесником, сейчас очень много cделано (тут большое спасибо Microsoft), чтобы упростить процесс её установки, так что поставить простую Windows-сеть может теперь даже школьник. Впрочем, в жизни так часто бывает: доступная широким массам (любительская) аппаратура становится всё проще (в управлении) и удобнее, а профессиональная — всё сложнее и сложнее.
Подытожим, за счёт чего происходит это усложнение: значительное увеличение количества пользователей; сочетание глобальных (интернет) и локальных сетей; сочетание в одной сети разных операционных сред; сложная конфигурация серверов (в физическом смысле — серверов-компьютеров), сложная конфигурация серверов БД (в смысле ПО) и приложений; использование многоуровневых технологий и терминальных решений; интеграция с различным периферийным оборудованием и программным обеспечением разных производителей; разделение прав доступа пользователей.
Из этого вывода совершенно логично следует и вывод номер три. Сетевик (или группа специалистов-сетевиков как единое целое) сегодня должен обладать всё более высокой квалификацией и выходить за рамки своих традиционных знаний — как минимум в область настроек промышленных серверов, что весьма непросто.
Наконец, четвёртый вывод из всего вышесказанного, может быть, не так очевиден, но “по жизни” очень актуален.
Мне кажется, что сейчас в ещё большей степени, чем раньше, сетевые интеграторы должны действовать в контакте с разработчиками и внедренцами КИС, так как роль КИС в жизни предприятия всё повышается.
Однако на практике такое взаимопонимание обнаруживается далеко не всегда. Более того, эти две разновидности подрядчиков имеют тенденцию валить все неприятности (например, замедление работы программного приложения) друг на друга. Ведь так удобно оправдать перед клиентом неоптимальную работу сочетания “сеть — прикладное ПО” за счёт партнёра. Помните фильм “Великолепный”, а именно сюжетную линию “газовщики и водопроводчики”, когда водопроводчики отказывались чинить колонку до того, как отработают газовщики, а те, в свою очередь, ссылались на водопроводчиков?
В результате ИТ-специалистам предприятия приходится играть роль арбитров в подобных спорах, а значит, им самим нужно обладать соответствующей квалификацией.
Ох, нелегка жизнь ИТ-специалистов! Низкий им поклон! А с другой стороны — кому сейчас легко?
Статья получена: Клерк.Ру